Сегодня рынок ПО для ручных ПК пребывает в состоянии младенчества. Большинство игроков пока делают на нем только первые шаги, причем и те, которые ранее на нем не работали, и те, кто, казалось бы, уже здесь освоился. Разница состоит только в том, что новички выходят за пределы «настольного» ПО, тогда как компании, прочно обосновавшиеся здесь, одолевают «подводные камни» за пределами стихийно возникших ниш.

Попытка описать состояния этого рынка сегодня свелась бы к обзору деятельности конкретных компаний, ведь выявить какие-то общие тенденции пока довольно трудно. Поэтому ограничимся обзором фактов и мнениями ведущих игроков рынка.
В настоящее время на рынке ПО для ручных ПК можно выделить три основных сектора — локализацию, словари и другие разновидности ПО.

Локализация

По очевидным причинам, в денежном (да и штучном) выражении доминируют системы локализации (русификации). Надо признать, что относить этот сектор к рынку ПО в традиционном понимании не совсем правомерно (значительная его доля относится, скорее, к рынку заказных разработок), но пока игроки не очень разделяют эти направления. Основной канал продаж систем локализации — OEM-соглашения с изготовителями ручных ПК, но в последнее время, по словам участников рынка, растут Интернет-продажи такого рода ПО (хотя, по тем же оценкам, они не превышают 5%).

Словари

Этот сегмент начал бурно развиваться в конце 1999 г. после выпуска словарей семейства «СловоЕд» в рамках совместного проекта компаний «Арсеналъ» и Paragon Software (SHDD). Первая предоставила словарные БД, вторая создала словарную оболочку, способную достаточно эффективно работать на ручных ПК, даже несмотря на их ограниченные возможности. На сегодня семейство словарей «СловоЕд» (на базе словарных баз «Арсеналъ», «МедиаЛингва» и ряда других поставщиков), по разным оценкам, занимает до 80% рынка, с ними конкурирует прежде всего пакет ABBYY Lingvo для PocketPC, который появился в прошлом году. Кроме того, компания «Эктако», разработчик и изготовитель переводчиков Language Teacher, создала ряд словарей и для других платформ (впрочем, ей заметно мешает внутренняя конкуренция продуктовых линеек). Еще несколько пакетов присутствуют на рынке, скорее, формально и не оказывают особенного влияния.

Основной канал продаж в этом секторе — также OEM-соглашения, но доля Интернет-продаж заметно больше, пропорцию можно оценить как 80/20. При этом заметно смещение акцентов — новейшие тенденции гласят, что изготовитель ручных ПК, подписывая OEM-соглашение, рассматривает словари как один из компонентов системы локализации. В случае розничных продаж разработчик иногда предоставляет систему русификации бесплатно как дополнение к словарю (по техническим причинам, многие словари интегрированы с системами русификации, но бывают и просто «бандлы»). Кроме того, некоторые компании начали эксперименты по созданию «коробочных» версий своих продуктов, но думается, что их стоит рассматривать именно как эксперименты, а не проявление каких-то тенденций развития рынка.

Прочие

В секторе «прочие» царит исключительное разнообразие как с точки зрения структуры товарного предложения, так и в отношении игроков. В качестве наиболее оформившихся направлений здесь можно выделить разработку игр, разнообразных утилит и, в меньшей степени, «контентного» ПО (базы данных, каталоги, руководства и пр.). Большинство игроков этого сектора ориентируются преимущественно на продажи по Интернету, причем отнюдь не на российский рынок (по сути, многие отечественные и украинские компании даже не предлагают локализованных версий своих продуктов!).

Бизнес-модель у большинства этих компаний тривиальна — разработка программы, предоставление ее на условиях shareware, с помощью какого-либо из крупных сайтов, специализирующихся на онлайновой торговле ПО (обычно Handango.com или PocketGear.com, но есть и ряд других). Фактически этот сектор следует отнести к одному из подсегментов рынка shareware. Его объемы невелики, но он вполне в состоянии «прокормить» небольшой коллектив разработчиков (при наличии 3—5 хорошо продаваемых программных продуктов), тем более что многие из них параллельно занимаются разного рода проектами в области заказного программирования. Повторимся, речь идет о зарубежном рынке. Этот же сегмент предоставляет возможности развития и для разработчиков ПО, специализирующихся в иных областях и планирующих адаптацию своих пакетов для ручных ПК. В качестве примера можно привести антивирусную систему для Palm и PocketPC, созданную компанией «Лаборатория Касперского». Очевидно, что на роль одного из основных источников дохода антивирус для ручных ПК претендовать не может, но в качестве дополнения продуктовых линеек — очень уместен.

Компетентное мнение

Лика Колдунова, региональный менеджер Paragon Software (SHDD):

«По нашим оценкам, доля Paragon Software (SHHD) на этом рынке составляет около 95%. Это вполне естественно, мы были практически первыми.
Большинство наших проектов успешны. В качестве сложностей стоит упомянуть прежде всего разнообразие платформ. Это заметно удорожает разработку и не всегда повышает прибыльность.

