Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности Аристотель, «Риторика»

Слово «лизинг» происходит от английского leasing (аренда). Причем если на Западе существуют два понятия: оперативный и финансовый лизинг, то по российскому законодательству «оперативный лизинг» приравнен к обыкновенной аренде, а финансовый — к «финансовой аренде» или просто лизингу. Поэтому при употреблении термина «лизинг» применительно к России имеется в виду «финансовая аренда» или то, что соответствует английскому понятию financial leasing.

Понятие лизинга как финансового инструмента инвестирования в производство появилось в 60-х годах XX столетия, хотя сам лизинг как услуга формировался веками и начинался с обыкновенной аренды еще в древних государствах Ближнего Востока.

Основателем лизинга в его современном понимании считается американец Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г. лизинговую компанию для одной сделки в области железнодорожного транспорта. В Европе финансовый лизинг начал развиваться в конце 50-х — начале 60-х годов, на рынках Южной Америки, Азии и Африки его признали в 70-х, а еще десять лет спустя использовать данную схему стали практически во всем мире.

Лизинг дает право использовать имущество, избегая значительных затрат на приобретение его в собственность и выплачивая ежемесячно некоторую сумму в течение заранее оговоренного срока.

В советское время в России финансовый лизинг применялся. Однако эти сделки были немногочисленными и осуществляли их всего несколько организаций, работающих в сфере международных экономических отношений (в частности, «Совфрахт», «Совтрансавто»). В начале 90-х годов появляются первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками. К середине десятилетия инициативу по развитию лизинга перехватили финансово-промышленные группы (ФПГ), создававшие лизинговые фирмы главным образом для собственных нужд.

Примерно в то же время возникли лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, имевших доступ к бюджетным источникам финансирования под низкие или даже нулевые процентные ставки. Активному росту рынка лизинговых услуг способствовал целый ряд постановлений Правительства РФ, направленных на поддержку данного сектора.

Сложившаяся на сегодня в России практика лизинга ничем не отличается от стандартов, принятых во всем мире. «В России лизинг — такая же нормальная практика, как и в любой другой стране, — считает Владимир Акшевский, заместитель генерального директора ассоциации лизинговых компаний «Промсвязьлизинг». — Наше законодательство о финансовой аренде соответствует Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, к которой Россия присоединилась в 1998 г.».

На сегодня российская законодательная база по лизингу развита достаточно хорошо и объединяет отдельные положения Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и Конвенцию УНИДРУА «О международном финансовом лизинге», принятую 28 мая 1988 г.

Считается, что коренные изменения в отношении государства к лизингу произошли в 2002 г. Именно тогда был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге», который смог устранить противоречия, существовавшие между законом и Гражданским и Налоговым кодексами. В тот же период вступила в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций. В ней сохранен благоприятный режим налогообложения и, как следствие, экономические преимущества лизинговых сделок.

Основным отличием лизинговой сделки от простой аренды является участие в сделке трех (а не двух) субъектов: лизингодателя, лизингополучателя и продавца. Классическая схема лизинговой сделки выглядит так.

Лизингополучатель, который намерен приобрести некое оборудование, выбирает поставщика, располагающего таким товаром, но не желающего отдать его задаром или в виде товарного кредита. В этот момент появляется третья сторона — лизинговая компания (лизингодатель), у которой есть и деньги, и желание что-то для клиента купить. Лизингополучатель обращается к будущему лизингодателю с просьбой об участии в сделке. Лизингодатель покупает у поставщика выбранное лизингополучателем имущество и передает его последнему на оговоренных условиях. Чаще всего лизингополучатель выплачивает полную стоимость оборудования и процентные отчисления «посреднику» в течение срока, на который заключен лизинговый договор. И по истечении этого времени оборудование переходит в собственность клиента. Хотя предусмотрены случаи, когда по истечении лизингового договора клиент выкупает оборудование у лизингодателя по остаточной стоимости.

Иногда будущий лизингополучатель обращается непосредственно к лизингодателю и поручает ему выбрать продавца. В таком случае лизинговая компания находит продавца, покупает у него имущество и передает его клиенту на оговоренных условиях*.

Реальные сделки гораздо сложнее. Практически все лизинговые компании работают на заемных средствах, поэтому в сделку так или иначе включается, по крайней мере, еще одна финансовая структура. В ряде случаев клиент может выбрать сразу несколько поставщиков по разным видам оборудования. В результате в «обычной» лизинговой сделке могут участвовать до восьми сторон. И единственным центром соприкосновения всех участников будет лизинговая компания, организующая и реализующая данную сделку.

Схема лизинговых операций довольно проста, и данный способ финансирования уже достаточно хорошо известен, тем не менее большинство потенциальных клиентов в целом смутно представляют, в какие отношения с другими участниками сделки они вступают, подписывая лизинговый договор. «Фраза «мы хотим купить в лизинг» в принципе неправильная, — объясняет Андрей Брагин, старший эксперт отдела оборудования «Московской лизинговой компании». — Дело в том, что право собственности на оборудование или иное имущество, полученное по лизинговому договору, перейдет к клиенту (лизингополучателю) только тогда, когда он полностью рассчитается с лизинговой компанией. До этого момента, независимо от того, числится ли оно на балансе лизинговой компании или передано на баланс лизингополучателя, оборудование остается собственностью лизинговой компании, которая это оборудование может, например, заложить банку под кредит, уведомив, правда, при этом лизингополучателя. Оборудование будет заложено третьему лицу, но на время не более срока лизингового договора, а клиент будет продолжать платить».

