Настольные персональные системы, бывшие когда-то основой ИТ-рынка, сдают свои позиции.
Процесс вытеснения ПК начался не вчера и завершится не завтра. Но тенденция, как говорится, налицо. С одной стороны, «персоналки» теснят ноутбуки, с другой — тонкие клиенты, а с третьей — «младшие» модели серверов. Обратимся к фактам. В исследовании «Чемпионы российского ИТ-канала—2006» за вендоров в этой номинации отдали свои голоса 76% респондентов. В этом году их чуть больше 55%. В то же время два года назад производителям ноутбуков выставили оценки около 60% респондентов, а в этом году их стало уже более 70%. Получается, что канал за два года переключился на более интересные продукты, оставив ПК только для того, чтобы «было с чего начать разговор с заказчиком»? Что ж, вполне возможно.
Подводя итоги рейтинга 2002 г., мы отмечали, что рынок настольных ПК — один из наиболее «густонаселенных», так как наряду с международными компаниями в этом сегменте работали российские производители как федерального, так и локального уровня. Понятно, что последние не делают погоду в нашем рейтинге, но все же. За это время на рынке ПК произошли значительные перемены. Изменился состав лидеров, некоторые компании ушли с рынка, появились новые.
В 2006 г. на звание «Чемпион канала» претендовало 19 компаний. Но, несмотря на обширный стартовый список, на победу могли рассчитывать всего пять (из них лишь три участвовали в первом рейтинге): Dell, DEPO Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP и «Аквариус».
В этом году претендентов было меньше — 14: Acer, Apple, Arbyte, Dell, DEPO Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP, Kraftway, Lenovo, R-Style Computers, «Аквариус», «К-Системс», «Офисная техника», «Формоза». Причем 12 из них вошли в первоначальный список, предложенный редакцией, а две компании добавили реселлеры по ходу голосования (в 2006 г. респонденты увеличили список на семь претендентов).
В этом году порог канальности смогли перешагнуть семь компаний: Acer, Dell, DEPO Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP, Kraftway, «Аквариус».
Представляем победителей
На этот раз определить пятерку лидеров было сложнее, чем раньше. Явных аутсайдеров среди компаний, попавших в зачетную семерку, пожалуй, не было, трудно предсказуемой казалась и расстановка вендоров на «пьедестале почета».
Участники голосования поставили на пятое место компанию DEPO Computers с результатом 34,895 балла (+2,308). Два года назад эта компания даже с худшей оценкой занимала вторую строчку рейтинга. На четвертом месте — еще один российский производитель — компания Kraftway (36,88), которая не попала в финальную тройку два года назад. Как и тогда, на третье место с результатом 38,918 балла (+6,698) наши респонденты поставили компанию «Аквариус». На втором месте — Fujitsu Siemens Computers, заработавшая 41,837 балла. А победитель в этой номинации все тот же. Вот уже третий раз никто из претендентов не может потеснить на верхней строчке компанию НР. Изменилась лишь оценка лидера: сейчас она равна 43,297 балла, а в 2006 г. результат составил 34,649 балла.
Согласитесь, разница существенная. Чуть позже мы расскажем о том, за счет каких «скрытых резервов» вендору удалось сохранить лидерство, т. е. о том, как была оценена работа вендоров по каждому из критериев, а сейчас хочется остановиться на другом.
Интересно отметить, что в 2006 г. «лучший производитель настольных ПК» потерял почти шесть баллов по сравнению с итогами первого рейтинга. Пожалуй, можно утверждать, что шесть лет назад НР обладала каналом сбыта продукции, одним из лучших на ИТ-рынке. Но конкуренты не дремали, в течение четырех лет выстраивали свои каналы, и результаты не замедлили себя ждать. Лидера, конечно, не сместили, но результат ему подпортили. Что же произошло сейчас? Скорее всего, конкуренты НР стали меньше интересоваться нуждами канала, последний не замедлил ответить им взаимностью и, сравнив отношение к себе вендоров, расставил их по своим местам.
Конечно, не может не радовать, что в призовую пятерку вошли три российские компании. При этом все они разные. Если «Аквариус» долгое время формировал классический канал продаж, набив при этом немало шишек, то Kraftway долго искал «свою» модель. В DEPO Computers в конце концов решили остановиться на одноуровневой схеме продаж.
