Итак, с 1 апреля у НР появился новый руководитель. Главным управляющим и президентом корпорации стал Марк Херд, который ранее, занимая аналогичные должности, возглавлял компанию NCR.
Нового главу компании удалось найти довольно быстро — после «немедленного» увольнения в начале февраля главного управляющего НР (см. CRN/RE № 3/2005, с. 1) Карли Фиорины прошло всего семь недель.
Как заявила председатель совета директоров НР Патриция Данн, смещение Фиорины не означало, что компания намерена менять выбранную стратегию, и назначение главным управляющим Марка Херда лишь подтверждает приверженность этой стратегии. По ее словам и по мнению многих наблюдателей, это энергичный менеджер, способный обеспечить эффективную реализацию поставленных задач.
Практически вся профессиональная карьера 48-летнего Марка Херда связана с NCR. Начав с отдела продаж и маркетинга, он проработал в этой компании 25 лет, а последние два года занимал посты главного управляющего и президента. Именно ему многие аналитики ставят в заслугу, по сути, спасение этой компании, испытывавшей несколько лет назад значительные трудности. По итогам 2002 г. у NCR было 220 млн. долл. убытков, стоимость акций резко упала. Но за два года путем расширения и реорганизации бизнеса, жесткой политики сокращения расходов, в том числе увольнения примерно 5% персонала, Марку Херду удалось довольно быстро восстановить прибыльность компании: в прошлом году чистая прибыль выросла более чем в 4 раза по сравнению с предшествующим годом, достигнув 285 млн. долл. при обороте 5,98 млрд. долл.
Но штаб-квартира NCR расположена в штате Огайо, на Среднем Западе, вдали от Кремниевой долины, средоточия ИТ-компаний и признанной «столицы» американской ИТ-индустрии, и там Марк Херд довольно мало известен. Во всяком случае, в качестве потенциального претендента на пост главы НР его не упоминали.
И все же совет директоров НР, по словам Патриции Данн, единогласно поддержал именно его кандидатуру. Среди других реальных претендентов в компании называли Джона Томпсона, главного управляющего Symantec, и Рика Беллуццо, главного управляющего Quantum (в прошлом топ-менеджера НР).
Скорее всего, на директоров НР произвела впечатление репутация Марка Херда как эффективного менеджера, может быть, даже кризис-менеджера, который на деле доказал, что способен вывести свою компанию (пусть и гораздо меньшего масштаба, чем НР) из весьма трудного положения. Наверное, важно и то, что спектр продукции компании NCR, которую он возглавлял, близок к тому, который есть у НР. Кроме того, Херд в течение ряда лет руководил подразделением NCR Teradata, специализировавшимся на хранилищах данных.
Это, так сказать, объективные предпосылки выбора, сделанного советом директоров НР. Но были, по всей видимости, и субъективные.
Стиль работы Марка Херда оказался очень близок к тому, который был сформирован отцами-основателями НР, получил название HP Way и в основном сохранился вплоть до прихода на пост главы компании Карли Фиорины пять лет назад. В отличие от Фиорины, придерживавшейся авторитарного стиля управления и, по мнению многих, уделявшей слишком много внимания — в ущерб решению важных текущих задач — маркетингу и PR, в том числе своему личному, Херд никогда не рвался на передний план. Работая в NCR, в рамках борьбы за сокращение расходов он, в частности, даже ликвидировал личные кабинеты топ-менеджеров компании и сам перебрался в отгороженный в общем зале отсек.
Как считает Стивен Милунович, аналитик компании Merrill Lynch, Марк Херд — это «работящий» руководитель, готовый, засучив рукава, лично браться за решение конкретных проблем и не любящий выступать перед камерами (в отличие от Карли Фиорины, претендовавшей на роль всеамериканской знаменитости).
Назначение Марка Херда воспринято в отрасли в основном благожелательно. Уолл-стрит встретил сообщение о его назначении (оно появилось 29 марта) с энтузиазмом — акции НР выросли в этот день сразу на 10%.
Но есть и сомневающиеся. Они обращают внимание прежде всего на большую разницу в масштабах бизнеса NCR, которым прежде успешно управлял Марк Херд, и бизнеса НР, которым ему предстоит управлять. Корпорация НР превосходит NCR по объему продаж более чем 13 раз, а по численности персонала более чем в 5 раз. Кроме того, значительная часть бизнеса НР связана с обслуживанием потребителей, с которыми NCR практически не работает.
Марк Херд сравнительно мало известен американским реселлерам, поскольку 90% бизнеса NCR шло напрямую. Тем не менее первая реакция дистрибьюторов на его назначение была умеренно положительной.
«Мы рады, что новый руководитель наконец появился. У нас было мало возможностей для взаимодействия с Марком, но его приход в НР дает шанс. Мы надеемся, что НР сосредоточится хотя бы на некоторых из тех обязательств и программ, о которых она объявила на ежегодной партнерской конференции в феврале», — сказал Пол Бей, старший вице-президент по отношениям с вендорами дистрибьюторской компании Ingram Micro, добавив, что НР обещала, в частности, разработать более простую партнерскую программу и в большей степени полагаться на канал в своем бизнесе.
«Меня больше всего поразило то, как быстро совет директоров НР нашел нового главного управляющего, — признается Кен Ламнек, президент Tech Data по бизнесу в обеих Америках. — Это хорошая новость, потому что чем дольше продолжались бы поиски, тем больше бы люди расстраивались. У Марка Херда не такой обширный опыт работы с каналом, как у руководителей НР. Мы все с нетерпением ждем того момента, когда сможем познакомиться с его стратегией и его позицией в отношении канала».
В своих первых заявлениях новый руководитель НР говорит, что ему потребуется время, чтобы разобраться в делах и выработать план действий, и что он не может заранее исключить никакие меры, которые могут потребоваться для исправления положения. «Мы будем оценивать корпорацию в целом. Я не могу дать никаких гарантий ни по какому вопросу», — сказал он, добавив, что приоритетными для него задачами станут «улучшение операций, формирование спроса на технологии НР и повышение ценности компании для акционеров». По словам Херда, совет директоров предоставил ему право осуществлять любые изменения, которые он сочтет нужными, и не ставил никаких предварительных условий, что «можно» и что «нельзя».
Но действительно ли будет у Марка Херда возможность делать то, что он сочтет нужным? Включая и шаги, явно не укладывающиеся в существующую стратегию, которая была сформулирована без его участия и на верности которой продолжает настаивать председатель совета директоров НР Патриция Данн. Например, сможет ли Хард провести существенную реорганизацию компании и избавиться от малоприбыльных направлений бизнеса? Или все же совет директоров заставит его придерживаться прежнего стратегического курса? В последнем случае, считают некоторые аналитики, Марк Херд совершил главную ошибку всей своей жизни — его миссия невыполнима.
По материалам CRN/США и других изданий