Cisco Systems, которая в 90-е годы была одной из самых быстрорастущих в мире компаний, сегодня пытается найти свое место на рынке в условиях общего замедления в экономике. Продажи падают, с марта 2000 г. уровень капитализации компании снизился с 430 до 154 млрд. долл. Это, пожалуй, один из самых мрачных примеров падения стоимости акций компании за столь короткий промежуток времени.
Ослабление позиций Cisco негативно сказывается также на настроениях многих сотрудников и стоимости их опционов акций. В скептических настроениях нет недостатка. Даже внутри компании главному управляющему Джону Чемберсу порой приходится отвечать на самые неприятные вопросы. Многих интересуют перспективы и самой компании, и главного вдохновителя ее былых достижений.
Как бы то ни было, а в 90-х, оказавшись на гребне Интернет-волны, Cisco просто очаровывала инвесторов и аналитиков отрасли. Компания оказалась в нужное время и в нужном месте. Ее успех казался безоговорочным, а главный управляющий считался провидцем новой экономической эры. В то время все было в пользу Cisco: 43 квартала подряд ее обороты и прибыли устойчиво росли, оправдывая самые агрессивные прогнозы Уолл-стрит, котировки акций стремительно возрастали, все больше продукции продавалось через Интернет.
Но сегодня все складывается так, что шансы на возрождение былого могущества компании выглядят весьма сомнительными. Еще два года назад 70% прироста оборота Cisco давали продажи оборудования для инфраструктуры Интернета, и это было основным направлением бизнеса компании. Теперь крупные корпорации и телекоммуникационные операторы выделяют заметно меньше средств на расширение своих сетей. Многие заказчики обременены долгами и еще долго будут использовать ранее закупленное оборудование. По мнению некоторых аналитиков, политика сокращения бюджетов на ИТ для ряда корпораций может растянуться на долгие годы, даже несмотря на прогнозируемое в этом году оздоровление экономики. К тому же появились и другие способы приобретения телекоммуникационного оборудования. Например, компания eBay выставляет на своем Интернет-аукционе более 3000 наименований продуктов Cisco. Естественно, по цене значительно меньшей, чем первоначальные цены производителя.
Для улучшения прогнозирования производства и продаж в Cisco в свое время ввели новую систему анализа и распространения информации и создали уникальную корпоративную ИС. Данные о спросе и невыполненных заказах поступают не только на собственные производственные предприятия Cisco и ее субконтракторов, но и сотням поставщиков, которые доставляют комплектующие на сборочные предприятия. Цель такой системы проста: каждый должен владеть необходимой информацией, чтобы на складах компании не залеживался непроданный товар и не было затоваривания.
Однако в условиях начавшегося в экономике спада и последовавшего резкого сокращения спроса «чудо-система» не спасла Cisco. Сейчас компания ввела новые методы анализа спроса. Например, изучаются прогнозы продаж не только по регионам и отдельным бизнес-подразделениям, но и сопоставляются с ежемесячными опросами клиентов, касающимися планируемых ими расходов на ближайшие полгода.
Но в последнее время на фоне громкого скандала с компание Enron аналитики начали высказывать сомнения и в корректности отчетности Cisco. В конце каждого квартала компания предлагает своим акционерам так называемые отчеты «про форма», не прошедшие аудит, уверяя при этом, что такая форма отчетности наиболее удобна для оценки прибыльности компании. Так, за 2001-й финансовый год по отчету «про форма» чистый доход Cisco составил 1,4 млрд. долл., что почти на 600 млн. долл. больше чистой прибыли. Объяснение простое: из отчетности был исключен ряд традиционных и важных статей расходов, например связанных с приобретением новых компаний и налогами на опционы. В отчете «про форма» за IV квартал 2001-го финансового года Cisco показала чистый доход в размере 163 млн. долл., что в 23 раза больше реальной прибыли.