Критерии и оценки
Из восьми предложенных нами критериев оценки работы поставщиков настольных ПК реселлеры назвали наиболее важным «соотношение цена/качество». В этом году критерий оказался намного — на 0,129 балла (напомним, что веса критериев оценивались по шкале от 0,1 до 1 балла) — важнее «качества продукции», которая была лидером предыдущего опроса. Интересно и то, что среди всех 11 номинаций самая высокая оценка критерию «соотношение цена/качество» была поставлена именно в категории «Настольные ПК».
Наименее значимым оказался критерий «обучение и сертификация партнеров»: сдержанное отношение к нему сохранилось.
Качество продукции
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 8,69 балла (+0,49). Разница между наибольшим и наименьшим результатами составила 3,234 балла, что гораздо выше, чем в 2006 г., когда она равнялась 1,926 балла. Вес критерия говорит о том, что для реселлеров он второй по важности (в 2006 г. — первый). Разница оценок лучшей и худшей компаний свидетельствует, что респонденты не намерены смотреть на эту характеристику «сквозь пальцы» и относятся к качеству поставляемой продукции очень придирчиво.
Почему же, несмотря на то что вес критерия увеличился, «качество» все равно спустилось на вторую строчку? Вероятно теперь производителям ПК приходится конкурировать не только между собой, но и с представителями соседних сегментов ИТ-рынка, а порой и с самими собой (это в случае, когда производитель предлагает на рынок сразу несколько замещающих друг друга продуктов). И здесь очень трудно конкурировать только качеством. Ведь соперничают уже не марки, а продуктовые линейки.
С другой стороны, тенденция отказа региональных компаний от собственной сборки в пользу промышленного производства, которую мы отмечали в 2006 г., сохраняется. И в этой ситуации реселлеры начинают предъявлять вполне законные требования к качеству продукции. Скорее всего, именно этим и можно объяснить «прибавку в весе» данного критерия.
В тройке лидеров все те же, даже местоположение компаний не изменилось. Три вендора — речь идет о HP, Fujitsu Siemens Computers и Dell — получили достаточно высокие оценки: 7,295 (+0,524), 7,148 (+0,888) и 6,357 (+0,24) балла соответственно. Справедливости ради стоит отметить, что иностранные производители в той или иной степени улучшили свои результаты. Что им противопоставили российские компании, которые не были представлены в рейтинге 2006 г.?
На четвертом месте — DEPO Computers (5,866), на пятом — Kraftway (5,561). То, что эти компании вошли в пятерку, обнадеживает: глядишь, через некоторое время мы наконец-то перестанем считать, что качественными могут быть только ПК мировых брендов. Только вот когда это случится? И будут ли в тот момент эти самые «настольные ПК» еще кому-нибудь нужны?
Соотношение цена/качество
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 9,98 балла (+2,08). Разница результатов первой и последней компаний составила 3,234 балла, что значительно больше, чем в 2006 г. (0,809). Этот критерий реселлеры поставили на высшую ступеньку по значимости.
Кроме того, «Настольные ПК» — это одна из двух продуктовых номинаций, в которых «соотношение цена/качество» вышло на первое место. Вторая номинация, в которой респонденты столь высоко оценили данный критерий, — «Ноутбуки».
О том, как улучшить показатель «соотношение цена/качество», думает каждый производитель. Можно собрать устройство из дешевых комплектующих и доказывать заказчику, что «это работает, да еще и за такие деньги». Можно пойти другим путем и установить в ПК только проверенные, дорогие компоненты (что, к слову, тоже не гарантирует высокого качества), а потом ломать голову над тем, как снизить цену. Конструктор, каким по сути является ПК, открывает большие возможности для поиска компромисса.
Судя по разбросу оценок, наши респонденты не всегда удовлетворены тем, как действуют поставщики.
Вплотную приблизившись к максимально возможной оценке (заработав 9,632 балла), как и в прошлый раз, лучшим по этому критерию стал «Аквариус». На втором месте — DEPO Computers (8,547 балла), не попавшая в призовую тройку 2006 г. Она заняла место компании Dell, выбывшей из пятерки лучших. На третьем месте, как и два года назад, — Fujitsu Siemens Computers. Компания заметно улучшила результат предыдущего исследования (с 4,926 до 8,101 балла). Четвертой стала Acer (8,094). А замыкает пятерку лидеров — Kraftway (7,833). Обе компании не числились в тройке лучших в 2006 г.
