Необходимость консолидации усилий всех участников ФЦП «Электронная Россия» — ведомств, ответственных за ее выполнение, различных властных структур, а также региональных и муниципальных администраций — стала очевидной еще в ходе предварительной работы по подготовке программы и до сих пор остается одной из самых сложных задач. Частичное решение проблемы, которое, по крайней мере на первый взгляд, удовлетворило бы всех участников процесса, предложило Минэкономразвития РФ (МЭРТ), уже, казалось бы, упустившее из рук инициативу по реализации ФЦП.
Свое видение процесса объединения усилий участников ФЦП министерство представило на конференции «Региональные и муниципальные проекты электронной России», организованной обоими ключевыми госзаказчиками программы (МЭРТ и Минсвязи).
Идея МЭРТ заключается в том, чтобы переложить часть работ по реализации программы на региональный уровень. Предполагается, что таким образом федеральный центр получит возможность изучить и обобщить опыт регионов по различным аспектам информатизации, сможет в большей степени вовлечь в работу по программе местные органы власти, а также переложит значительную часть нагрузки по финансированию ФЦП на региональные бюджеты.
О необходимости привлечения регионов к реализации ФЦП говорят и в Минсвязи. В частности, заместитель министра РФ по связи и информатизации Дмитрий Милованцев в своем докладе на конференции поддержал идею коллег из МЭРТ. По его словам, решение задач обеспечения единого качества предоставляемых государственных услуг на всей территории России, создания единого информационного и социального пространства России, формирования позитивного имиджа страны, возможно «только при полном и непосредственном включении всех российских регионов в единый процесс реформ на основе информатизации». «Минсвязи России ведет активную работу и будет добиваться того, чтобы следующий, 2003 г., для ФЦП «Электронная Россия» был ориентирован на поддержку региональных инициатив», — отметил в своем выступлении Милованцев.
Но пока Минсвязи поддерживает региональные инициативы на словах, МЭРТ успело предпринять некоторые шаги в этом направлении. Летом министерство провело конкурс по отбору заявок на реализацию региональных проектов в рамках программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия».
Более того, по словам заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, уже в 2002 г. МЭРТ выделило 23 млн. руб. (13% всего объема средств, предоставленных в 2002 г. министерству в рамках ФЦП «Электронная Россия») на реализацию проектов в интересах органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В 2003 г. Минэкономразвития намерено увеличить финансирование региональных проектов, ставших победителями проведенного министерством конкурса.
На участие в конкурсе региональных проектов было подано около 200 заявок, из них конкурсная комиссия и экспертный совет отобрали 28 лучших. Определены победители в разных направлениях ФЦП, в том числе и по программам, которые курирует Министерство связи. В их числе проекты «Создание единой региональной телекоммуникационной сети» (Кировская область) и «Создание центров общественного доступа к открытым информационным системам на базе Ярославской региональной сети общего доступа YARNET». Часть финалистов —проекты в области образования, например «Организация и проведение конкурса «Лучшая школа в сфере ИКТ», предложенный администрацией Алтайского края. Но большинство отобранных проектов подконтрольны МЭРТ и касаются таких вопросов информатизации работы госструктур, как создание региональных порталов, разработка систем электронных закупок, а также обеспечение региональных СМИ оперативным доступом к информации. Эти три направления ФЦП «Электронная Россия», наряду с созданием общественных пунктов подключения к сети Интернет на уровне субъектов РФ, попали в список приоритетных мероприятий, реализация которых в условиях ограниченности выделенных средств будет финансироваться в первую очередь.
Финансируя отобранные региональные проекты, МЭРТ не ставит перед собой задачу поддержать информатизацию отдельных регионов.
По словам Андрея Шаронова, цель министерства — разработать типовые решения определенных задач. Впоследствии эти решения будут рекомендованы для внедрения (на добровольной основе) в других региональных и муниципальных образованиях.
Тиражируя в регионах типовое решение, министерство надеется обеспечить совместимость региональных и федеральных систем, а также их прозрачность для контролирующих органов. По мнению Шаронова, очень важно в системах разного уровня поддерживать единую методологию и стандарты взаимодействия, а также обеспечить совместимость используемых платформ. Однако, как уверяют чиновники МЭРТ, технологические решения — аппаратное и программное обеспечение, используемое для решения отдельных задач, не будут унифицированы, а выбор поставщиков останется за местными администрациями.
При этом Минэкономразвития нашло довольно выгодную для себя схему финансирования разработки типовых проектов. Ведь самая затратная часть, связанная с приобретением оборудования и программного обеспечения, необходимого для разработки систем и их последующего функционирования остается за регионами. МЭРТ же берет на себя расходы только за разработку типового проекта, закупку оборудования на федеральном уровне, а также готово осуществлять координацию проекта в целом.
«Возможно, в типовых проектах мы сможем профинансировать и какие-то внедрения системы, — комментирует финансовую политику министерства руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ Церен Церенов. — Но, конечно же, федеральный бюджет не сможет заплатить за все регионы».