Прошедший год создал предпосылки для серьезных перемен на рынке ручных ПК

По итогам года объемы продаж ручных ПК в России составили 29 тыс. штук. В эту цифру входят все модели и платформы, проданные как по официальным каналам, так и благодаря усилиям многочисленных «серых» дилеров. С одной стороны, эта цифра кажется не очень большой — особенно в сравнении с объемами продаж, скажем, ноутбуков или сотовых телефонов, с другой — производит впечатление, если учесть, что это примерно вдвое больше по сравнению с 2000 г. (14 тыс. штук).

Технологии

Причин такого резкого роста несколько, но безусловно одна из главных — активный маркетинг машин на базе Windows CE, таких, как iPAQ или HP Jornada. В 2001 г. Microsoft, после серии неудачных попыток, сумела выбить почву из-под ног соперников, прежде всего Palm. На рынок PDA-устройств, создатели которых дотоле делали ставку на эффективность программно-аппаратных средств и простоту работы, проникла идеология, давно привычная нам по рынку ПК и ноутбуков. По сути, одним из главных итогов года можно назвать то обстоятельство, что Microsoft и ее партнеры сумели втянуть рынок в «гонку мегагерц» (и мегабайт), тем самым «породив» обширный слой пользователей, запросы которых в будущем будут играть определяющую роль в развитии рынка.

В 2001 г. объемы продаж машин на базе PocketPC впервые сравнялись с объемами продаж Palm (в штучном выражении, при этом первые в среднем на 15–25% дороже Palm, но в моменты, когда объемы продаж были сравнимы, на рынке появлялись модели по примерно одинаковой цене).

Так или иначе, в этом году можно сказать, что платформа Palm проиграла. Несмотря на то что продажи моделей на ее базе (и Palm, и изготовителей клонов) пока достаточно велики, сегодня уже понятно, что философия «пользователям не нужны мощные модели, им нужны удобные машинки» потерпела крах. Хотя Palm готовит к выпуску модель нового поколения — на мощном процессоре и с современной многозадачной ОС (до сих пор применялись маломощные процессоры и довольно старая ОС, которая, несмотря на выпуск очередных улучшенных версий, уступала конкурирующим платформам), пытаясь конкурировать с PocketPC на его же поле, но парадокс в том, что в этом соперничестве, по сути дела еще не начинавшемся, Palm уже проиграла.

Изменению расстановки сил среди изготовителей, разумеется, способствовал и общий спад рынка в США; возможно, это обстоятельство было даже более значимым, нежели их частные финансовые проблемы. Некоторые компании, «не видя света в конце туннеля», даже предприняли весьма радикальные — правда, возможно, и преждевременные — шаги. Например, в середине прошлого года рынок облетела новость, что компания Psion прекращает производство PDA. Пусть принятию решения Psion в немалой степени способствовала неудача очередного смелого проекта компании по проникновению на американский рынок, но суть дела от этого не меняется.

Канал

Канал изменился полностью. Если в 2000 г. на этом рынке определяющую роль играли несколько компаний-поставщиков, которые работали одновременно как дистрибьютор, дилер, системный интегратор и розничный продавец, поскольку небольшие объемы сбыта не позволяли создать структурированный канал, то в 2001 г. пришли крупные дистрибьюторские компании (см. CRN/RE № 11/2001, «Страсти „карманного“ рынка»). Кроме того, возник массовый «серый» рынок, которого до сих пор тоже не было (во всяком случае, доля его не превышала типичного для любого рынка показателя 10–12%). Прогнозы, сделанные в прошлом обзоре рынка ручных ПК (см. CRN/RE № 18/2000, «Рынок PDA. Небольшой, но очень перспективный»), вполне оправдались, по многим причинам рынок PDA превратился из сегмента, где работали методы «нишевой дистрибуции», в массовый (пусть и относительно), где работают совсем другие законы.

Вчерашние лидеры уступили свои места, а на рынок в качестве основного метода работы пришел механизм box moving — нормальный конвейер поставок. Рынок PDA долго жил согласно принципам «натурального хозяйства», когда одна и та же компания занималась решением всех проблем — от сертификации изделия до разработки русификатора, но сегодня этот подход уже бесперспективен. Ранее у многих компаний просто не было выбора, однако сейчас на рынке уже имеется вполне сложившаяся инфраструктура, которая позволяет воплотить в жизнь принцип «разделения труда», более прогрессивный, нежели «натуральное хозяйство».

