Скажем сразу: мы не ставили задачу провести широкомасштабное исследование российского рынка ручных компьютеров с определением объемов продаж, долей рынка и т. д. Это задача аналитиков. Рынок этот в нашей стране достаточно молод. Да и объемы продаж ручных компьютеров пока незначительны: например, по оценкам компании «МакЦентр», в 2002 г. их было продано от 50 до 60 тыс. Неудивительно, что даже специализирующиеся на исследовании ИТ-рынка компании IDC и ITReseach только в 2003 г. приступили к анализу ситуации на отечественном рынке ручных компьютеров... Так, по данным ITResearch, в 2002 г. было продано чуть более 49 тыс. ручных ПК.
Почему мы решили все же обратить внимание читателей на этот сегмент?
Во-первых, производители ручных компьютеров отмечают достаточно быстрый его рост: по оценкам разных компаний, рост продаж в 2002 г. в нашей стране составил от 50 до 100%. Учитывая появление новых линеек устройств, попадающих в разряд ручных компьютеров, а также все возрастающий интерес к ним со стороны потенциальных покупателей, российские представительства компаний-вендоров рассчитывают, что в 2003 г. темпы роста будут еще выше. Для сравнения: до IV квартала 2002 г. общемировой рост продаж ручных компьютеров не превышал 1% по сравнению с тем же периодом 2001 г. А на западноевропейском рынке в течение всего прошлого года аналитики отмечали почти 20%-ное сокращение продаж*.
Во-вторых, стоит отметить, что в прошлом году ручные компьютеры в России окончательно перестали быть «нишевым» товаром. Первые результаты перехода в разряд «нормально дистрибутируемых» устройств, проявившиеся примерно в середине 2002 г., окончательно закреплены. Теперь практически все производители заявляют о наличии двухуровневой системы продаж, состоящей из дистрибьюторов и дилеров, большинство из которых — ИТ-компании.
В последнее время вендоры все чаще привлекают к распространению своего товара Интернет-магазины. Правда, даже учитывая известные преимущества Интернет-продаж (возможность обслуживания независимо от времени суток и географического положения, снижение накладных расходов и, как следствие, конечной цены), доля «виртуальных» продавцов в общем объеме продаж ручных компьютеров у разных вендоров колеблется от 3 до 10%. Эти компании достаточно успешно торгуют «рознично-ориентированными» моделями, практически не затрагивая «корпоративные». По мнению производителей, один из основных факторов, тормозящих развитие Интернет-продаж ручных компьютеров в России, невозможность предоставления через Интернет дополнительных услуг покупателям. Ведь, несмотря на то, что вендоры все чаще привлекают классических дистрибьюторов к распространению ручных компьютеров, последние еще не стали только «коробочным» товаром. Производители отмечают, что наибольшего успеха сейчас добиваются те партнеры, которые предлагают покупателю дополнительные услуги и опции, вплоть до собственных разработок ПО и даже устройств.
Вот эти обстоятельства показались нам достаточно существенными, чтобы попытаться проанализировать основные тенденции на рынке ручных компьютеров, особенности продаж этого оборудования в корпоративный сектор, а также с пристрастием взглянуть на рынок сопутствующего ПО.
И последнее. С тех пор как в 90-х годах прошлого столетия тогдашний президент Apple Джон Скалли представил выпущенную его компанией новинку — Newton NotePad — как «персональный цифровой помощник» (Personal Digital Assistent), введя таким образом в обращение аббревиатуру PDA, семейство «маленьких компьютеров» не раз меняло свое название, а также дополнялось новыми видами устройств. Сейчас некоторые из них уже «выросли» и не помещаются в карман. Поэтому было решено ради единообразия в материалах рубрики все описываемые устройства называть ручными компьютерами или ручными ПК.
__________________________
* По данным сайта www.cnews.ru.