Теоретически можно выделить три вида лизинга: финансовый, оперативный и возвратный. Финансовый — это традиционный лизинг с участием трех сторон: лизингополучателя, лизингодателя и поставщика. В случае возвратного лизинга роли лизингополучателя и продавца совмещает одна компания. При ближайшем рассмотрении возвратный лизинг можно считать кредитом, предоставляемым лизинговой компанией продавцу под залог (или под передачу в собственность) оборудования. Предприятие продает лизинговой компании числящееся у нее на балансе оборудование и тут же берет его в лизинг. Таким образом, предприятие, получив как продавец 100% стоимости оборудования, в качестве лизингополучателя начинает выплачивать лизинговой компании, например, по 10% стоимости в течение 10 месяцев. В результате клиент с первого дня действия договора переводит 90% основных средств в оборотные. По мнению представителей лизинговых компаний, такая форма работы интересна для клиентов как способ пополнения оборотных средств. Но, как правило, лизинговые компании идут на подобную схему работы только с хорошо проверенными клиентами.

Еще один вид — оперативный лизинг — может быть приравнен к простой аренде. В данной сделке участвует лизингополучатель — с одной стороны, а также лизингодатель и поставщик в одном лице — с другой. В этом случае между сторонами заключается договор аренды на определенный срок, по истечении которого имущество возвращается поставщику. При этом переход права собственности отсутствует. Кроме того, при оперативном лизинге в аренду сдается не то оборудование, которое выбирает лизингополучатель, а то, которое предлагает лизингодатель.

Подобные схемы работы в основном характерны для фирм-производителей, точнее для носителей брэнда. Компании-перепродавцы в большинстве своем не занимаются подобными операциями.

Все три схемы оговаривались в старых версиях закона о лизинге. В новой редакции соответствующие положения исключены. При этом понятие «оперативный лизинг» было удалено из текста закона как противоречащее Гражданскому кодексу РФ. Не выделен в отдельный вид и возвратный лизинг, но возможность совмещения обязательств поставщика и лизингополучателя сохранена в ст. 4 закона.

«Лизинг выгоден для всех сторон, — считает Наталья Плющанская, главный специалист отдела лизинговых и факторинговых операций банка «Центрокредит». — Для лизингового оператора это его основная деятельность, за счет которой он живет. Поставщики постоянно ищут новые рынки сбыта, и предоставление оборудования в лизинг может стать неким преимуществом перед условиями продаж конкурентов».

Для клиентов также существуют очевидные преимущества. Во-первых, лизинг позволяет привлечь (на достаточно выгодных условиях) финансы для приобретения оборудования.

Во-вторых, клиент имеет возможность сократить налогооблагаемую базу своего предприятия. Но, как отмечают специалисты, эти «плюсы» лизинга имеют разную значимость для разных клиентов. Например, для компаний, обладающих доступом к дешевым западным кредитам и/или инвестициям, роль лизинга как инструмента привлечения финансирования неоднозначна. Ставки лизинговых компаний западных банков в России больше ставок по прямым западным кредитам, которые клиент может привлечь. А вот фактор сокращения налогов важен для всех. Многие клиенты, имеющие достаточное количество «свободных» денежных средств, все равно заключают лизинговые договоры. При этом часто в качестве аванса выплачивается сумма в размере более 50% договора, которая в дальнейшем засчитывается в счет лизинговых платежей.

Несмотря на очевидные преимущества использования лизинга, в России он пока не стал массовым явлением. Существует несколько факторов, сдерживающих его развитие. Одна из проблем — это крайне низкая доступность долгосрочного финансирования. Кроме того, в России практически не развиты вторичные рынки оборудования (за исключением автотранспортных средств), что существенно увеличивает риски лизинговых компаний.

Некоторые поставщики решают эту проблему, предоставляя российским компаниям гарантии обратного выкупа и принимая часть рисков на себя. К факторам, достаточно сильно тормозящим развитие лизинговой отрасли, можно отнести и экономическую неграмотность потенциальных клиентов — зачастую они весьма приблизительно представляют себе механизм и преимущества лизинговой сделки. Особенно это заметно в сфере ИТ.

«В сознание людей в нашей стране заложено, что в рассрочку можно купить, например, автомобиль, — объясняет Анна Савельева, менеджер по лизингу компании Carcade Leasing. — А о том, что точно так же можно получить компьютер, большинство клиентов просто не думают. Мы часто сталкивались с ситуацией, когда люди, обращаясь к нам с просьбой сдать в лизинг автотранспорт, бывали приятно поражены, что можно взять в лизинг и оборудование, необходимое им для оснащения офиса».