В 2001 г. на рынке PDA начали активно работать вендоры, занявшиеся продвижением и техническим сопровождением устройств, пусть и делегируя при необходимости другим компаниям те или иные проекты. В результате большинство проблем, с которыми ранее сталкивались продавцы PDA, сегодня решают изготовители, для реселлеров же вся «кухня» разработки и производства полностью прозрачна, от них требуется только заниматься своим делом — «возить и продавать». В частности, проблему русификации — благо местные компании выполняют ее лучше и намного дешевле, чем обошлась бы «заводская» локализация. Яркий пример — соглашение между российским представительством Compaq и компанией Paragon Software (SHDD) о предустановке системы локализации LEng на все iPAQ, официально продаваемые в России. Аналогично действуют и многие другие изготовители — от Hewlett-Packard до HandEra.

Кроме того, в 2001 г. наблюдалась и другая важная тенденция — началось становление инфраструктуры независимой технической поддержки (наряду с тем что и сами изготовители обеспечивают техническое сопровождение). Увеличение количества пользователей привело как к возникновению множества сайтов «для пользователя», так и к появлению компаний, которые пробуют привлекать покупателя дополнительными услугами. Это явление более или менее распространено в других сегментах рынка, в частности ПК и систем автоматизации бухгалтерского учета, но для рынка PDA оно внове. Примеров много: скажем, портал mabi.ru, который позиционирует себя как «профессиональный Интернет-магазин», не просто продающий PDA, но и предлагающий пользователям дополнительное ПО, услуги по обучению работе с PDA, консультации как по Интернету, так и на месте эксплуатации, помощь в решении технических проблем и пр.

Количественные показатели, скажем, доли рынка, наглядно иллюстрируют качественные изменения, которые произошли на рынке ручных ПК. В 2000 г. «большая пятерка» игроков контролировала от 60 до 80% рынка, оставляя «серым» сравнительно небольшое пространство для маневра. Природа ручного ПК такова, что исключает традиционную нишу «серых» поставщиков ноутбуков — продажу новейших моделей задолго до того, как официальные партнеры дождутся завершения длительных процедур сертификации и начала «официальных» продаж на российском рынке (а иногда и при отсутствии гарантии, что эта модель вообще будет в нашей стране продаваться!). PDA, особенно новые модели, как минимум необходимо сначала русифицировать, а это требует времени или участия изготовителя (который борется с «серыми» уже своими методами).

Но наряду с этими весьма отрадными тенденциями, отмечаются и противоположные — 2001 г. прошел под знаком «серых» поставок. Как известно, можно зарабатывать на создании рынка, а можно на его разрушении. И в 2001 г. ломка привычной структуры привлекла любителей «быстрых денег», поэтому доля «большой пятерки» заметно снизилась. В I квартале 2001 г. ситуация в целом оставалась такой же, как и в 2000 г., «ветер перемен» подул позже, во II–III кварталах, когда на рынке появился «серый бестселлер» 2001 г. — Compaq iPAQ PocketPC. Эта машина действительно стимулировала рост рынка, но не столько благодаря соответствию запросам пользователей, сколько тому, что из-за активного обновления модельного ряда в течение года на рынке появлялись недорогие iPAQ (только во второй половине года Compaq начала выправлять эту ситуацию, следствием этих попыток и стало решение проблемы русификации на уровне представительства).

Так или иначе, доля рынка, которую контролируют ведущие игроки, снизилась до 50%, а в III квартале (момент максимальной активности «серых») — и до 40%. При этом обновился и состав «большой пятерки» — в нее вошли два новых игрока. На сегодня (в течение года состав «большой пятерки» изменялся) список выглядит так: Galaxy Computers, RRC, «Белый Ветер», «Роско», «Электон» (перечислены в алфавитном порядке).

