Генеральный директор «Стинс Коман» Сергей Анисимов: «Интегратор — как семейный доктор: ему не нужно давать рекламу на телевидении. У него существует свой круг клиентов, они его и так знают».

Загадочно и красиво звучащее название «Стинс Коман» расшифровывается довольно просто. Правда, только после пояснений создателей компании: «Коман» — это «компьютеры и сети», а «Стинс» — образовано от древнегреческого словосочетания status in status — «государство в государстве».

Фасад

Группа компаний «Стинс Коман» находится в основательном здании на улице Первомайской. Попадая сюда, ощущаешь себя действительно в неком государстве, «подданные» которого — сотрудники компании — строили его они шаг за шагом, с 1992 г. Строят и сейчас.

Сегодня «Стинс Коман» — многопрофильный холдинг, в который входят 9 компаний. Центральная с таким же названием — это поставщик решений в области ИТ. Другие компании холдинга: NBI — производство ПК по индивидуальным заказам; ДОС — поставка и обслуживание оргтехники; СКИР — проекты для банков и финансовых компаний; «Кварц СК» — сервис ИС, «Стинс Корп.» — дистрибуция готовых решений, «Стинс Коман Корпорейшн» — системный интегратор, проектный институт «Гипрогазоочистка» и Академия информационных систем (АИС). Всего в холдинге работает 550 человек.

Большая стройка

После того как ОНИЦ ПВМ — отраслевая лаборатория Минавиапрома, расположенная в подмосковном «авиационном» городе Жуковский, попала в полосу «трудностей переходного периода», группа опытных специалистов решила уйти из лаборатории и создать собственную компанию. В январе 1992 г. она была зарегистрирована и получила название «Стинс Коман».

Возможно, наблюдая нестабильную ситуацию в экономике, да и вообще в жизни, покинувшие лабораторию инженеры мечтали о надежном «доме», «разумно устроенном государстве», где можно спокойно жить и работать. Как и во многих других случаях, когда специалисты из крупных научных или инженерных центров организовывали свои ИТ-компании, создатели «Стинс Коман» намеревались «заниматься новейшими технологиями, собственными разработками». Но действительность оказалась проще и жестче... Пришлось отказаться от создания ПО для авиационных тренажеров и от других интересных замыслов и взяться за прозаическую сборку ПК. Но и здесь подстерегали подводные камни.

Как рассказывает бессменный генеральный директор группы компаний «Стинс Коман» Сергей Анисимов, поначалу себестоимость ПК оказалась слишком высокой, хотя и поставщики комплектующих были вроде бы cолидные и сборщики квалифицированные. Тогда до всего доходили своим умом, сами и решили проблему быстрой оборачиваемости средств. Немало дебатов было на «экзотическую» сегодня тему — стоит ли браться за сборку компьютеров с процессором 386? Рискнули, опередив многих других. И дело пошло.

Во второй половине 1992 г. на территории одного из авиационных предприятий в Екатеринбурге начали строить завод по сборке ПК. Создали для этого дочернюю компанию «Стек», и уже в 1993 г. здесь собирали до 2 тыс. компьютеров в месяц.
Компания быстро росла, появились подразделения и филиалы в других городах — всего 19 отделений. В 1994 г. в «Стинс Коман» впервые задумались о реструктуризации и выделении нескольких направлений бизнеса, занялись обучением специалистов по созданию систем, по сервису, ИБП. В том же году пришли сразу 28 опытных специалистов-сетевиков из компании «Юнитек», практически произошло слияние с этой компанией. Но в уже сложившейся команде «Стинс Коман», видимо, «играть» было непросто. В итоге «прижились» 8—10 человек.

К началу 1995 г. некоторые дочерние компании и отделения, те, что не приносили заметной прибыли, были закрыты, другие отделились сами.
Последующие три года для «Стинс Коман» — время реформ. По словам генерального директора, именно тогда была создана примерно та структура, которая существует по сей день.

Несущие конструкции

Новая структура «Стинс Коман» создавалась путем выделения компаний по двум признакам: технологическому и сегментарному, хотя и с оговоркой — никто не должен быть монополистом. При этом учитывались и сложившиеся интересы групп специалистов.

Сразу решили не создавать крупные коллективы. При этом установили, что компании не будут полностью заниматься только своими направлениями, а должны участвовать в разных видах деятельности. В результате каждый коллектив в состоянии сделать многое, но довести решение до готовности можно только вместе.