____________________
* По данным представителей лизинговых компаний, в сфере ИТ чаще встречается первая схема, когда клиенты приходят в лизинговую компанию, точно зная, у кого и что именно они собираются покупать. От финансовой структуры им необходимы только средства на совершение этой сделки.

Как это делаем мы

Владимир Акшевский, «Промсвязьлизинг»: «Примерно в 80% случаев мы используем возвратный лизинг для обеспечения поставок новой техники. Мы считаем, что для пополнения оборотных средств клиенты должны брать краткосрочные кредиты в банке... А вот как форма инвестиционной работы с клиентами она достаточно интересна. В результате у нас действует следующая схема: клиенты, продав нам оборудование, т. е. уступив нам право собственности, но приобретая по лизингу права на владение и пользование, в качестве оплаты получают за него деньги и постепенно выкупают его. На полученные средства мы поставляем им дополнительное оборудование, практически удваивая основные средства, находящиеся в распоряжении компании. В данном случае мы контролируем и то, что раньше принадлежало клиенту, и то оборудование, которое клиент хочет приобрести, тем самым, с одной стороны, мы для себя снижаем риск невозврата денег, а с другой — для клиента расширяем базу действия налоговых льгот, специфичных для лизинга».

Виды оборудования, передаваемого в лизинг

По степени популярности среди опрошенных лизинговых компаний

Автотранспорт грузовой 64%
Автотранспорт пассажирский 56%
Производственное оборудование* 53%
Другое 41%
Телекоммуникационное 39%
Пищевая переработка 37%
Торговое 34%
Полиграфическое 30%
Деревообработка 25%
С/х техника 17%
Здания, сооружения 17%
Медицинское 14%
Компьютеры 12%
Офисная техника 12%
Строительная техника 11%
Банковское 6%

* За исключением деревообработки и переработки сельхозпродуктов.
Источник: Отчет МФК.

Немного статистики

По данным Госкомстата РФ, затраты на приобретение лизингового имущества с целью последующей передачи в лизинг в 2001 г. составили 7,8 млрд. руб., т. е. приблизительно 267 млн. долл. (в 2000 г. — 5,8 млрд. руб., или 200 млн. долл.). Специалисты Группы по развитию лизинга Международной финансовой корпорации (МФК) считают эти цифры заниженными, оценивая объем российского рынка лизинговых услуг в 2001 г. в 1,7 млрд. долл. По их прогнозам*, сделанным в конце 2001 г., данный показатель должен был достичь 2,3 млрд. долл. в 2002 г. и 2,8 млрд. долл. в 2003 г.

По данным Группы, на конец 2001 г. в России было выдано 1825 лицензий на ведение лизинговой деятельности**. Но по оценкам специалистов, доля реально работающих лизинговых компаний в разные годы составляла от 25 до 30% от числа компаний, получивших лицензию, таким образом, в середине 2002 г. на территории РФ действовало около 550 лизинговых компаний. По мнению специалистов, большое количество полученных лицензий свидетельствует о том, что предприятия намерены использовать схемы лизинга в будущем. По-прежнему основное количество лизинговых компаний сконцентрировано в Европейской части России и в Москве (79,7% от общего числа компаний), на Урале и в Западной Сибири зарегистрировано 14,9% компаний, а на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока — 5,4%.

В среднем каждая лизинговая компания заключила в 2001 г. 44 лизинговые сделки (в 2000 г. этот показатель равнялся 35). Объем заключенных сделок в среднем по компании (по стоимости оборудования) составил 4 млн. долл. (в 2000 г. — 3,7 млн. долл.). Увеличение среднего количества сделок на 30% при незначительном увеличении их объема свидетельствует о том, что средний размер заключаемых сделок уменьшился.

Российские лизинговые компании осуществляют поиск клиентов в основном через контакты учредителей (79%) и поставщиков (69%). Контакты кредиторов и рекламу используют соответственно 54 и 53% компаний. Роль Интернета в поиске клиентов увеличивается год от года, и в 2001 г. этот канал использовали 34% компаний.

В настоящее время лизинговые компании, опрошенные МФК**, получают значительную часть финансирования от российских банков как учредителей (29%), так и от сторонних (71%). Показатель финансирования сторонними банками в период составления прошлого отчета увеличился на 10%, что отвечает последним тенденциям в развитии банковского сектора. Пока еще существуют некоторые трудности с банковским финансированием, поскольку банки предпочитают заниматься скорее краткосрочным кредитованием, чем средне- и долгосрочным. Поэтому еще 32% лизинговых компаний привлекают в качестве источника финансирования коммерческие кредиты поставщиков.

_________________________
* Группа МФК по развитию лизинга в России, созданная в 1997 г. с целью содействия Правительству РФ в создании благоприятных правовых и экономических условий в данной области, к 01.10.2002 выполнила поставленные перед ней задачи и завершила свою работу. Результаты последнего опроса, проведенного группой по развитию лизинга (опрошено 114 лизинговых компаний), приведены в отчете «Финансовая аренда (лизинг) в России. Обзор рынка 2001—2002».

** С 2002 г. лизинговая деятельность не подлежит лицензированию.