Закономерное следствие «серого» пути развития — резкое снижение маржи. Наиболее ярко это проявляется в сегменте PalmOS, в течение 2001 г. маржа на отдельных моделях Palm составляла до 5–7 долл., аналогичная по сути картина наблюдалась и с iPAQ PocketPC, хотя сегодня (речь идет уже о начале 2002 г.) при появлении новых моделей ситуация несколько выправилась. И это обстоятельство создает предпосылки для увеличения активности широкопрофильных дистрибьюторов. Такая маржа не особенно интересна для специализированных компаний (по логике «натурального хозяйства» им приходится нести дополнительные расходы на поддержку бесприбыльных, но по разным причинам необходимых проектов, окупить которые может только достаточно высокая маржа), но 1–3% от стоимости единицы товара вполне приемлемо для крупной дистрибьюторской компании. Ситуация с Psion в деталях иная, но суть в общем та же, хотя, конечно, позиции этой платформы сильно ослабила массированная атака «серых» трейдеров.

Особое место занимает модель Nokia 9210 Communicator. Формально относясь к категории систем на базе EPOC32/Symbian OS, на практике она занимает отдельную нишу, хотя бы потому, что это коммуникатор. Прошлый год ознаменовался мощнейшей рекламной кампанией, посвященной Nokia 9210, аналогов которой не было на рынке ручных ПК за все время его существования. При этом продажи Nokia 9210 весьма и весьма скромны, причем как официальные, так и «серые», хотя «серый» рынок в этом сегменте составляет до 80%.

Причин такого положения довольно много, но одна из главных — непродуманная политика работы с каналом со стороны Nokia. Это обстоятельство даже важнее, нежели технические проблемы, связанные с русификацией (в первозданном виде Nokia 9210 «не понимает» русского, но сегодня пользователи могут выбирать между несколькими системами локализации, причем одна из них — RuNokia — предоставляется бесплатно). Истинная проблема Nokia 9210 состоит в том, что компания-изготовитель «пустила» коммуникатор — устройство, которое ближе к ручным ПК, нежели к сотовым телефонам, — в канал продаж сотовых телефонов, за что немедленно обрела полный букет типичных проблем: расцвет «серого» рынка, резкое падение маржи, недовольных пользователей (проблемы, тривиальные для реселлера, продающего ручные ПК, скажем, настройка синхронизации или инсталляция ПО, нередко совершенно не доступны персоналу компаний по продаже сотовых «коробочек») и отсутствие интереса к продукту (в связи с незначительной маржой) со стороны реселлеров.

Перспективы

Главный прогноз можно сделать, даже не задумываясь, настолько он очевиден — рост «серого» рынка. Увы, «серые» — это неизбежно. Платформа Windows CE достаточно часто обновляется, а потому на рынке образуются запасы «морально устаревших» систем, которые дистрибьюторы стремятся сбыть с рук, не особенно заботясь о цене. К тому же ожидается несколько новых коммуникаторов на базе PocketPC (в частности, уже объявлена модель HP Jornada 928).

Продолжится снижение цен, прежде всего потому, что страны Юго-Азиатского региона уже освоили массовое производство машин на базе PocketPC, соответственно нельзя исключать, что рынок заполонит их продукция. В связи с этим следует также ожидать появления «русских PocketPC», сиречь продукции «азиатских тигров» с русскими логотипами — и о таких проектах уже известно.

Так или иначе, главный итог 2001 г. заключается в том, что были созданы все предпосылки для коренного изменения облика рынка ручных ПК, а как именно он изменится, мы узнаем в конце 2002 г.

Российский рынок PDA в 2001 году

Квартал I II III IV
Объемы продаж PDA в 2001 г.
Количество (шт.) 5500 6000 9500 8000
Рынок PDA (платформы), %
Windows CE (клав.) 3 3 4 5
PocketPC (б./клав.) 15 13 30 25
Palm (и клоны) 55 53 34 47
EPOC32/SymbianOS 25 24 29 18
Проч. 2 7 3 5
Рынок PDA (PalmOS), %
Palm 75 79 78 83
Sony 8 10 12 13
HandEra/TRGpro 5 5 8 3
HandSpring 10 4 1 0
Другие 2 2 1 1
Рынок PDA (Windows CE, PPC), %
Hewlett-Packard (клав.) 3 3 4 5
Hewlett-Packard (б./клав.) 19 18 17 30
Casio (б./клав.) 45 39 20 18
Compaq (б./клав.) 32 40 59 43
Другие 1 0 0 4
Рынок PDA (Psion/Symbian OS), %
Psion Series 5mx 27 26 24 75
Psion Revo/Revo Plus 70 72 21 5
Diamond Mako 0 0 52 12
Psion netBook 3 2 3 7
Nokia 9210 0 0 0 1

Источник: оценки автора.