Южнокорейская фирма Hansol — один из многих новых поставщиков, появившихся в последние пару лет на отечественном рынке мониторов. Вывела ее продукцию на этот рынок в 2001 г. компания ELKO Group. Надо сказать, что для вендора это уже вторая попытка: напомним, что в 1998 г. компания намеревалась даже открыть в Москве свое представительство, однако августовский кризис воспрепятствовал реализации этих планов.
Сотрудничество дистрибьютора с вендором началось еще в 1997 г. и оказалось достаточно успешным. В настоящее время ELKO представляет интересы Hansol в большинстве стран Восточной Европы (кроме Польши, Словении и Украины). По словам Ярослава Гаврилюка, менеджера по продажам Hansol Europe, в некоторых из них, в частности в Словакии и в ряде стран бывшей Югославии, марка Hansol занимает лидирующие позиции. На рынке стран Балтии мониторы Hansol одно время занимали даже первое место, правда, затем их потеснила Samsung.
В нашей стране марка Hansol еще недостаточно раскручена. По словам Алексея Глухова, менеджера по маркетингу ELKO Moscow, пока дистрибьютор концентрирует свои маркетинговые усилия в основном на «продвинутых» конечных пользователях, и, по его мнению, имя Hansol уже неплохо известно среди этих пользователей и в канале. Прежде всего это касается ЖК-мониторов, обладающих хорошим соотношением цена/качество.
Следующие шаги дистрибьютора — раскрутка марки среди неподготовленных пользователей, в частности в регионах. «С учетом опыта некоторых наших конкурентов мы уже оценили затраты на продвижение в регионах и в этом году, видимо, за это возьмемся», — говорит Алексей Глухов.
Как сообщил CRN/RE Ярослав Гаврилюк, в настоящее время Hansol выпускает более 15 моделей мониторов. В продукции постоянно растет доля ЖК-устройств, которая уже в конце 2002 г. составляла 40% (по количеству) и продолжает увеличиваться. Расширяется также спектр моделей — так, появились ЖК-мониторы серебристого цвета и цвета слоновой кости, с ТВ-тюнером в виде отдельного блока, с отдельным или встроенным блоком питания; начинается выпуск 19- и 20-дюйм ЖК-мониторов.
Несмотря на общую тенденцию к уходу с рынка ЭЛТ-мониторов с экраном 15 дюймов, стратегия компании состоит в том, чтобы продолжать их выпуск до тех пор, пока будет спрос. Действительно, в ряд стран Восточной Европы они поставляются вполне успешно.
В то же время, например, в Германии такие мониторы Hansol не продаются уже года три (не считая поставляемых по специальным заказам, например, для встраивания в медицинское оборудование).
Традиционно Hansol использует в своих мониторах ЭЛТ и ЖК-панели компании Samsung, своего стратегического партнера. Однако в последнее время, чтобы повысить конкурентоспособность продукции, применяются трубки и ЖК-панели и других поставщиков.
На российском рынке своими главными конкурентами вендор считает Samsung и LG, хотя, как признает Ярослав Гаврилюк, «за ними трудно угнаться». Более реалистично оценивают ситуацию в ELKO Moscow: по некоторым моделям, прежде всего 17-дюйм ЭЛТ-мониторам, соперники Hansol — это GreenWood, RoverScan и CTX, а на московском рынке иногда и LG с Samsung; по 15-дюйм ЭЛТ-мониторам конкурентов много, особенно среди «молодых» марок.
По словам Ярослава Гаврилюка, выходя на новый рынок, компания чаще всего придерживается модели эксклюзивной дистрибуции, и в целом такой подход себя оправдывает, но все же окончательное решение зависит от конкретных условий. Например, в России у Hansol сейчас два дистрибьютора — ELKO и OVS.
На вопрос CRN/RE, следует ли ожидать дальнейшего увеличения числа дистрибьюторов, представитель Hansol отвечает уклончиво: «Российский рынок очень большой, и, наверное, может быть и больше дистрибьюторов». Действительно, например, в Германии, компания имеет около 15 дистрибьюторов и, кроме того, работает напрямую с несколькими розничными сетями, но там и объемы продаж гораздо выше, чем в России.
Поскольку у нас в стране нет представительства Hansol и все усилия по продвижению марки ложатся на дистрибьюторов, в ELKO Group, похоже, не возражают против появления новых партнеров. «Хорошо, что есть второй дистрибьютор, и выскажу свое личное мнение: может быть еще лучше, если их будет три: тогда станет проще продвигать торговую марку, по крайней мере, в канале», — считает Алексей Глухов.
Со своей стороны, Андрей Чекин, коммерческий директор OVS, пока в целом удовлетворен взаимоотношениями с вендором; и ассортимент мониторов Hansol (не слишком широкий, но, по его мнению, вполне достаточный), и цены его устраивают.
Тем не менее оба дистрибьютора отмечают, что вендору есть над чем поработать — прежде всего это уровень организации сервиса и продвижение торговой марки. Сервисом ее мониторов в России занимается фирма «Ролакс» (с ней работает, в частности, компания Fujitsu Siemens Computers, крупный партнер Hansol). На все мониторы предоставляется 3-летняя гарантия, а их обслуживанием в настоящее время занимаются 14 сервис-центров.
Отечественный рынок мониторов весьма конкурентен, и пока доля продукции Hansol невелика. Что и как получится у производителя и его партнеров в России — покажет время.
Hansol Electronics — дочерняя компания южнокорейской промышленной группы Hansol Group со штаб-квартирой в Сеуле. Основное направление деятельности — производство мониторов, которым компания занимается с 1995 г. В настоящее время структура ее продукции такова: мониторы (87%), сетевое оборудование (2%), электронные компоненты (11%). Предприятия находятся в Корее, Таиланде и Китае.
Стратегическим партнером Hansol является компания Samsung, у которой она закупает ЭЛТ и ЖК-панели, поставляя взамен некоторые другие компоненты для мониторов. Hansol выпускает мониторы и под собственной маркой, и для своих ОЕМ-партнеров (соотношение примерно 30:70). Наиболее сильные позиции мониторы Hansol занимают на рынке Южной Кореи (третье место после Samsung и LG), в Германии, Великобритании и ряде стран Восточной Европы.