В развитых странах рынок беспроводных решений и услуг стабильно растет на протяжении последних нескольких лет, и российские игроки рассчитывали, что потенциал этих технологий будет реализован и в нашей стране. Однако следует отметить, что прогнозы о грядущем буме беспроводных сетей пока не сбылись. Да, этот рынок в России давно сформировался, но, как всегда, мы пошли своим путем. За рубежом беспроводные сети разворачивают в офисах, на складах, в аэропортах, больницах, университетах. А у нас главным образом для «уличного» (outdoor) применения — подключения удаленных филиалов к корпоративной сети или организации доступа в Интернет. Разумеется, есть у нас и внутриофисные беспроводные сети, и публичные беспроводные ЛВС развиваются (за рубежом узлы доступа в аэропортах, отелях, на вокзалах и выставках называются hot spot), но доля этих решений в бизнесе компаний, специализирующихся на продвижении беспроводных технологий, не превышает нескольких процентов.
Как растет отечественный рынок, какие прогнозы делают его игроки?
Операторы беспроводных сетей утверждают, что спрос на их услуги сегодня не превышает предложения, поэтому заметного роста они не ожидают. Вероятнее всего, число клиентов и объем предоставляемых услуг увеличатся в этом году на несколько процентов. Похожие цифры называют и дистрибьюторы. По их данным, в прошлом году рынок беспроводного доступа к Интернету вырос на 15%. В текущем году дистрибьюторы рассчитывают вдвое увеличить продажи беспроводного оборудования, что связано с появлением устройств стандарта 802.11а и 802.11g. Новые решения позволят освоить диапазон частот 5 ГГц (частота 2,4 ГГц практически исчерпана) и повысить скорость передачи данных.
Специалисты говорят, что не существует прямой зависимости между объемом поставок новых устройств и объемом предоставляемых услуг — число платежеспособных клиентов ограничено, и все, кто нуждался в беспроводном доступе, его уже имеют.
Существуют и другие препятствия для более широкого использования беспроводных решений. Во-первых, это государственное регулирование распределения радиочастот.
Хотя процедура получения разрешения существенно упрощена, она занимает время и требует отвлечения сотрудников для выполнения «бумажной» работы. Во-вторых, не хватает квалифицированных кадров. И третья проблема — «серый» рынок.
Тем не менее дистрибьюторы, в том числе широкопрофильные, надеются, что со временем беспроводные устройства станут массовой продукцией. Основные надежды возлагаются на рынок SOHO. В 2002 г. цены на беспроводное оборудование начального уровня снизились настолько, что уже сейчас прокладка кабелей в небольшом офисе или в квартире обойдется дороже, чем развертывание беспроводной сети.