В 2002 г. эта товарная категория называлась «Wintel-серверы», но, поскольку к 2006 г. Windows перестала быть монополистом на рынке ОС для серверов данного класса, мы решили убрать «w» из названия номинации. Следует признать, что тогда мы не учли неуклонно растущее число систем на базе процессоров AMD. Эта ошибка исправлена и номинация переименована в «Серверы на платформе х86».
Что изменилось в этом сегменте за прошедшие два года? Заказчики наконец-то стали понимать разницу между сервером и просто «мощным» компьютером. И если два года назад процесс «осознания» затрагивал крупные ИТ-центры страны, то сейчас об этой тенденции говорят практически везде.
Сегодня заказчик приобретает решение и выбирает вендора, который предлагает комплексный подход. Да и уровень экспертизы и качества, обеспечиваемый российскими сборщиками, заметно вырос. В то же время к 2008 г. существенно сократилось число российских компаний, предлагающих эту технику под собственной маркой. «Это произошло под влиянием двух факторов. Во-первых, сейчас качественный сервер можно купить примерно за те же деньги, что и собрать самому. Во-вторых, дистрибьюторы перестали продавать серверные компоненты. Я искал платформы, а мне отвечали, что есть готовые серверы на той же платформе, но уже со всеми сертификатами и гарантиями. Пришлось перейти на продажу „готовых“ систем», — комментирует ситуацию представитель одного из региональных системных интеграторов.
Тем не менее в этом году на звание «Чемпион российского ИТ-канала» претендовали 14 компаний (Dell, DEPO Computers, ETegro, Fujitsu Siemens Computers, HP, IBM, Intel, Kraftway, R-Style Computers, Sun, «Аквариус», «Арбайт», «К-Системс», «Формоза»).
Первоначальный список, предложенный редакцией, состоял из 11 компаний, остальных добавили реселлеры. Оставим на их совести серверы под маркой Intel (очевидно, имелись в виду платформы), тем более что за этого вендора отдали голоса почти два десятка респондентов.
В 2006 г. в итоговый протокол попали «Аквариус», Dell, DEPO Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP и IBM. В этом году в список «канальных компаний» вошла Sun. Остальные претенденты не смогли набрать необходимого количества голосов.
Представляем победителей
В этом году работу серверных вендоров оценили более 60% респондентов.
Как ни старались партнеры «зарубежных» поставщиков доказать, что лучший сервер — это «белый» сервер, финала без российских производителей не получилось. Но об этом чуть позже, а пока о том, кто занял пятое место, — компания Dell, известная до недавнего времени как апологет прямых продаж. Еще в 2006 г. реселлеры с большой осторожностью оценивали этого вендора. В этом году Dell, набрав 36,769 балла, вошла в число призеров.
Четвертое место отдано компании «Аквариус» (41,783 балла), которая в 2006 г., так же как и Dell, оказалась вне тройки лидеров.
Компания DEPO Computers, результат которой стал самым большим сюрпризом 2006 г. (третье место), на этот раз оказалась за пределами призовой пятерки. На ее место реселлеры поместили Fujitsu Siemens Computers (42,894), не вошедшую в 2006 г. в тройку лучших.
IBM, занявшая тогда первое место с результатом 40,855 балла, сейчас получила 46,815, но этого хватило только для второго результата.
А лидером стала НР (48,463; +8,172) — «серебряный» призер рейтинга 2006 г.
Критерии и оценки
Наиболее важным (второй раз подряд) реселлеры назвали «качество продукции», а наименее значимым — «активность в продвижении продукции». Два года назад ниже других оценивался критерий «маркетинговая поддержка партнеров».
Качество продукции
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 9,04 (+0,14) балла. Разница результатов первой и последней компаний составила 2,825 балла; в 2006 г. этот показатель равнялся 1,741 балла.
Стоит отметить, что все компании, вошедшие в первую пятерку, получили оценки выше семи баллов. Единственным российским вендором, который смог переступить этот порог, стала компания «Аквариус», получившая 7,229 баллов и занявшая пятое место. В 2006 г. наш производитель не входил в число лучших, так же как и стоящая на четвертом месте Dell (7,242).
В 2006 г. призовую тройку по данному критерию замыкала Fujitsu Siemens Computers. В 2008 г. этот вендор смог улучшить собственный результат на 0,785 балла. В результате набранных им 7,855 баллов оказалось достаточно для того, чтобы сохранить «бронзу». Как и два года назад, «серебро» у компании IBM (8,056; +0,342).
В 2002 г. самой качественной в этой номинации была признана продукция HP/Compaq. В 2006 г. НР удалось сохранить лидерство, правда, с несколько худшей оценкой (7,72). Удержала первенство она и на этот раз, набрав 8,085 баллов.
Соотношение цена/качество
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 8,15 баллов (+0,15). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,777 балла, что почти в три раза больше, чем в 2006 г. Два года назад наши респонденты поставили этот критерий на второе по важности место. В этом году он стал только четвертым.