Столь свободное обращение с отчетами «про форма» не редкость среди американских компаний, но большинство гигантов отрасли, от Microsoft до Oracle, не публикуют подобных неаудированных или неокончательных данных. Недавно Комиссия по ценным бумагам и биржам США даже выступила с заявлением, обращая внимание инвесторов на возможные неточности в отчетной документации компаний, а сами компании предостерегла о том, что в таких случаях они могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке.
Cisco славится своей наступательной стратегией на рынке: за последние восемь лет ею куплено более 70 компаний. Джон Чемберс уверен: если компания не в силах самостоятельно разработать новый продукт в течение полугода, то необходимо найти такой продукт на рынке, или же шанс будет упущен.
Благодаря такой политике компания значительно сокращает обычный цикл разработок. Cisco бросила на приобретение других компаний многие миллиарды долларов, и о ее успехах в этой области написано немало статей и книг, а некоторые примеры даже разбирают на занятиях в бизнес-школах. Сначала такая политика действительно себя оправдывала, она позволила Cisco превратиться из производителя преимущественно маршрутизаторов в крупнейшего поставщика широкого спектра сетевого оборудования. Например, Crescendo Communications, ее первое приобретение, открыла Cisco дорогу на рынок коммутационного оборудования, которое в прошлом году принесло компаниии 10 млрд. долл. В целом же приобретение других фирм заложило основу примерно для 50% бизнеса Cisco.
Однако в последнее время эта политика стала давать сбои. Лишь спустя некоторое время выяснялось, что покупки и слияния не всегда приносят ожидаемые результаты. Словно в спешке, Cisco скупала компании, которые ей вовсе не были нужны, и порой это приводило к дублированию производственных мощностей или технологий, внутренним интригам и просто к необоснованной трате ресурсов.
Как уверяет Чемберс, его стратегия приобретения других компаний ориентирована не столько на выпускаемые ими продукты, сколько на их лучшие кадры. Но анализ 18 сделок, проведенных Cisco в 1999 г., показал, что на деле получается иначе. Многие из наиболее ценных сотрудников фирм, приобретенных за многие миллионы долларов, проработав совсем недолго, ушли, лишив Cisco желанных знаний и экспертизы.
Но даже если оставить в стороне вопросы с предоставлением отчетности, не обращать внимание на ряд упущений в процессе скупки и поглощения других компаний, настоящее испытание для Cisco еще впереди: в ближайшие несколько кварталов компания будет пытаться извлечь больше прибыли от продажи имеющихся продуктов и выйти в новые растущие сегменты рынка. Учитывая размеры компании и нынешний уровень ее капитализации, Cisco, чтобы добиться планируемого роста, необходимо занять доминирующие позиции не на одном-двух, а сразу на нескольких новых рынках. Задача вовсе не из легких, особенно если учесть, что некоторые крупные соперники, например Nortel Networks или Nokia, также ведут борьбу за такие рынки. А поскольку рынок корпоративного сетевого оборудования, приносивший Cisco основные доходы, продолжает насыщаться, необходимость завоевания новых территорий становится для Cisco как никогда актуальной.
Куда же могут быть устремлены взоры руководителей Cisco? Одно из наиболее перспективных направлений — это системы передачи речи через Интернет.
Использование средств IP-телефонии освобождает компании от необходимости вкладывать средства в создание и обслуживание отдельных телефонных сетей. В настоящее время около 7% продаваемых учрежденческих телефонных систем используют Интернет. По данным IDC, к 2004 г. их число увеличится до 19%, а объем продаж такого оборудования составит 10 млрд. долл. Несмотря на столь радужные перспективы, этот рынок еще очень слаб, да и компании в нынешних условиях слишком неохотно выделяют деньги на новые технологии, стараясь извлечь максимум возможного из имеющихся сетей и оборудования.
