Рынок ПО охвачен консолидацией. Уже не в первый раз.
Этим летом в сфере ПО прокатилась волна объединений и приобретений: Geac и Comshare, PeopleSoft и J.D. Edwards, Novell и Ximian, Business Objects и Crystal Decisions, Hyperion и Brio... Это пока еще не «девятый вал», но активность нарастает. Даже несмотря на то, что самая крупная попытка присоединения за последнее время — PeopleSoft к Oracle за 7,3 млрд. долл. — с треском провалилась.
«Сегменты ПО и услуг консолидируются, приобретая глобальные масштабы и способствуя развитию партнерских отношений в целях освоения новых рынков и наращивания масштаба бизнеса», — говорит Карен Смит, директор по исследованиям фирмы Aberdeen Group.
Может быть, это только начало. «За пять лет исчезнет более 90% известных компаний-разработчиков ПО, а 50% уйдут с рынка уже в течение двух лет», — предрекает Мартин Вулф, президент инвестиционной фирмы Martin Wolf Associates.
В результате реселлерам, видимо, придется иметь дело с гораздо меньшим числом вендоров, и это одновременно хорошо и плохо. На первый взгляд, реселлерам проще вести дела с меньшим числом поставщиков, так как в этом случае база поставщиков более стабильна и можно выстроить более тесные отношения. Но, с другой стороны, более крупные поставщики могут иметь свой интерес в отношении некоторых видов услуг, традиционно предлагаемых каналом.
Марлин Брилл, президент реселлерской фирмы Digitask Consultants, полагает, что многие компании, которые растут за счет объединения, «смотрят свысока на мелкие консалтинговые фирмы, якобы отбирающие у них прибыль, и при этом подумывают про себя, не пора ли этот бизнес взять целиком в свои руки».
Нынешний шквал консолидации вызван многими причинами. Во-первых, широко распространено мнение, что акции компаний упали почти до минимума, так что самое время покупать, пока есть возможность. Во-вторых, в нынешних экономических условиях некоторым компаниям проще купить новых заказчиков, чем тратить деньги на их привлечение.
В некоторых случаях компании-разработчики ПО пытаются таким способом расширить ассортимент своих продуктов. «Поставщики любыми средствами стремятся заполнить бреши в своей линейке продуктов или дополнить ее новыми наименованиями», — говорит Энди Камлет, вице-президент компании FRx Software, подразделения Microsoft Business Solutions.
«Если сегодня спросить высших руководителей, что их больше всего волнует на пороге 2004 г., то они, скорее всего, скажут: слишком много поставщиков делают одно и то же».
— Крис Стоун, вице-председатель правления Novell
И сегодня для этого есть все возможности. «Comshare продана за цену, эквивалентную разовой прибыли. Это хорошая сделка», — заметил Камлет.
В некоторых отношениях консолидация рынка коммерческого ПО повторяет аналогичное сокращение рынка офисных приложений лет десять назад. До этого в сфере приложений для настольных ПК тон задавали несколько крупных конкурентов, таких как Lotus Development, Corel, Borland International, WordPerfect и Software Publishing.
На сегодня лишь Borland и Corel сохранили независимость, но Borland пришлось уйти с этого рынка, а у Corel большие проблемы. Остальные были куплены другими компаниями или просто исчезли.
Встав на путь консолидации, некоторые компании пытаются приобрести не столько технологию, сколько долю рынка. Многие обозреватели отрасли относят попытку Oracle купить PeopleSoft именно к этой категории. Главный управляющий Oracle Ларри Эллисон уже давно говорил, что на рынке корпоративного ПО именно универсальные поставщики, предлагающие максимально широкий ассортимент приложений, в конце концов вытеснят узкоспециализированных конкурентов самого высокого класса. Если это так, то стоящие особняком компании, такие как Lawson Software, E.piphany и даже Siebel Systems, прежде весьма благополучная фирма, могут уйти со сцены навсегда.
Покупатели, которых и так слишком мало, по мнению поставщиков, предпочитают продукцию тех компаний, которые кажутся им надежными. И это означает, что чем крупнее вендор, тем больше у него шансов на успех. «Со стороны заказчиков это борьба за стабильность», — говорит Роб Эш, президент и главный управляющий производственной деятельностью канадской компании Cognos, поставщика аналитических и инструментальных средств.
«Им нужны поставщики, которые будут на рынке долгое время и которые способны финансировать дальнейшие разработки», — считает он. Компания Cognos тоже приняла участие в консолидации, купив в начале года компанию Adaytum, разработчика программ класса EPP (enterprise performance planning).
Дэн Волитич, президент компании John Daniel, крупного партнера Cognos, считает, что опыт Adaytum в EPP усиливает и расширяет прежние возможности Cognos.
«Такое приобретение можно только приветствовать. Оно добавит Cognos размаху», — сказал он. В то же время решение компании Business Objects приобрести поставщика ПО для генерации отчетов Crystal Decisions, по его мнению, почти лишено смысла. «Если присмотреться внимательно, это покупка доли рынка. Если вы клиент Business Objects или Crystal, то вам остается только гадать, какие продукты выживут», — говорит он.