В компании уже в 1994—1995 гг. пришли к выводу, что ставка на наращивание валового объема — это кризисная стратегия, потому что, выйдя на большие объемы продаж, становишься слишком зависимым от текущего состояния рынка, подверженного и сезонным колебаниям, и влиянию политической ситуации. Поэтому рост компании основывается на повышении эффективности бизнеса, на добавленной стоимости.

Компания «Стинс Коман» участвовала в реализации многих крупных и важных проектов. Среди них проекты для МПС, «Джезказганцветмета» и Пенсионного фонда. Сейчас наиболее заметный проект — автоматизированная информационно-управляющая система для МЧС РФ.

Дистрибуция в «Стинс Коман» уже давно не относится к числу ведущих направлений бизнеса. Дистрибьюторская компания «Стинс Корп.» специализируется на поставке «готовых решений» для региональных заказчиков, правда, в ее ассортименте нет компьютеров, поскольку они в ведении другой компании (СКИР).

В последнее время быстро развивается действующая в составе холдинга Академия информационных систем (АИС). Как рассказывает ее ректор Елена Федорова, первоначально это был отдел «Стинс Коман», выполнявший функции корпоративного университета и дававший знания по техническим специальностям, ведению бизнеса, а также английскому языку. Сейчас АИС лишь на 10% занимается обучением сотрудников холдинга и компаний, являющихся его клиентами, а 90% — это коммерческие курсы, открытые для всех желающих. В Академии ежегодно проходят обучение 700—800 специалистов, причем 60% — это слушатели из регионов. Есть в АИС и проектное подразделение, группа разработчиков ПО, что, по мнению Елены Федоровой, вполне естественно, поскольку многие курсы так или иначе связаны с проектами, а читают их опытные специалисты, работающие с реальными задачами.

Особенности архитектуры

Дом строился долго, некоторые его части поначалу казались практичны и красивы, а потом становилось понятно, что это ошибочное решение, только утяжеляющее общую конструкцию.

Одним из наиболее удачных, судя по всему, «архитектурных решений» стало приобретение проектного института «Гипрогазоочистка» (ГГО), который входит в состав холдинга с 1995 г.

Институт расположен рядом со «Стинс Коман», тоже на Первомайской. В России 90-х было немало таких терпящих бедствие научно-исследовательских и проектных институтов, где темы велись только для виду, специалисты — большинство пенсионного возраста — разбрелись по домам, а зарплата была такая, что хватало только на спички. Но не у всякого института рядом оказалась компания, способная оценить перспективы его работы. В ГГО издавна занимались созданием систем очистки для промышленных объектов — ТЭЦ, металлургических комбинатов, нефтехимических заводов и т. д. Во времена СССР его технологии внедрялись также в Китае, Алжире, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Индии и других странах, а в середине 90-х годовой оборот института составлял всего ... 900 руб.

Идея приобрести контрольный пакет акций ГГО и заняться его возрождением вызвала бурные споры. Тем не менее решение было принято и уже в 2000 г. доход ГГО составил 4 млн. долл. (30% в общем доходе группы компаний). Многих сотрудников института вернули на работу (зарплата ведь стала совсем иная), готовились новые кадры.

Ценный архив (традиционные синьки и кальки) перевели в электронную форму.

Специалисты «Стинс Коман» взялись за разработку автоматизированных систем для очистных процессов. Появилась технология eSCape, которую компания характеризует как «новый подход к управлению разнообразным технологическим оборудованием, воплощенный в компактном программируемом устройстве — контроллере eSCape». Системы управления электрофильтрами с помощью eSCape были внедрены на ряде объектов во Вьетнаме, став стандартом для теплоэнергетической отрасли этой страны. На очереди подобные проекты на предприятиях Монголии, Турции, Финляндии, Швеции.

Устройства eSCape использованы также в системах управления технологическими процессами на Красноярском моторном заводе, других предприятиях.
Сергей Анисимов подчеркивает, что аналогов подобных инвестиций на российском ИТ-рынке он не знает: «Ведь деньги были вложены не в добывающее предприятие, а в проектный институт».

Эти работы послужили основой инновационного бизнеса компании, о котором ее создатели мечтали с самого начала. С 1996 по 1999 г. сотрудниками «Стинс Коман» было получено 8 зарубежных патентов и несколько российских. В 2000 г. группа компаний аккредитована как научная организация, был создан научно-технический совет.

Не обошлось в 10-летней истории «Стинс Коман» и без неудач.

