Начиная с 1998 г. американский журнал Fortune публикует ежегодный Список 50 самых влиятельных женщин (50 Most Powerful Women) в бизнесе США. Составляя этот список, редакторы Fortune стремятся учитывать не только личные достижения претенденток — занимаемую должность, деловые качества, траекторию карьеры, личный доход и др., но и более общий контекст — масштабы бизнеса, которым они руководят, его значимость для экономики США, а также его воздействие на общество и культуру.
Бессменным лидером Списка 50 четыре года подряд остается 48-летняя Карли Фиорина, председатель и главный управляющий Hewlett-Packard. Более 2,5 лет она возглавляет одну из крупнейших и старейших в ИТ-индустрии американских корпораций и все это время стремится перестроить компанию в соответствии с требованиями быстроменяющегося рынка, вернуть ей лидерство в индустрии.
Намерение НР купить Compaq было с неодобрением встречено на Уолл-стрит и натолкнулось на сильную оппозицию со стороны части акционеров НР. Через несколько дней, 19 марта, состоится решающее голосование акционеров НР по вопросу о сделке с Compaq. Скорее всего она будет одобрена, и тогда перед Фиориной станет сложнейшая задача объединения двух гигантских компаний. В случае отклонения сделки Карли придется уйти из НР.
На одну ступеньку вверх, с 3-го места в 2000 г. на 2-е, поднялась Мэг Уитмен, президент и главный управляющий компании eBay. Ей, одной из немногих, удалось воплотить в жизнь хоть часть радужных надежд, связанных с Интернет-бизнесом. Она никогда не обещала инвесторам «златые горы», иногда ее даже критиковали за недостаточную агрессивность, но ее электронный аукцион из квартала в квартал приносил прибыль. В целом за 2001 г. прибыль eBay составила 90,4 млн. долл. при обороте около 750 млн. долл.
На 6-е место (с 18-го в 2000 г.) поднялась Энн Малкахи, президент и главный управляющий корпорации Xerox. Проработав в Xerox более 25 лет, в июле прошлого года она заняла высший пост в компании, и теперь ей предстоит вывести Xerox из труднейшего положения. В прошлом году в Xerox были предприняты жесткие меры по сокращению затрат, обеспечивашие экономию 1,1 млрд. долл. в год, численность персонала уменьшилась на 15,5%.
Интересные зигзаги претерпела в последние годы карьера Пэт Руссо (26-е место). Два года назад, занимая пост исполнительного вице-президента по стратегическим вопросам и развитию бизнеса в компании Lucent Technologies, она уже фигурировала в Списке 50 (на 10-м месте). В 2000 г. она возглавила ключевое подразделение Lucent с оборотом 25 млрд. долл. в год, но в августе того же года в ходе реорганизации ее должность была упразднена, и ей пришлось покинуть компанию, а заодно и Список 50. Через восемь месяцев, в апреле 2001 г., Пэт заняла пост президента компании Eastman Kodak (фотооборудование и фотохимикаты), и именно в таком качестве вновь попала в Список 50. Однако в январе 2002 г. 49-летнюю Пэт, отдавшую Lucent 19 лет жизни, пригласили вернуться в компанию, теперь уже в качестве главного управляющего.
Вторая представительница НР в Списке 50 — это Энн Ливермор (28-е место, в 2000 г. — 11-е место), президент отделения НР Services. Ее главная задача сейчас — развитие потенциала НР в области услуг. Если сделка НР–Compaq состоится, то объем этого бизнеса вырастет с 6 до 15 млрд. долл.
Удержалась в Списке 50 и Донна Дубински, главный управляющий компании Нandspring, хотя и опустилась на 32-е место (с 4-го в 2000 г.). Ну что ж, в прошедшем году рынок был неблагосклонен к изготовителям карманных ПК — компаниям Handspring и Palm, соучредителем которых была Донна; рыночная стоимость этих компаний упала на 35 млрд. долл. Тем не менее она надеется, что к середине 2002 г. Handspring начнет приносить прибыль.
В 2001 г. впервые попала в Список 50 еще одна представительница Lucent Technologies — Дженет Дэвидсон (47-е место), президент крупнейшего в компании отделения Integrated Network Solutions с оборотом 13 млрд. долл. За последние два года, очень трудные для Lucent, она поднялась на три ступени в служебной иерархии и теперь должна оправдать оказанное доверие.