В сегменте анализа деловой информации (business intelligence, BI) и аналитических программ этим летом также отмечалась повышенная активность: помимо сделки между Business Objects и Crystal, Hyperion договорилась о покупке Brio.
Впрочем, сходная ситуация и в других сегментах рынка ПО.
Novell купила Ximian, поставщика приложений для настольных систем и инструментальных средств на базе Linux. Этот шаг, в котором чувствуется возврат к открытой конфронтации с Microsoft на уровне настольных систем и серверов, шокировал многих обозревателей, которые хорошо помнят прежние перепалки между двумя компаниями, закончившиеся не в пользу Novell.
Вице-председатель правления Novell Крис Стоун заявил, что покупка Ximian не имела целью подготовку столкновения Novell с Microsoft в сфере ПО для настольных систем.
На его взгляд, настольные системы на базе Linux не заменяют Windows, а дополняют ее. «Некоторые люди используют Office, — сказал он. — Это прекрасно. Но есть целый класс пользователей, которым не нужны все эти богатые возможности, им нужны лишь почта, планировщик и, может быть, просмотр слайдов, т. е. простая и недорогая система».
Что касается консолидации в целом, то Стоун обращает внимание на тот факт, что корпорациям удобнее иметь дело с меньшим числом поставщиков. «Если спросить сегодня директоров по информационному обеспечению, что их больше всего волнует на пороге 2004 г., то они, скорее всего, скажут: слишком много поставщиков делают одно и то же. Им хотелось бы, чтобы их поставщики делали гораздо больше и были способны предложить больше консалтинга и полный спектр продукции», — сказал он.
Иными словами, клиентов интересует масштаб поставщика — вглубь и вширь, считает Стоун. «Тут все дело в риске. Стесненные экономические условия отражаются на бюджете заказчиков — у большинства он не вырастет и в 2004 г..., и они охотнее купили бы больше продуктов у одного поставщика, которого хорошо знают, чем у новоиспеченной компании», — поясняет он.
Некрупные поставщики понимают, что им еще надо доказать свою жизнеспособность по соседству с гигантами. Годовой оборот частной компании Motive, разработчика ПО управления услугами, составляет, по ее данным, 100 млн. долл. Но даже соглашаясь с разделением компаний на «имущие» (доход больше 500 млн. долл.) и «неимущие» (доход меньше 120 млн. долл.), руководители Motive верят в свой шанс.
«Можно преуспеть и с нашим размером... но сначала нужно показать, что вы способны решить ответственную задачу, которую не могут решить «супостаты»», — говорит соучредитель и главный стратег Motive Майк Мейплз.
Недавно Motive заключила соглашение о лицензировании своего пакета «экосистемного» моделирования на сумму 15 млн. долл. с компанией Mercury Interactive, поставщиком ПО тестирования и управления приложениями. Технология Motive будет встроена в программные продукты Mercury следующего поколения. Кстати, сама Mercury не отстала от моды и в начале июля приобрела за 225 млн. долл. частную фирму Kintana, разработчика программ для управления ИТ-ресурсами.
По словам Вулфа, слишком многие компании построили свой бизнес, разрабатывая и предлагая на рынке отдельные возможности и функции вместо по-настоящему законченных продуктов. В качестве примера он приводит BI и управление бизнес-процессами.
Всегда будет рынок для приложений высокого класса, подобно тому как по-прежнему есть спрос на роскошные авто и одежду «от кутюр», считает Карен Смит из Aberdeen.
Но поставщиков такой продукции, по ее мнению, будет немного.
Что же касается коммерческого ПО, то вопрос можно поставить так: найдется ли место на рынке для сохраняющих независимость Lawson Software и E.piphany, если даже такие гиганты, как Oracle и PeopleSoft, вынуждены тратить миллиарды, чтобы сохранить конкурентоспособность?
Шоппинг в сфере ПО
Слияния и приобретения (состоявшиеся или запланированные)
Cognos покупает Adaytum
Сумма сделки: 159 млн. долл. (наличными)
Дата объявления: 19 декабря 2002 г.
Статус: состоялась 13 января 2003 г.
PeopleSoft покупает J.D. Edwards
Сумма сделки: 1,8 млрд. долл. (наличными + акции)
Дата объявления: 2 июня 2003 г.
Статус: состоялась 18 июля 2003 г.
Oracle намеревается купить PeopleSoft
Предполагаемая сумма сделки: 7,3 млрд. долл. (наличными)
Дата объявления: 4 июня 2003 г.
Статус: пока не состоялась
Geac покупает Comshare
Сумма сделки: 52 млн. долл. (наличными)
Дата объявления: 23 июня 2003 г.
Статус: состоялась 15 августа 2003 г.
Business Objects намеревается купить Crystal Decisions
Предполагаемая сумма сделки: 820 млн. долл. (наличными + акции)
Дата объявления: 18 июля 2003 г.
Статус: должна состояться в IV кв. 2003 г.
Hyperion намеревается купить Brio
Предполагаемая сумма сделки: 142 млн. долл. (наличными + акции)
Дата объявления: 23 июля 2003 г.
Статус: должна состояться в IV кв. 2003 г.
Novell покупает Ximian
Сумма сделки: не сообщается
Дата объявления: 4 августа 2003 г.
Статус: состоялась 4 августа 2003 г.