Рост популярности ОС Linux настолько беспокоит Microsoft и Sun, что эти заклятые «друзья» предпринимают контрмеры. В начале февраля Microsoft выработала новые приемы для борьбы с Linux и даже создала специальное подразделение, цель которого — сокрушить ненавистную ОС, ставшую конкурентом на платформе Intel. Это следует из внутреннего документа корпорации, распространенного в декабре прошлого года (см. CRN/RE №3/2002). Кроме того, Microsoft инспирировала исследование, проводимое компанией D. H. Brown Associates, цель которого — развеять сложившееся мнение о том, что Linux является бесплатной системой и что работающий только под управлением этой ОС мэйнфрейм zSeries корпорации IBM обеспечивает менее дорогостоящую консолидацию серверов, чем кластер машин, работающих под управлением ОС Windows.
«Когда вокруг Linux поднялось много шума, мы старались привести убедительные свидетельства третьих фирм, которые можно было бы противопоставить предвзятым мнениям и которые могли бы развенчать миф о том, что ОС Linux бесплатна, а полная стоимость владения ею равна нулю», — заявил Даг Миллер, директор Microsoft по стратегиям конкурентной борьбы. Он сказал, что доля Linux на рынке серверных ОС сейчас составляет лишь около 11%. «Мы сомневаемся, что Linux и впрямь делает успехи на корпоративном рынке», — заключил Миллер.
Между тем Sun хочет уклониться от дальнейшей поддержки платформы Intel, на которой работают Linux и Windows, даже несмотря на растущее число приверженцев Unix и Linux. Откладывая выпуск ОС Solaris 9 для платформы Intel, Sun, возможно, стремится укрепить позиции своей платформы SPARC и ОС Solaris. В прошлом году Solaris потеряла клиентов на рынках телекоммуникаций, финансовых и других услуг, уступив натиску Linux, отмечают аналитики отрасли.
«Linux стала реальной силой на рынке и сейчас стремительно догоняет лидеров, переходя от своего первоначального статуса ПО для Интернета к поддержке таких корпоративных приложений, как SAP, SAS, Oracle9i и IBM DB2 Extended Enterprise Edition», — отмечает Стейси Куондт, аналитик компании Giga Information Group.
По его мнению, в условиях, когда многие отрасли переживают спад, открытый код Linux и меньшая величина затрат, которых требует эта система, начинают привлекать компании, раньше предпочитавшие иметь дело только с Windows и Solaris.
Во второй половине 2001 г. платформу Linux взяли на вооружение, в частности, компании Amazon.com, Tommy Hilfiger, Cendant, McDonald’s, Securities Industry Automation, Shell, Chevron, Glaxos, Pixar, DreamWorks и Warner Brothers. Amazon.com вызвала в конце прошлого года немалое удивление, известив Комиссию по ценным бумагам и биржам США о том, что сократила технологические статьи квартального бюджета на 24% (на 17 млн. долл.), причем именно переход на Linux стал основным фактором, позволившим ей сделать это.
Такой ход событий свидетельствует, что Linux перестает быть технологической диковиной и начинает завоевывать позиции в консервативной среде корпоративных пользователей ОС Windows и Solaris. По данным Gartner Dataquest, мировые поставки Linux-серверов подскочили с 31 тыс. шт. в III квартале 2000 г. примерно до 70 тыс. шт. в III квартале 2001 г.. За тот же период поставки Unix-серверов сократились с 164,2 до 123 тыс. шт., а поставки Windows серверов хотя и выросли, но очень ненамного — с 740 до 750 тыс. шт. «Сегодня я вижу значительный интерес к Linux на более высоком корпоративном уровне, включая директоров по информационному обеспечению, — отметил Джордж Вейсс, аналитик Gartner Dataquest. — Важным фактором является растущее неприятие схем лицензирования и обновления, которые навязывает Microsoft. Правда, миграция с Unix на Linux еще проще и экономит больше денег».
Успеху ОС Linux в корпоративной среде в последние месяцы во многом способствовал вывод на рынок ее ядра 2.4, считают обозреватели и руководители отрасли. Linux 2.4 обеспечивает более широкую поддержку многопроцессорных систем и корпоративных приложений, тогда как прежние версии работали только в серверах межсетевых экранов, на файл-, принт-, Web- и кэш-серверах. Правда, как отмечают руководители отрасли, Linux еще не готова вытеснить высокопроизводительные Unix-платформы и мэйнфреймы. Однако все ближе тот день, когда эта ОС сможет начать штурм центров обработки данных.
Компания Red Hat завоевывает сердца приверженцев Unix и клиентов Microsoft, которые рассматривают Linux как более экономичное решение, считает Майкл Тайманн, директор по технологиям Red Hat. Так, в III квартале 2001 г. компания подписала соглашения с Amazon.com, Morgan Stanley и Credit Suisse First Boston, которые стали ее первыми корпоративными заказчиками.
«Я стараюсь избегать противопоставления Linux продукту Microsoft... Мне трудно быть беспристрастным. Спрашивать меня о Linux — все равно что спрашивать Папу Римского, есть ли Бог».