Многие, наверное, помнят проект домашнего компьютера «Амата» и телевизионную рекламу «Компьютер растет вместе с вами». Действительно, идея — компьютер, приобретаемый по частям, начиная с минимальной конфигурации стоимостью около 200 долл., да к тому же в кредит — была красивая, руководители компании и сегодня считают ее правильной, но серьезные недостатки в «позиционировании, рекламной политике и способах продвижения» ее погубили. Да и с реальным кредитованием покупателей не получилось. Потеряли на проекте «Амата» немало — 3—4 млн. долл.

Еще один незавершенный проект — портативное устройство «Игрушка» для использования в проекте «Бонза — игра на деньги» компании «Денди». Оно было подготовлено, но долго проходило процесс патентования и... рынок ушел, многие переключились на игры в Интернете.

Наверное, сейчас уже мало кто помнит об одном из первых общественных объединений на ИТ-рынке России — Ассоциации компьютерных компаний, в которую входила и «Стинс Коман» и которую возглавлял Сергей Анисимов. Ему это начинание принесло в то время немало разочарований, как и публичная деятельность вообще. «Все, что было связано с активизацией компании в публичной сфере, ничего хорошего не принесло», — вспоминает он.

Жилые комнаты

Рассказывая о своей компании, Сергей Анисимов всегда подчеркивает особенности кадровой политики, связывая ее с известной «социальной доктриной» Элтона Мэйо. Он признает, что подобная политика затратна и не всегда ведет к быстрейшему достижению целей бизнеса. Иное дело — оценка «по результату», опционы, бонусы..., но тогда и социальные аспекты отходят на второй план: сотрудники сами решают свои проблемы.

В «Стинс Коман» социальной сфере уделяют немало внимания.

Компания не приветствует случайных людей, часто меняющих место работы. Но уж зачисленным в штат старается помогать всесторонне, предусмотрена даже доплата к пенсиям членам их семей. Если медобслуживание, то не стандартная медицинская страховка, а договоры с проверенными медицинскими учреждениями. Компания вложила средства в строительство жилого дома в Жуковском, где были выделены квартиры для специалистов.

К подбору кадров здесь стараются относиться неформально. Взять хотя бы еженедельные субботние беседы генерального директора со всеми людьми, поступающими на работу или меняющими должность внутри компании. Иногда идут и нестандартными путями, приглашая, скажем, из Петербурга выпускников Военно-морского инженерного училища: ребята приезжают в столицу, им помогают с жильем — работой в такой компании они будут дорожить.

Конечно, в компании всегда старались, чтобы люди не уходили, оставались в коллективе. Даже после августа 1998 г., когда многие сотрудники были отправлены в неоплачиваемый отпуск, никто не уволился и они продолжали приходить на работу. Компания позже изыскала возможность оплатить тот безвозмездный труд.

Во многих российских ИТ-фирмах трудятся люди, прошедшие серьезную школу в «Стинс Коман». Как и о многих компаниях, существующих с десяток лет, о «Стинс Коман» можно сказать, что это — «кузница кадров», причем не только специалистов в области сетевых или иных технологий: компания воспитывает и многих заказчиков, которые отнюдь не всегда готовы к применению передовых технологий.

Город Жуковский — «малая родина» компании, и о делах города здесь не забывают. С 1993 г. компания начала финансировать издаваемую в Жуковском газету «Вести». В середине 90-х приняла активное участие в выборах в городское собрание: тогда 9 из 11 его депутатов были сотрудниками и партнерами «Стинс Коман». Удалось провести и своего, наиболее прогрессивного, с точки зрения «Стинс Коман», кандидата в мэры города. В эти, возможно, самые трудные для города годы компания в течение 1,5 лет полностью оплачивала работу учителей во всех 14 школах города.

Сейчас «Стинс Коман» ведет в Жуковском школьный проект, связанный с обучением в области ИТ. Оборудованы учебные классы, подготовлены преподаватели. Утром в этих классах изучают информатику, после обеда здесь платные курсы по освоению различных компьютерных технологий: сетевых, Web-дизайна и т. д. — возможно, эти специалисты будут в дальнейшем работать и на компанию.

Сергей Анисимов:
«На примере инноваций проявилась главная особенность нашей деятельности — мы старались не вступать в серьезные конфликты с существующими операторами. Старались, чтобы предлагаемые нами новые разработки, новые технологии не приводили к обострению конкуренции. Это и сильная наша сторона, и слабая. Слабая потому, что можно было получить необходимый опыт, работая в более известных, разработанных, конкурентных областях. Но, с другой стороны, внеконкурентные технологии вполне соответствуют концепции компании — «государство в государстве».