Некоторое время назад мы уже писали о сенсорных информационных киосках (см. CRN/RE № 24/2000) — об основных участниках этого рынка за рубежом, их продукции и потребителях. Тема вызвала интерес, поскольку информационные киоски находят все большее применение и в нашей стране.
Сенсорный инфокиоск предназначен для получения и ввода информации без использования клавиатуры и мыши. Вместо нажатия кнопок — прикосновение к экрану, снабженному специальным графическим интерфейсом.
В мире сенсорные инфокиоски широко используются для получения справочной информации в местах публичного доступа: в транспортных узлах, супермаркетах, банках, музеях, на выставках — везде, где большой поток посетителей, много однотипных вопросов и нужно экономить затраты на обслуживающий персонал. Например, на железнодорожном вокзале, подойдя к сенсорному инфокиоску, вы можете узнать расписание движения поездов. В аэропорту инфокиоск в режиме on-line сообщит, началась ли регистрация на ваш рейс и точный маршрут к месту регистрации. В супермаркете вы увидите, где находится интересующий вас товар, а на выставке — стенд вашего партнера.
Сенсорные инфокиоски использует и обслуживающий персонал. Продавец в супермаркете, например, с помощью нескольких касаний может узнать, остался ли в наличии запрашиваемый товар, а не звонить или тем более не идти на склад.
Сенсорный инфокиоск в простейшем случае состоит из сенсорного экрана, компьютера с соответствующим ПО и корпуса киоска. Дополняя эту базовую конфигурацию различными устройствами и модифицируя ее составляющие, можно получить киоски разного назначения. Например, добавив специальный принтер, приемник бумажных купюр и монет, получим автомат по продаже билетов. Аналогичным образом нетрудно создать банкомат для выдачи наличности, терминал для электронных платежей и IP-телефонии, Интернет-киоск, пульт автоматизированного управления заказами в ресторане и т. п.
Среди российских компаний, работающих на рынке сенсорных инфокиосков, наиболее заметны московские «Кварта», «Традиция» и санкт-петербургская «Диалектика». Все три предлагают собственные модели, укомплектованные сенсорным оборудованием зарубежных производителей. Московские компании поставляют также и готовые киоски иностранных вендоров, например немецкой фирмы Rittal.
Так, «Кварта» поставляет и использует в своих моделях сенсорные экраны американской фирмы ELO TouchSystems, «Традиция» — экраны MicroTouch, «Диалектика» — экраны обоих вендоров. Выпускаемые в мире сенсорные экраны используют одну из четырех основных технологий: поверхностных акустических волн, изменения распределенной емкости, инфракрасных волн и электродную резистивную технологию.
Для некоторых моделей инфокиосков корпуса изготавливаются на российских заводах и поэтому стоят относительно недорого, для других — производятся за рубежом. «Традиция», например, делает их по собственным чертежам в Германии. Специальное ПО и контент компании разрабатывают сами или привлекают сторонних разработчиков.
Рынок сенсорных инфокиосков в России пока невелик и находится в начальной стадии развития. По сведениям, предоставленным тремя упомянутыми компаниями, в России сегодня установлено порядка 400 таких терминалов, из них около 300 в Москве. Цена каждого, в зависимости от комплектации, колеблется от 3 до 15 тыс. долл.
Наиболее крупный выполненный проект — сеть сенсорных инфокиосков для Городской информационно-справочной системы (ГИСС) Москвы, в рамках которого было установлено около 120 киосков. Проект начался в 1997 г. и с перерывами продолжается до сих пор. Поставку киосков для него осуществляли «Росинформ» и «Традиция», за сенсорное оборудование отвечала компания «Кварта».
Остальные проекты и отдельные продажи менее значительны по объему, хотя иногда не менее интересны.
Так, «Традиция» в прошлом году выиграла у Siemens и Philips тендер на поставку инфокиосков для литовского отделения компании Philip Morris. Главную роль, по мнению генерального директора «Традиции» Антона Панфилова, в этом сыграла конкурентоспособная цена при качестве, соответствующем стандартам ISO. Компания также установила сеть из 12 информационно-справочных киосков в 12 управах ЦАО Москвы.
У компании «Кварта» в 2000 г. крупных проектов не было. Тем не менее по количеству проданных киосков она обогнала своего конкурента, поставляя отдельные экземпляры для вокзалов, телекоммуникационных компаний, выставочных центров и музеев и продавая оборудование через сеть посредников. «Кварта» выступала также субподрядчиком по поставке сенсорного оборудования для Эрмитажа в рамках проекта, выполненного IBM. В настоящее время она поставляет информационные киоски в музеи Москвы и Санкт-Петербурга.
Игорь Меркулов, исполнительный директор «Кварты», подбирает партнеров в Москве и региональных центрах для реализации проекта по установке сенсорных киосков на вокзалах, в магазинах, гостиницах для предоставления населению доступа в Интернет. Он надеется, что в рамках этого проекта можно будет установить от 100 до 3000 киосков. Для начала в этом году сенсорным киоском для выхода посетителей в Интернет обзавелось «Литературное кафе» на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В Белгороде при участии «Кварты» и ее местного партнера такой киоск появился в одном из крупных магазинов города. На выставке «Софтул-2001» посетители через сенсорный терминал, подключенный к Интернету, могли заполнять анкеты.