Еще один перспективный рынок — оптическое сетевое оборудование, которое эксперты считают одним из наиболее доходных направлений бизнеса. В 2001 г. Cisco смогла реализовать своей продукции для локальных волоконно-оптических систем на 520 млн. долл. Это почти на треть меньше, чем в 2000 г. (740 млн. долл.). К тому же на этом поприще Cisco уже сегодня вынуждена конкурировать с Lucent, Alcatel, Nortel, Fujitsu и Ciena. И хотя в Cisco утверждают, что ее позиции сильны и в этом сегменте рынка, спад, характерный для всей отрасли, не мог не сказаться как на самой компании, так и на рынке в целом.
Стремясь усилить свои позиции у клиентов из числа телекоммуникационных операторов, руководство Cisco решило пересмотреть подход к этому рынку. Во-первых, почти все имеющиеся ресурсы были брошены на 50 самых крупных компаний, во-вторых, в рамках новой политики Cisco пытается налаживать отношения не только с руководителями компаний, но и с сотрудниками сетевых и эксплуатационных служб, которые нередко оказывают заметное влияние на выбор поставщиков оборудования.
Традиционно основная категория заказчиков Cisco — это крупные компании. По оценкам разных аналитиков, доля доходов Cisco от продажи оборудования корпоративным клиентам составляет от 45 до 75%. Такие клиенты стараются потратить как можно меньше времени и усилий для внедрения необходимых решений. Поэтому они рады, когда им предлагают завершенное интегрированное решение, а поскольку марка Cisco — это гарантия надежности оборудования, клиенты уверены в том, что все будет совместимо и будет работать «так, как надо».
Правда, купив готовое решение, компания оказывается навсегда привязана к оборудованию, поставленному Cisco. Однако если в 2000 г. рост расходов предприятий на ИТ составлял 20–25%, то сегодня корпоративные бюджеты на новые технологии значительно сокращаются, и Cisco вряд ли удастся добиться существенного роста продаж на этом рынке.
Казалось бы, в таких условиях Джону Чемберсу самое время занимать круговую оборону: кардинально пересмотреть политику компании, резко сократить производство и уволить не одну тысячу сотрудников, как это делают большинство конкурентов. Но он не прекращает наступление. Чемберса критикуют внутри компании и вовне, но он, тем не менее, не потерял доверия своих сотрудников и умения управлять огромной компанией, в публичных заявлениях и частных беседах не перестает настаивать, что Cisco удастся «изменить мир» и увеличить оборот не меньше чем на 30% в год. Чемберс уверен, что огромный потенциал компании, ориентация на удовлетворение запросов заказчиков, опыт приобретения фирм и уже завоеванная доля рынка позволят Cisco преодолеть все трудности.
«Рынок попросту придет к нам, так как все стремятся к консолидации. А кто в отрасли лучше нас сможет это сделать? У кого есть такие ресурсы, которыми сегодня располагает Cisco?» — восклицает Чемберс.
II квартал Cisco Systems
Объем продаж за II квартал 2002-го финансового года (завершился 26 января) составил 4,8 млрд. долл. по сравнению с 4,4 млрд. долл. в предыдущем квартале (+8%) и 6,7 млрд. долл. во II квартале 2001-го финансового года (–29%). Чистый доход «про форма» (исключая затраты на приобретение других компаний, налог на биржевые опционы, чистую прибыль (или убытки) от инвестиций и стоимость избыточных складских запасов) составил 664 млн. долл. Этот показатель составлял 332 млн. долл. в I квартале текущего финансового года и 1,3 млрд. долл. — во II квартале предыдущего года.
Реальная чистая прибыль за II квартал оценивается в 660 млн. долл. В предыдущем квартале компания понесла чистые убытки в размере 68 млн. долл., в то время как II квартал 2001-го финансового года принес Cisco чистую прибыль в размере 874 млн. долл.
Объем продаж за первые 6 мес 2002-го финансового года составил 9,3 млрд. долл. Для сравнения, в первом полугодии 2001-го финансового года он равнялся 13,3 млрд. долл. Таким образом, объем продаж сократился на 30%. Чистый доход «про форма» за первые 6 мес 2002-го финансового года указан в размере 1,0 млрд. долл. Реальная чистая прибыль за этот период сократилась до 392 млн. долл.