Основой бизнеса группы «Аквариус» традиционно является производственная компания. В 2002 г. оборот этого подразделения составил 1,403 млрд. руб., что на 89% больше, чем в предыдущем году. Произведено более 144 тыс. ПК и 7274 сервера, (на 71,5 и 57,8% больше, чем в 2001 г.) В «Аквариус» считают, что такие результаты были достигнуты благодаря эффективной работе канала сбыта и участию в крупных федеральных проектах, реализацией которых занималась компания «Аквариус Дата».
Стоит отметить, что на долю последней пришлось 37% всех поставок ПК и 46% серверов с маркой Aquarius. Остальные продажи обеспечили более 670 дилеров, работающих в дистрибьюторском канале. Если посмотреть на динамику производства вычислительной техники «Аквариус» в 2002 г., то можно заметить бурный рост в III и IV кварталах. Это связано как с традиционным ростом продаж во второй половине года, так и с поставками в рамках ряда крупных проектов.
По данным компании, средняя стоимость ее ПК, поставляемых в канал продаж, составляла 400 долл., а ПК для федеральных структур — 430 долл. Разница в цене объясняется тем, что в стоимость последних включена цена предустановленного ПО.
Большинство ПК (65%) собраны на базе процессора Celeron. Второй по популярности процессор — Pentium 4 (30%). Доли процессоров Pentium III и AMD незначительны — 3 и 2% соответственно.
Средняя стоимость одного сервера, поставленного через канал сбыта, составила 2,1 тыс. долл., в то время как серверов для нужд госструктур — 2,6 тыс. долл. «Аквариус» предлагает четыре линейки серверов: Professional (37% продаж в 2002 г.), серверы для хранения информации (36%), Economy (14%) и Telecom (13%).
В прошлом году группа «Аквариус» выкупила второй производственный модуль Шуйского завода, который сейчас реконструируется, и приступает к строительству третьего завода. Объясняя эти шаги, Леонид Гольденберг, президент группы «Аквариус», сослался на принятую в мире практику: при загрузке производства на 70—80% компания должна либо его перепрофилировать, либо расширить. Очевидно, что «Аквариус» выбрала последнее.
Самый большой оборот — 2,229 млрд. руб. — показала «Аквариус Дата», причем более половины его (около 1,47 млрд.) приходится на IV квартал. Эта компания, как уже было сказано выше, является самым крупным клиентом производственной компании «Аквариус», тем не менее доля «родной» техники в ее обороте не превышает 45%. Остальная часть приходится на оборудование НР (18%), Lite-On (7%), Cisco (6%), АРС (5%), МВ (1%) и других производителей (18%).
Наиболее динамичной компанией группы была «Аквариус Консалтинг», оборот которой в 2002 г. составил 652 млн. руб., что на 227% больше, чем в предшествующем году. Для этой фирмы 2002 г. был связан с реструктуризацией бизнеса. В компании созданы четыре департамента: продаж и управления проектами, инженерных систем, ИТ и сетевой интеграции; кроме того, открыт филиал в Санкт-Петербурге. Определены четыре основных направления бизнеса: сложные проекты в области системной интеграции; построение технической инфраструктуры; проектирование и реализация объектов класса «интеллектуальное здание», внедрение ПО «АкваДок», TRIM, Sitex.
Причем, по утверждению компании, развитие этих направлений, ряд из которых являются новыми для «Аквариус Консалтинг», обусловлено началом работы с новыми клиентами.
Говоря о планах группы компаний «Аквариус» на этот год, Леонид Гольденберг заявил, что ставится цель — стать производителем № 1 на российском рынке ПК.
Производственные планы: выйти на рубеж выпуска 200 тыс. ПК и 12 тыс. серверов в год. По его словам, в этом году можно ожидать расширения модельного ряда продукции под маркой Aquarius. Рассматривается вопрос о начале производства мониторов, продолжится также сотрудничество с рядом зарубежных вендоров по производству их оборудования в России. Возможно, в этом году в группе «Аквариус» появится еще одна компания: планируется, что сервисная служба будет выделена в отдельное юридическое лицо.
Продолжится программа привлечения внешнего финансирования (подробнее см. CRN/RE № 19/2002), причем на компанию «Аквариус Финанс» будет возложено не только привлечение денег, но и размещение временно свободных ресурсов на финансовом рынке.