В то же время многим видным ИТ-леди пришлось покинуть Список 50.
Среди них 47-летняя Дебби Хопкинс (2-е место в 2000 г.), бывший исполнительный вице-президент и финансовый директор Lucent Technologies. Придя в эту компанию в 2000 г. из корпорации Boeing, она сразу начала проводить очень самостоятельную и активную политику, за что, вероятно, и пострадала: в мае прошлого года ей пришлось уйти из Lucent.
Не повезло и Эллен Хэнкок (5-е место в 2000 г.), бывшему главному управляющему компании Exodus Communications. В период Интернет-бума Exodus была компанией № 1 в области Web-хостинга, но в прошлом году оказалась на грани банкротства. Для 59-летней Эллен это уже третье падение с корпоративных высот — до Exodus она занимала высокие посты в IBM и Apple.
С окончанием Интернет-эйфории покинула Список 50 и Мэри Микер (6-е место в 2000 г.), управляющий директор инвестиционной компании Morgan Stanley Dean Witter и ведущий аналитик в области Интернета. По мнению многих, Мэри, которую иногда называли «королевой Сети» (Queen of the Net), как мало кто другой, способствовала буму на рынке акций high-tech.
Уступили свои места соперницам из других секторов экономики также топ-менеджеры AOL, Cisco Systems, Oracle, Packet Design, Priceline.com, Siebel Systems, Sun Microsystems.
В конце февраля газета The Wall Street Journal Europe обнародовала свой список 25 самых успешных женщин-руководителей в европейском бизнесе. В этом году в их число попала и Ольга Дергунова, глава российского представительства компании Microsoft, занявшая 23-е место.
На протяжении трех лет — с 1998 по 2000 г. — можно было заметить любопытную и приятную для ИТ-сообщества тенденцию: доля представительниц ИТ-индустрии в составляемом Fortune Списке 50 самых влиятельных женщин американского бизнеса росла, и они занимали все более высокие позиции. Пика эта тенденция достигла в 2000 г., когда все пять лидирующих позиций в Списке 50 заняли женщины из ИТ-индустрии, а всего в него вошли около 20 представительниц этой отрасли.
Тем не менее напрашивался вопрос: может быть, это лишь стечение обстоятельств, веяние преходящей моды на высокие технологии и Интернет?
Увы, как показал прошлый год, это так.
Список 50, как и другие подобные рейтинги, — лишь моментальный снимок, отражающий прежде всего текущее состояние экономики, отдельных отраслей и компаний. И если оно характеризуется не иначе как замедление или рецессия, а в некоторых отраслях, в том числе в ИТ-индустрии как сильнейший спад, это не могло не отразиться на составе Списка 50.
К сожалению, в 2001 г. позиции ИТ-индустрии значительно ослабли — в Списке 50 ее представительниц осталось всего девять, вдвое меньше, чем было год назад. А в первой десятке — всего три.
А вот другая заметная тенденция представляется вполне устойчивой: если 3-4 года назад управление бизнесом объемом 3 млрд. долл. почти автоматически гарантировало место в Списке 50 самых влиятельных, то сейчас в нем уже несколько женщин, стоящих во главе бизнеса с оборотом 20 млрд. долл. и более.
Скомпрометировавшая себя «новая» экономика вновь привлекла внимание к фундаментальным основам бизнеса, к компаниям традиционной экономики, строящим — и небезуспешно — реальный, а не виртуальный бизнес, хотя и переживающим трудности, как и вся американская экономика. Интересно, что из девяти женщин ИТ-бизнеса, оставшихся в 2001 г. в Списке 50, только две представляют новые ИТ-компании (Мэг Уитмен из eBay и Донна Дубински из Handspring), остальные же — топ-менеджеры из таких компаний-ветеранов ИТ-индустрии, как Hewlett-Packard, IBM, Lucent Technologies, Xerox.
Кроме того, как отмечают редакторы Fortune, в первых строчках Списка 50 в 2001 г. оказались не те топ-менеджеры, которые достигали высших постов путем быстрых и иногда рискованных переходов, а «рабочие лошадки» — те, кто по многу лет работая в своих компаниях, постепенно накапливали опыт, наращивали влияние и неспешно поднимались по карьерной лестнице. Именно так складывалась карьера у шести из первой десятки бизнес-леди в Списке 50 этого года. Суммарный стаж их работы в компаниях, которыми они руководят сегодня, — 118 лет!