Если вдуматься, взаимоотношения между человеком и фирмой очень похожи на семейные, причем неважно, хозяин он здесь или просто наемный работник высокого ранга. Если человек работает по-настоящему, серьезно, «с душой», он просто психологически не может не вносить в свою деятельность эмоциональные моменты. И рано или поздно компания становится для него одушевленным объектом, многоликим и многогранным, хотя не таковы ли при ближайшем рассмотрении и люди. Основное различие наблюдается только в самом-самом начале: «брак» практически всегда заключается по расчету. Но зато потом...
Впрочем, момент «сочетания» человека с компанией можно трактовать как первичное знакомство, и тогда различия вообще исчезнут.
А дальше — взаимоотношения развиваются. И вот здесь возможен полный спектр: от курортного флирта (работа по контракту с ограниченным объемом и сроком действия) до любви до гроба (вплоть до пенсии и дальше). С множеством промежуточных вариантов. Здесь даже больше романтики, чем в отношениях между людьми, причем романтики самого «средневекового» свойства. Совсем недавно случилось автору этих строк наблюдать «роковую разлуку»: сотрудники российского представительства одной американской компании, с одной стороны, и сама эта компания — с другой. Компания эта стоит на грани поглощения другой. Люди, которые работают на нее в Москве, успели сродниться, между ними и фирмой успели завязаться самые настоящие семейные взаимоотношения. И вот — тяжкий удар судьбы, любящих разлучают силой, по велению откуда-то свыше, организуется новый брак, причем пока неясно, то ли «стерпится-слюбится», то ли нет. И при всем этом требуется сохранять на лице придворную улыбку, отбывать тронные мероприятия так, чтобы иностранные послы ничего не увидели... Ну чем не династический брак?
А вот еще одна история, не столь трагичная, но уж драматичная не меньше. Жила-была фирма, занимавшаяся сборкой компьютеров. Компьютеры эти были ориентированы на самый нетребовательный сектор рынка. И репутация среди специалистов у этой фирмы сложилась не Бог весть какая... Не очень высокая. Но для людей «внутри» все не так. Они болели за свою компанию, сроднились с ней. А время шло, компания разбогатела и настал момент, когда назрела необходимость захватывать новые ниши. Не нужно быть высокообразованным маркетологом, чтобы понять: самый рациональный способ — это выпустить на рынок и начать «раскручивать» новую торговую марку. Много проще и дешевле завоевать новую репутацию, чем исправить уже устоявшуюся. Но... представьте себе, что любимого человека, с которым вы счастливо прожили уже много лет, в одночасье каким-то чудом переименовали. И с некоторого момента следует звать его не Миша или Таня, а Володя или Ира соответственно. А ведь тут и до развода недалеко. Ну не можем мы ассоциировать этого человека с другим именем! Совершенно непредставимая ситуация в реальной семье, но сколько драмы. И вот бьются изо всех сил очень хорошие люди, чтобы переломить устоявшиеся мнения. И все ради того, чтобы не менять ИМЯ, с которым связан бо-ольшой кусок жизни.
Ну а уж примеры громких разводов со скандалами и бурных счастливых романов читатели наверняка придумают сами.
Читательницы этих заметок, с их обостренной интуицией, уже обязаны были догадаться, что все написанное посвящается им. Я просил бы их относиться к этому эссе как к своего рода букету по случаю наступления Весны и случайно совпавшего с ней праздника. Неправильно это, что доброго принято желать на прощанье.
Я желаю вам доброго просто так.