Из наших планов можно назвать выпуск «коробочного» ПО — прежде всего словарей, а также ряд новых проектов по локализации устройств. Недавно мы завершили разработку технологии, которую называем «поточной локализацией». Она позволяет резко снизить время и стоимость адаптации устройств (на любой платформе) к требованиям национальных рынков. По сути, при этом подходе локализация превращается из дорогостоящей заказной разработки в достаточно рутинную и тривиальную процедуру. При этом неважно, происходит она на программном уровне или аппаратном. В качестве примера последней можно привести устройство класса Tablet PC HighScreen ezPad, локализованное нами для компании «Вобис».

Андрей Никишин, менеджер по продуктам компании «Лаборатория Касперского»:

«Сейчас в России заметен довольно большой интерес к ручным ПК. В последний год на рынке появилось очень много интересных моделей (в том числе и российские Rover P3, P5, P6), на многие устройства установлена низкая цена. Это и стимулирует повышение интереса к ручным ПК. Как следствие, растет интерес и к ПО для них.

По данным исследовательской группы SmartMarketing, в 2002 г. платформа Palm удержала лидерство, занимая 61%. Платформа Pocket PC заняла 33%, Symbian OS — 5%, на долю других платформ пришелся 1%. Именно поэтому сегодня мы концентрируемся на разработке ПО для Palm и Pocket PC. Наши продукты для этих платформ включают не только защиту от вирусов, но и системы криптографической защиты и контроля доступа, которые значительно эффективнее стандартных средств безопасности, поставляемых вместе с устройствами.

Существует несколько проблем, которые ограничивают рост рынка ПО для ручных ПК. Во-первых, это все же их низкая распространенность, хотя и наблюдается тенденция к росту популярности. Во-вторых, достаточно высокий уровень пиратства. ПО для Palm и Pocket PC ориентировано на индивидуальных пользователей, и их приверженность к пиратскому софту естественным образом тормозит развитие коммерческого ПО. В то же время мы видим определенное понимание пользователями угроз безопасности, так как стандартные средства безопасности для ручных ПК не обеспечивают достаточного уровня защиты.

По нашим прогнозам, рынок ручных ПК в России ждет большое будущее и лучшее тому доказательство — его двукратный рост в 2002 г. Разработчики прилагают массу усилий для того, чтобы разогреть рынок, и у них это получается. В ближайшие годы нас ждет настоящий бум, в особенности за счет смартфонов, что позволяет нам делать довольно оптимистичные прогнозы по рынку ПО для этих платформ».

Алексей Проничев, директор по лингвистическим продуктам компании ABBYY:

«В продажах ПО семейства «Лингво» версия для PocketPC на сегодня занимает около 7%. При этом в последние два квартала темпы роста продаж этой версии вдвое выше, чем других версий «Лингво». Для нас это быстрорастущий сегмент, и поэтому интересный в будущем.

Рынок ПО для ручных ПК в целом, на мой взгляд, еще слишком мал, чтобы анализировать какие-либо тенденции, кроме быстрого роста. И еще одно замечание: крупнейшие российские производители, включая и нашу компанию, пока не тратили серьезных усилий на производство и продвижение продуктов для мобильных устройств.

Когда это произойдет, рынок ПО для этих устройств будет точно таким же, как и основной, «десктопный».

Мы планируем в этом году выпустить продукты семейства «Лингво» для основных мобильных платформ и в дальнейшем развивать их наравне с основной линией ПО».

Александр Андреев, менеджер по маркетингу компании PROMT:

«По нашему мнению, на рынке ПО для ручных ПК наблюдается небольшой рост, около 10% в год. И до тех пор пока сохраняется нынешнее состояние российской экономики, активизации на этом рынке ожидать не приходится. Наша компания уже более 5 лет выпускает ПО для ручных ПК, и мы можем выделить три наиболее важные проблемы.

1. Необходимость поддержки большого числа процессоров в условиях отсутствия аппаратной платформы-лидера на рынке систем WindowCE/PocketPC. В результате — несколько версий системы перевода Pocket PROMT.

2. Ограниченность аппаратных ресурсов, вследствие чего до недавнего времени мы были вынуждены делать специальную сокращенную версию нашего переводчика Pocket PROMT.

3. Ограниченный выбор способов ввода текста. Пока российские пользователи могут ввести текст вручную с клавиатуры либо перенести его на флэш-карте, тогда как на Западе благодаря широкому распространению беспроводного Интернета пользователи активно скачивают тексты из Интернета и обмениваются сообщениями по электронной почте. В результате программы-переводчики для ручных ПК за рубежом гораздо более востребованы, чем в России.

К счастью, сейчас ситуация меняется к лучшему. Можно сказать, что две первые проблемы нашли свое решение. И мы с оптимизмом смотрим на рынок переводчиков для ручных ПК. В отличие от рынка электронных словарей, где работает около десятка компаний, мы единственные, кто предлагает систему перевода для ручных ПК.

Планируем активно работать не только на нашем рынке, но и завоевать западный. Так, в конце мая мы выпускаем систему Pocket PROMT 4.0 для перевода с английского на немецкий и испанский языки».