Посмотрим, какие характеристики оборудования оказались на втором и третьем местах: «прибыльность» и «сервисное обслуживание».
Теперь перейдем к пятерке лучших. Казалось бы, компания «Аквариус», которая по оценке за «качество» вошла в первую пятерку, должна получить одно из призовых мест и по этому критерию, ведь устройства российской сборки всегда дешевле зарубежных аналогов. В 2006 г. российский вендор возглавил список лидеров, но за прошедшие два года то ли были необоснованно повышены цены, то ли в погоне за количеством ухудшилось качество — разбираться в этом должны представители вендора. Мы же можем только констатировать: «Аквариус» в 2008 г. даже не вошел в призовую пятерку. Как, впрочем, и ни одна российская компания вообще.
Итак, пятое место было отдано компании Sun (5,662). На четвертом — Dell, замыкавшая тройку лидеров в 2006 г.; получив 5,823 балла (+0,169), она все-таки уступила «бронзу» компании Fujitsu Siemens Computers (6,07). Два года назад эта компания не входила в число лучших.
Заметно поправила свое положение и IBM (6,469; +0,834), также оставшаяся за бортом тройки лидеров в 2006 г., но теперь занявшая второе место.
А вот НР удалось вернуть лидерство: в 2006 г. она была вынуждена довольствоваться вторым местом. В 2008 г. респонденты прибавили к ее результату 0,915 баллов. В результате оценка вендора — 6,626 баллов — стала лучшей в данном критерии.
Активность в продвижении продукции
Максимальная оценка, которую мог получить вендор, — 6,27 балла (+0,47). Разница результатов первой и последней компаний составила 2,043 балла (было — 1,065). В 2008 г. реселлеры отодвинули его на последнее место, при том что и в 2002 г., и в 2006 г. этот показатель стоял на предпоследнем месте. Менее значимой тогда была только «маркетинговая поддержка».
Среди производителей нет таких компаний, для которых выпуск и продажа серверов были бы единственным направлением бизнеса. Поэтому и продвигается чаще всего не марка сервера, а бренд целиком. Но для продвижения торговой марки на рынке серверов требуются методы, отличные от тех, что применяются на рынке массового оборудования. Правда, судя по оценкам, пока реселлеры довольствуются тем, что делают вендоры.
Хотя ситуация может быть и прямо противоположной: партнеры убеждены в том, что они лучше знают, как надо продвигать «серверные марки» в их регионе, и делают все, чтобы заказчики отдавали предпочтение тем вендорам, которые интересны им, реселлерам.
И все-таки оценки, полученные вендорами, позволяют предположить, что респонденты оценивали «активность» производителей не конкретно в сегменте серверов, а на рынке вообще.
Компании DEPO Computers (3,190; –0,778) респонденты отвели только пятое место, при том что в 2006 г. она занимала вторую строчку.
Четвертым по активности реселлеры признали Fujitsu Siemens Computers (3,963). Компания не входила в тройку лидеров 2006 г. На ступеньку выше стоит еще одна компания, не ставшая призером предыдущего рейтинга, — «Аквариус». Ее результат — 4,448 балла. Замыкавшая два года назад тройку лидеров IBM улучшила свои позиции и стала второй (4,898; +0,967). А лидирует, как и в 2006 г., НР (4,916; +0,869).
Прибыльность продукции
Максимальная оценка, которую мог получить вендор, — 8,52 балла (+0,72). Разница результатов первой и последней компаний составила 1 балл, что значительно превышает показатели 2006 г. (0,431 балла). Тогда этот критерий был четвертым по важности, сейчас он — второй.
Понятно, что прибыль реселлера во многом зависит от «тяжести» сервера. Казалось бы, поставщики, предлагающие «тяжелые» решения, имеют некоторое преимущество. Смогли ли они его реализовать?
Компания IBM сохранила лидерство, улучшив собственный результат (5,973; +0,579). За ней идут компании, которые в 2006 г. по разным причинам в тройке лидеров замечены не были: Fujitsu Siemens Computers (5,913) и НР (5,874).
«Серебряный» финалист 2006 г. «Аквариус» хоть и смогла получить дополнительно 0,306 баллов, но с результатом 5,634 баллов заняла только пятую позицию. А вот DEPO Computers, которая замыкала тройку лидеров в 2006 г. (5,246), вообще оказалась «за бортом» призовой пятерки.
Четвертое место досталось компании Dell (5,773), не вошедшей в 2006 г. в число призеров.
Маркетинговая поддержка партнеров
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 7,52 балла (+1,82). Разница результатов первой и последней компаний составила 2,341 балла (в прошлый раз в два раза меньше). Этот критерий, опустившийся в 2006 г. до последнего места, на этот раз занял шестую позицию.