Широкое применение сенсорных киосков во многом тормозится отсутствием достаточных финансовых ресурсов у заказчиков. Поэтому фирма «Традиция» разработала бизнес-план проекта, который, по ее оценке, будет привлекателен для инвесторов. Недостаток финансирования планируется восполнить за счет рекламодателей. Для этого над сенсорным информационным киоском помещается еще один монитор, выполняющий функции виртуальной рекламной площадки с гибкими возможностями управления демонстрацией рекламы. Стоимость минуты показа, по подсчетам Антона Панфилова, может составлять менее 1 долл. По его мнению, особый интерес такой способ рекламы представляет для мелких и средних компаний, которые смогут отрекламироваться на небольшой территории за минимальную оплату, а также для владельцев известных торговых марок, которые, согласно российскому законодательству, не могут рекламироваться на телевидении.
При этом цикл информирования может быть сразу совмещен с циклом покупки товара через киоск. Основываясь на предварительной договоренности с крупными инвесторами, Антон Панфилов считает, что в случае коммерческого успеха этого проекта объем ожидаемых инвестиций в течение 2–2,5 лет может составить 20–30 млн. долл.
По его мнению, при установке более 100 таких сенсорных терминалов по всему городу эти средства можно было бы окупить за 2,5–3 года. При установке в Москве сети из 1000 и более подобных терминалов срок окупаемости сократится до 2 лет.
«Традиция» сейчас ведет переговоры о подписании договоров с тремя московскими железнодорожными вокзалами на установку информационно-справочных и рекламных терминалов. На одном из вокзалов в первой фазе проекта планируется организовать небольшой бизнес-центр для пассажиров, включающий, помимо прочего оборудования, четыре информационно-справочных сенсорных киоска. Затем предполагается установить их на перронах, в залах ожидания. По другому проекту несколько терминалов компания сейчас устанавливает в одном из аэропортов Кипра. По сообщению генерального директора «Традиции», одна из крупнейших российских телекоммуникационных компаний выразила заинтересованность в установке у себя в следующем году системы из 30–40 интерактивных сенсорных терминалов и 20 рекламных дисплеев.
Определенные надежды российские компании, работающие на рынке сенсорных киосков, возлагают и на обсуждаемый сейчас проект по установке в отделениях Сбербанка РФ сети интерактивных платежных терминалов. Как считает Антон Панфилов, прямой допуск «народа» в платежные системы банков пока сдерживается опасениями, связанными с безопасностью.
Компании по-разному оценивают емкость отечественного рынка инфокиосков в 2001 г. В начале года в «Традиции» полагали, что этот показатель составит 1–2 млн. долл., и рассчитывали на 25–30% этой суммы. В «Кварте» называли сумму 0,7–1,5 млн. долл. и надеялись получить заказов на 50–75% этого объема.
Простой подсчет показывает, что, расходясь в оценке емкости рынка, эти компании в абсолютном выражении ожидают довольно близких объемов продаж. Исходя из приведенных цифр, получается, что первая надеялась продать киосков на сумму порядка 400 тыс. долл., а вторая — на 690 тыс. долл.
При отсутствии возможных крупных проектов «Кварта» предполагает продать в текущем году около 100 киосков, т. е приблизительно столько же, сколько и в прошлом. В «Традиции» рассчитывают утроить объем продаж по сравнению с предыдущим годом. Компания «Диалектика» планировала реализовать не менее 50 инфокиосков.
Как обстоят дела сейчас, в начале ноября? Менеджер по маркетингу «Кварты» Татьяна Ионкина считает, что итоги пока подводить рано — впереди еще два месяца IV квартала, которые могут изменить картину. Крупных проектов у ее компании в этом году не было. Объем продаж сенсорных киосков «Традиции» к ноябрю уже превысил 300 тыс. долл.
Вкладывая средства в развитие бизнеса в области сенсорных инфокиосков, российские компании в настоящее время находятся примерно на уровне окупаемости. По словам Игоря Меркулова, это направление стало для его компании безубыточным в 1999 г. и начало приносить прибыль с 2000 г. Антон Панфилов полагает, что для его компании инвестиционная фаза еще продолжается, хотя ряд заказов позволил приблизиться к порогу окупаемости. «Диалектика» инвестировала в это направление последние два года и сейчас, по словам ее генерального директора Игоря Кудряшова, начинает получать отдачу.
Несмотря на пока еще скромные размеры данного сегмента рынка, российские компании ожидают его активный рост в ближайшие годы. «Традиция» связывает эти надежды с увеличением потребности в информационно-платежных и рекламных терминалах, «Кварта» — с несколькими возможными крупными проектами, прежде всего в области Интернета, телекоммуникаций, торговых и расчетных систем для населения.
Одним из основных сдерживающих факторов более быстрого роста российского рынка сенсорных инфокиосков эти компании называют пока еще экстенсивное развитие тех секторов рынка, где традиционно (для западных стран) концентрируется спрос на эти системы. При низком уровне заработной платы обслуживающего персонала киоск пока обходится дороже, чем человек. Как только это соотношение в нашей стране изменится, спрос на киоски должен резко пойти вверх, что и наблюдается на мировом рынке.