Активность в продвижении продукции
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 6,18 балла (+0,08).
Разница результатов первой и последней компаний составила 1,584 балла (в 2006 г. — 1,271 балла). Этот критерий, несмотря на небольшой прирост веса, спустился на одну ступень и занял седьмое место.
В целом, как показывает наш опрос, реселлеры не слишком высоко оценивают важность продвижения торговой марки вендора на рынке (конечно, по сравнению с другими критериями), независимо от продуктового сегмента. И уж тем более, если речь идет о рынке настольных ПК. Конечно, бывают исключения, когда, например, появляется новая компания или поставщик начинает работать в новом для себя сегменте.
Посмотрим на полученные оценки. Наверное, самым большим сюрпризом стало то, что DEPO Computers, занявшая в прошлом рейтинге первую строчку в данной категории, в этот раз не вошла в пятерку лучших. Результат 2006 г. мало кого удивил, учитывая активность, которую проявляла компания в продвижении своей марки. Теперь DEPO снизила обороты, и дилеры это сразу заметили.
DEPO Computers уступила первое место НР (4,518, +1,004) — «серебряному» финалисту 2006 г.
Второе место принадлежит компании «Аквариус» (4,443; +0,989). По итогам предыдущего опроса она занимала третье место. Теперь «бронза» досталась Fujitsu Siemens Computers (4,025), два года назад компания осталась за чертой призеров. Acer (3,466) и Kraftway (3,293) заняли соответственно четвертое и пятое места, эти вендоры также не входили в число победителей 2006 г.
Прибыльность продукции
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 8,4 балла (+0,7). Разница результатов первой и последней компаний составила 0,743 балла (в 2006 г. — 0,846). Как и в прошлый раз, реселлеры поставили этот критерий на третье место.
Времена, когда, перепродав пару компьютеров, можно было жить безбедно целый месяц, давно и, увы, безвозвратно ушли. Реселлеры разными способами улучшают показатели прибыльности бизнеса: расширяют ассортимент за счет высокомаржинальных продуктов, развивают дополнительные сервисы. Но судя по тому, что этот показатель не вышел на первое место, как, например, в «Устройствах печати», определенную прибыль на настольных ПК дилеры еще получают. Хотя такой показатель, как разница оценок лучшей и худшей компаний, которая с каждым годом уменьшается, говорит о том, что выбор у наших респондентов не так уж и велик: вендоры практически не оставляют каналу возможности заработать.
Судите сами. Согласно результатам опроса, второй раз подряд самыми прибыльными признаны ПК Dell (5,465; +0,374). Это вполне закономерный результат, если учесть то, что вендор до сих пор не создал по-настоящему широкого канала продаж, а значит, и уровень конкуренции в нем пока невысок. Кроме того, ПК этого производителя закупаются чаще всего под корпоративные поставки и интеграционные проекты. Да и вообще этот бренд можно назвать «неубитым», а значит, реселлеры имеют возможность заработать.
«Серебряный» финалист 2006 г. — компания «Аквариус» (5,193; +0,753) на этот раз хоть и улучшила свой результат, но спустилась на пятое место. А второй стала компания Fujitsu Siemens Computers (5,428). На третьем месте, как и два года назад, НР (5,423; +0,985). Четвертое место — у Acer (5,228).
Маркетинговая поддержка партнеров
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 6,23 балла (+0,43).
Разница результатов первой и последней компаний составила 1,873 балла (в 2006 г. — 1,541 балла). Этот критерий поднялся на одну строчку и занял шестое место в рейтинге важности.
Конечно, реселлеры редко бывают довольны тем, что им предлагают вендоры. Оценки за «маркетинговую поддержку» ни в одном из трех рейтингов ни в одной номинации не были очень высокими, в том числе и по причине не слишком «тяжелого» веса критерия. Исследование 2008 г. не стало исключением.
Как и раньше, самой маркетинго-ориентированной компанией признана НР, которая в этом году получила 4,399 балла (+1,305). Второй результат у компании «Аквариус» (4,042), не вошедшей в число призеров в 2006 г. Меньше четырех баллов набрала Fujitsu Siemens Computers (3,749; +0,878). Но значительная прибавка в оценке позволила ей сохранить за собой третье место. Четвертой стала Kraftway (3,125). Ее не было в тройке лидеров прошлого рейтинга. А вот «серебряный» финалист 2006 г. — DEPO Computers опустилась на пятое место (2,744; -0,726).