Линус Торвальдс, создатель Linux
«Наши две главные цели — занять лидирующие позиции на рынке встроенных систем и в области миграции с Unix на Linux, — подчеркнул Тайманн. — Многие клиенты Microsoft приходят к нам и говорят, что у них возникли проблемы с безопасностью, а управляемость системы никуда не годится. Если пользователи хотят избавиться от ПО Microsoft, мы готовы помочь».
Признанию Linux на корпоративном рынке способствуют и такие игроки, как IBM и Compaq, представившие на выставке LinuxWorld, состоявшейся в Нью-Йорке в конце января, свои серверные продукты, совместимые с ОС Linux. Как сообщили представители IBM и Compaq, под управлением ОС Linux работают 11% MIPS-мэйнфреймов, проданных корпорацией IBM на корпоративном рынке и 11% из 1 млн. серверов ProLiant на базе Intel, проданных Compaq за последние 9 месяцев.
По словам Стива Солаццо, вице-президента IBM по маркетингу Linux, компания за три года истратила на освоение рынка Linux 1 млрд. долл. И, похоже, не зря. Во второй половине 2001 г. IBM получила хороший доход, продавая мэйнфреймы zSeries и серверы xSeries на платформе Intel.
Это может быть плохой новостью для мощных Unix- и Windows-серверов на платформе Intel. По сведениям подразделения KeyLink Systems компании Pioneer-Standard Electronics, за период с 2000 по 2001 г. его объем продаж систем xServer с ОС Linux удвоился, и вскоре KeyLink планирует представить совместно с IBM новую инициативу, заявил Матт Ривз, вице-президент KeyLink по сбыту и маркетингу.
Специалисты IBM отмечают растущий спрос на Linux и в сфере услуг. Как сообщила Патрисия Джиббс, вице-президент IBM Global Services, число ситуаций возможного применения Linux выросло со 140 в середине 2001 г. до 400 к IV кварталу.
В подразделении Professional Services корпорации Compaq сообщили, что за 10 лет их инвестиции в Linux также достигли величины, сопоставимой с цифрой в 1 млрд. долл. Compaq неплохо зарабатывает на растущем интересе корпораций к этой ОС. «Linux достигла громадных успехов в финансовом сегменте, на Уолл-стрит и в сфере телекоммуникаций, где работают RISC-системы и системы на платформе Sun, где присутствует колоссальный опыт Unix, — пояснила Джуди Чевис, директор отдела Linux-программ компании Compaq. — Представление, будто Linux — это игра для предприятий малого и среднего бизнеса — ошибочно. Linux — это корпоративный бизнес. Я могу конкурировать с Sun на ее территории. Наши люди из Professional Services уже там».
По словам аналитиков, в верхнем ценовом сегменте на серверы Sun наступают мэйнфреймы, работающие под управлением ОС Linux, а в нижнем — Intel-серверы, работающие под ОС Windows и Linux.
«Мир Unix сначала неохотно принял Windows NT, затем осторожно принял Linux, но Sun не желает признавать Windows NT и, видимо, лишь на словах признает Linux, пытаясь таким образом защитить свой рынок Solaris/SPARC, — считает аналитик Giga Information Group Роб Эндерле. — Тревога Sun по поводу Intel-систем, работающих под управлением Linux, растет. Вероятно, Sun придется принять Linux, либо наблюдать, как это сделают IBM и HP».
«Я не думаю, что Linux остановит победное шествие Microsoft на корпоративном рынке в ближайшем и чуть более отдаленном будущем, но Microsoft не сможет извлечь большую пользу из отступления Sun, потому что основную часть освобождаемых территорий захватит Linux, — считает главный аналитик бюллетеня Directions on Microsoft Пол ДеГрут. — Даже если ОС Linux не уменьшает долю рынка Microsoft, она начинает оказывать давление на лицензирование, цены и, в итоге, на доходы. Software Assurance (новая программа лицензирования Microsoft) — очень дорогая альтернатива покупке в рознице за 80 долл. копии ОС Linux, которую вы можете установить на сотни машин».
Наступление Linux так встревожило руководство Microsoft, что сразу после Рождества ее старший вице-президент по Windows Брайан Валентайн разослал сотрудникам документ, где подробно излагаются новые внутренние программы и цели отдела сбыта, направленные на то, чтобы одолеть эту ОС.
«Я хочу, чтобы вы знали, насколько серьезно мы относимся к Linux, — пишет Валентайн в своем послании. — Linux уже есть у некоторых из ваших клиентов, а вы можете и не знать об этом. Незаметный характер проникновения Linux к клиентам требует, чтобы мы пересмотрели свои традиционные подходы к работе с ними».
Получить комментарий у представителей Sun не удалось. Линус Торвальдс, автор ядра Linux, также отказался обсуждать коммерческий успех ОС, но дал понять, что доволен им.
«Я стараюсь избегать противопоставления Linux продукту Microsoft и предпочел бы, чтобы в роли оппонентов Microsoft выступали такие люди, как председатель правления и главный управляющий Oracle Ларри Эллисон, — заявил Торвальдс. — Мне трудно быть беспристрастным. Спрашивать меня о Linux — все равно что спрашивать Папу Римского, есть ли Бог».