Накануне поговаривали, что вместе с Шварцем, президентом и главным управляющим производственной деятельностью Sun, и Гослингом, вице-президентом, техническим директором подразделения Developer Tools, которые представят новый стандарт Java для настольных приложений, должен появиться крупный, угрожающего вида тигр. Однако в последнюю минуту Sun отказалась от этой идеи.
Как потом оказалось, вид тигренка на ежегодной мега-конференции разработчиков Java был более уместным для события, которое прозвучало не столько рыком, сколько настойчивым мяуканьем. Хотя само шоу — с легионом фанатов Java, почти отталкивающих друг друга, чтобы заполучить футболку с логотипом Java или пожать руку его создателю Гослингу — вполне соответствовало своей репутации сборища ярых приверженцев, объявленные на JavaOne новости уже не имели той остроты, что в прежние годы.
Шон Уиллетт, главный аналитик Current Analysis, объяснил отсутствие остроты отчасти тем, что одни из наиболее ярких звезд на небосклоне Java, а именно IBM и BEA Systems, «пока отмалчиваются».
Другие наблюдатели полагают, что ставший более зрелым язык Java уже не вызывает такого всплеска эмоций, как в ранние годы. «Java стартовал как революционная новая платформа, так как другие платформы того времени не отвечали насущным потребностям Интернета, — сказал Алекс Бурденко, главный архитектор Back Bay Technologies. — Теперь он достиг точки, когда революционный рост сменился эволюционным ростом».
Несколько сниженная атмосфера конференции могла быть и просто результатом финансовых трудностей, переживаемых компанией в последние несколько лет. С этой точки зрения неудивительно, что JavaOne 2004 не была столь же расточительно бурной, как в 2000 г. Тогда почти 25 тыс. присутствующих набились в зал Moscone Center в Сан-Франциско, а очередь на открытие конференции обвивалась вокруг здания.
И так же, как не слышно криков на бейсболе, нет в наши дни и сюрпризов — или во всяком случае их очень мало — в отрасли высоких технологий. Многие из новостей JavaOne предвиделись заранее, в частности выпуск версии Tiger и инструментария Java Studio Creator, который обещает дать разработчикам корпоративных приложений столь же простой и удобный в использовании инструмент для Java, как Visual Basic от Microsoft.
Даже новость о том, что Sun воспользовалась услугами аукциона eBay для продажи полной системы разработки (включая программное обеспечение, инструменты, операционную систему и рабочую станцию), не стала потрясением, поскольку компания уже в течение некоторого времени экспериментирует с «творческими» подходами к дистрибуции продуктов.
И все-таки сообщество открытого кода сумело нарушить ровное течение конференции.
Впервые появившись на JavaOne, президент компании JBoss Марк Флери — эталон профессионального подхода к ПО с открытым кодом — вне сомнения, вызвал самый большой ажиотаж. JBoss объявила о первом в отрасли, полностью сертифицированном под J2EE, сервере приложений с открытым кодом, который должен еще больше снизить стоимость серверов приложений на базе J2EE и может повредить бизнесу IBM и BEA.
А какое сборище по поводу Java обходится без вдохновенного спора? На JavaOne одна из главных тем звучала так: следует ли открыть определенные части Java, в частности виртуальную Java-машину (JVM) и J2SE. IBM и BEA высказываются в пользу открытия, в то время как Sun продолжает поддерживать Java Community Process (JCP), стремясь сохранить за собой лидерство и поощряя обратную связь в этом сообществе. Вопрос так и не был решен.