Почему же в этом году в номинации «Серверы» критерий «маркетинговая поддержка» поднялся на две ступеньки? Видимо, респонденты посчитали, что содержание этого критерия — не только «брошюры и листовки» с логотипом вендора, но и маркетинговый фонд. Если так, то при падении прибыльности продаж маркетинговые фонды и другие виды компенсаций для канала начинают играть все более заметную роль.
В этом году вес критерия увеличился, подросли и оценки претендентов на победу. Но произошло это, судя по перераспределению мест, не только из-за улучшения отношения реселлеров к маркетинговой поддержке, но и потому, что одни игроки рынка уделили этому фактору больше внимания, другие — меньше.
Так, НР смогла вернуть себе первенство, заработав 5,456 балла (+2,167), хотя в 2006 г. она была лишь третьей. На втором месте IBM (4,756), которая не вошла в число лидеров предыдущего рейтинга. «Серебряный» призер 2006 г., «Аквариус» (4,225; +0,669), в этом году занимает третье место.
А вот компания DEPO Computers, ставшая два года назад лидером, с результатом 3,41 балла (–0,336) передвинулась на пятое место. Четвертый результат у Fujitsu Siemens Computers (3,888; в 2006 г. компания в призовую тройку не входила).
Техническая поддержка партнеров
Максимальная оценка вендора по этому критерию — 7,78 балла (–0,12). Разница результатов первой и последней компаний составила 2,155 балла (в 2006 г. — 1,054 балла). В этом году критерий «потерял» 0,12 балла, и этого оказалось достаточно, чтобы спуститься с четвертого на пятое место в рейтинге важности.
Если для конфигурирования и установки «тяжелых» систем реселлеру все еще необходимы профессиональные консультации производителей, то при продаже «младших» серверов такая услуга практически не требуется.
Два года назад оценки компаний, попавших в итоговый протокол, были на удивление ровными, что дало нам право предположить: уровень технической поддержки у всех компаний был примерно одинаков.
В этом году разброс оценок тех, кто перешел порог канальности, — более 2 баллов. А при возможной оценке 7,78 баллов только четыре вендора набрали свыше 5 баллов.
На пятом месте компания Dell (4,746), не представленная в итоговом рейтинге 2006 г. На ступеньку выше — Fujitsu Siemens Computers (5,245), которой также не удалось войти в число призеров предыдущего исследования. Теперь о тройке лидеров. Замыкает ее, как и два года назад, «Аквариус» (5,268; +0,013). На вторую строчку вернулась IBM (5,665; +0,218), уступив «золото» НР (6,05; +0,945), не входившей в число лучших в 2006 г. А прежний «вице-чемпион» — компания DEPO Computers — на этот раз выбыл из борьбы.
Сервисное обслуживание заказчиков
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 8,37 балла (+0,17). Разница результатов первой и последней компаний составила 2,034 балла, что больше, чем в 2006 г. (1,24 балла). Это третий по важности критерий, его значимость стала меньше на один пункт.
С ростом числа установленных серверов проблема сервисного обслуживания только обостряется. Поэтому неслучайно реселлеры так высоко оценили этот критерий. С другой стороны, в случаях, когда сервисное обслуживание вендора транслируется заказчику через партнера, поставившего оборудование, для последнего это означает довольно существенные затраты, которые он закладывает в «маржу проекта». Вот и объяснение того, почему в этом году «прибыльность» обогнала «сервисное обслуживание» по значимости. Если партнер не сможет заработать на оборудовании, он вряд ли обеспечит и качественный сервис.
Перемены позиций компаний по этому критерию значительны. На пятое место спустилась DEPO Computers (4,915; –0,571), занимавшая лидирующую позицию. На ступеньку выше поднялся еще один российский вендор — компания «Аквариус» (5,268). Этот игрок не попал в тройку лидеров в 2006 г. На третьем месте Fujitsu Siemens Computers (5,471), которая тоже не значилась в итоговом протоколе два года назад. А вот занимавшая тогда третье место IBM переместилась на ступеньку выше (5,968; +0,701). НР шагнула со второго места на первое (6,506; +1,079).
Обучение и сертификация партнеров
Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 6,78 балла, что меньше, чем два года назад, на 0,12 балла. Разница результатов первой и последней компаний составила 2,304. Это в два раза больше, чем в 2006 г. (1,496). Как и тогда, для наших респондентов этот критерий стал предпоследним по важности.
По мнению наших респондентов, сейчас лучшее обучение — у IBM (5,03; +0,759), занимавшей в предыдущем рейтинге второе место. За ней следует НР (4,95; +0,746) — «бронзовый» призер 2006 г.
Третье место у Fujitsu Siemens Computers (4,49), не вошедшей в число лучших два года назад. За ней следует еще одна компания, которая не была замечена в тройке лидеров 2006 г., — «Аквариус» (4,397). Замыкает пятерку — Sun (3,156), ее результат, полученный в 2006 г., также не оглашался.
Лидер предыдущего рейтинга DEPO Computers на этот раз в первую пятерку не вошла.