Техническая поддержка партнеров
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 6,93 балла (+0,33).
Разница результатов первой и последней компаний составила 1,89 балла (1,245 балла — в 2006 г.). Реселлеры посчитали техническую поддержку пятым по важности критерием, впрочем, как и два года назад.
Настольный ПК — устройство не слишком сложное. «Его может собрать любой студент», — считают некоторые. А компьютерная компания и подавно. Тем не менее «техническая поддержка» остается хоть и не первым, но и не последним по важности критерием.
Первое место в этой категории заняла НР (5,224; +1,073). В 2006 г. она также была лидером по данному критерию. Второе место у Fujitsu Siemens Computers (4,721), которая не вошла в список лучших предыдущего рейтинга. Еще две компании — Kraftway (4,157) и Dell (3,876) — заняли соответственно третье и четвертое места. Таким образом, они сместили «бронзового» призера 2006 г. компанию «Аквариус» (3,713; +0,039) на пятое место.
Занявшая второе место в 2006 г. компания DEPO Computers в пятерку призеров не попала.
Сервисное обслуживание заказчиков
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 8,11 балла (+0,51).
Разница результатов первой и последней компаний составила 2,315 балла (в 2006 г. — 1,254). «Сервис», по мнению респондентов, — четвертый по важности критерий.
О значении отлаженной сервисной поддержки говорилось не раз. И все же повторимся. Казалось бы, ну что еще (из ИТ-товаров) может быть таким же простым, как компьютер? Каждому известно, из чего он состоит. А значит, если что-то сломается, то починить ПК в домашних условиях — не составит особого труда. Вместе с тем не стоит забывать, что все больше частных пользователей воспринимают компьютер как очередной «бытовой прибор», а значит, никогда не полезут внутрь этого устройства, как и никогда не будут разбираться, отчего перестал работать холодильник или микроволновка. Они понесут компьютер в ремонт. И если в регионе нет хорошо налаженного сервисного обслуживания, народная молва быстро сделает свое дело.
Корпоративные заказчики также далеко не всегда готовы отдавать починку ПК на откуп своим сисадминам, справедливо считая, что за огрехи должен отвечать производитель. Поэтому и помещают в условия конкурсов пункт о наличии сервисной сети на всей территории работы заказчика.
Да и ресселеры, которые могли бы починить ПК своими силами, все чаще отказываются это делать — зачем отвечать за ошибки других?
Посмотрим, как оценили работу вендоров наши респонденты. Надо сказать, что в этом году в группе лидеров произошли заметные изменения.
Свои позиции удалось сохранить только одному игроку: как и в двух предыдущих рейтингах, лучшую оценку получила НР (6,326; +1,672). Второе место у Fujitsu Siemens Computers (5,485), которая отобрала его у DEPO Computers. Та, в свою очередь, несмотря на прирост оценки, заняла четвертое место (4,589; +0,112). На третью ступень поднялась Kraftway (5,185), замыкает пятерку финалистов Acer (4,504).
Компании «Аквариус», которая дважды становилась «бронзовым» призером по данному критерию, в этом году в числе лучших не оказалось.
Обучение и сертификация партнеров
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 5,18 балла (–0,52). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,686 балла (в 2006 г. — 1,111). Это, по мнению наших респондентов, наименее важный критерий. Впрочем, так они считали и в 2006 г.
Именно в этой категории была поставлена самая низкая оценка в номинации «Настольные ПК» — всего 2,028 балла. О том, кто удостоился такой «чести», мы умолчим, рассказав о вендоре, получившем высшие оценки.
НР не уступила свои позиции и в очередной раз стала первой — 3,714 балла (+0,574). Второй результат у Fujitsu Siemens Computers (3,180). «Серебряный» финалист 2006 г. — компания «Аквариус» (2,520; –0,349) перебралась на четвертую позицию, а третье место занял еще один российский производитель — компания Kraftway (3,004), которая сместила с этой позиции DEPO Computers. Этот вендор даже не вошел в число пяти лучших компаний: пятое место респонденты «отдали» Dell, заработавшей в этой категории 2,06 балла.