В отличие от предшествующих лет обошлись без «официальной части» — исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев открыл конференцию лишь несколькими вступительными словами. IT-Summit’2005 начался сразу с рабочих заседаний. Программа конференции в этом году оказалась более компактной — прежде всего за счет панельных дискуссий и «круглых столов», которых было 7 (в 2004 г. — 12). Зато выстроена она была более интересно.
Первым, и очень интересным, пунктом повестки дня было выступление Дэниела Торнили, старшего вице-президента Economist Corporate Network, посвященное анализу конкурентных преимуществ России — с точки зрения западных инвесторов — по сравнению с другими крупнейшими развивающимися рынками. А последним — «открытое заседание» Совета по ИТ при Мининформсвязи РФ, которое вел министр Леонид Рейман. Кроме того, в рамках конференции состоялось «совместное заседание» участников IT-Summit’2005 и Всероссийского ежегодного совещания Мининформсвязи (оно теперь проводится вместо заседания коллегии министерства), которое вел Олег Бяхов, глава департамента стратегии построения информационного общества.
Похоже, что государство действительно озаботилось повышением роли и доли ИТ-отрасли в экономике страны, а прошлогодняя реорганизация нашего профильного министерства, в названии которого слова «информационные технологии» теперь стоят впереди слова «связь», начинает приносить плоды.
Об этом говорил в своем выступлении и Леонид Рейман, который впервые приехал на конференцию IT-Summit, хотя с руководителями АПКИТ встречается регулярно.
Прошедший после административной реформы год он назвал «знаковым» для развития ИТ в нашей стране — несмотря на внесенную этой реформой сумятицу, когда ИТ на некоторое время, казалось, вообще выпали из поля зрения государства, поскольку курирование ИТ-отрасли не было закреплено ни за одним ведомством.
С тех пор, напомнил министр, вопросы ИТ пять раз обсуждались на заседаниях правительства. В Новосибирске 11 января состоялось совещание по развитию ИТ с участием президента РФ. Рассмотрены правительством и в целом одобрены Концепция использования ИТ в деятельности федеральных органов власти и Концепция развития ИТ-рынка в России. В ближайшее время будет закончена разработка Концепции региональной информатизации. Все три документа охватывают период до 2010 г. Если предусмотренные этими программами меры будут реализованы, то объем отечественного ИТ-рынка в 2010 г. достигнет 40 млрд. долл. (в 2004 г., по данным Мининформсвязи РФ, — 9,2 млрд. долл.).
Сейчас Мининформсвязи основное внимание уделяет двум проблемам.
Первая — это, конечно, создание технопарков (точнее, ИТ-парков), что неудивительно, учитывая прямое поручение президента, прозвучавшее 11 января по телевидению. Как сообщил Олег Бяхов, в июне министерство должно представить проект государственной программы по созданию ИТ-парков, а в августе — четыре пилотных проекта.
На IT-Summit’2005 в дискуссии, посвященной созданию ИТ-парков, участвовали руководители ряда компаний, занимающихся в той или иной форме реализацией подобных проектов: Luxoft (ИТ-парк в Дубне), «Рексофт», «ЛАНИТ-Терком» (ИТ-парк в Петродворце), Bacup IT (ИТ-парк в Новосибирске). Мнения высказывались самые разные. К сожалению, как считает Александр Егоров, генеральный директор «Рексофт», даже в отношении самих понятий «ИТ-парк», «технопарк», «свободная экономическая зона» (упоминались еще и «наукограды» советских времен) пока существует полная «каша». А вопросов возникает много. Сводится ли задача создания ИТ-парка к построению инфраструктуры? Почему акцент делается на инфраструктуру, хотя у действующих ИТ-компаний эта проблема, как правило, решена? Где взять кадры для ИТ-парков? И так далее.
Вторая проблема — развитие экспорта ИТ-услуг. По мнению экспертов, «окно возможностей» для России на мировом рынке ИТ-услуг открылось всего на несколько лет, и если уже сегодня не предпринять необходимые меры (а многие из них не могут дать немедленного результата), то будет поздно: огромный кусок этого «пирога» достанется другим странам.
В рамках доработки «в целом одобренной» Концепции развития ИТ-рынка сейчас решаются вопросы облегчения налогового и таможенного режимов, пожалуй, самые важные для этого сегмента бизнеса.
В частности, Мининформсвязи предлагает две возможные налоговые новации.
Первая: распространить действующую схему упрощенного налогообложения (сейчас она охватывает только компании с объемом реализации до 20 млн. руб. в год) также и на ИТ-компании, занимающиеся экспортом ПО и предоставлением услуг в этой области, причем без ограничений на объем их бизнеса. Предполагается, что такие компании должны получить соответствующую аккредитацию, например в специализированной налоговой инспекции. Вторая новация: ввести вмененный налог на каждое рабочее место программиста. В обоих случаях компании освобождались бы также от уплаты НДС и других налогов. Министерство считает обе эти новации достаточно простым и эффективным решением проблемы.
Следующий этап — межведомственное совещание, намеченное на середину апреля, где должна быть выбрана одна из них. Однако, по словам Олега Бяхова, впереди еще нелегкий путь, и пока нельзя сказать, во что именно выльются эти благие проекты. Бяхова «вдохновляют» слова министра промышленности и энергетики Виктора Христенко: «Верблюд — это конь, прошедший согласование в аппарате правительства».
Еще одна серьезнейшая проблема отечественного экспортно-ориентированного ИТ-бизнеса — его раздробленность. Однако конкурентоспособными на мировом рынке ИТ-услуг могут стать только крупные игроки. «Консолидируйтесь!» —призвал участников IT-Summit’2005 Олег Бяхов, добавив, что необходимо создать условия для быстрой консолидации ИТ-компаний.
Как признают представители Мининформсвязи, многими другими проблемами, быть может не менее важными, чем названные выше, они будут заниматься только после того, как смогут продемонстрировать «зримые результаты» по технопаркам. К числу задач с приоритетом № 2 относится и создание венчурного фонда в форме АО с государственным участием для инвестиций в перспективные ИТ-компании. И хотя пакет необходимых документов, включая проект указа президента РФ, уже подготовлен, путь к реализации этой идеи предстоит долгий и трудоемкий.
Возвращаясь к началу конференции, стоит отметить весьма оптимистичную оценку перспектив экономики России, которую в своем выступлении дал Дэниел Торнили, опираясь прежде всего на анализ происходящих в мире глобальных процессов и не драматизируя внутренние проблемы и конфликты, которые так волнуют нас сегодня. Он видит большой потенциал России на международном рынке ИТ-услуг, обращает внимание на высокие темпы роста нашего ИТ-рынка (хотя скоро, возможно уже в 2005—2006 гг., они замедлятся), однако отмечает, что вследствие быстрого роста зарплат в ИТ-отрасли наша страна теряет здесь свое ценовое преимущество.
Много внимания на IT-Summit’2005 было уделено обсуждению итогов 2004 г. Министр Рейман назвал их «вполне воодушевляющими» — все звенья отрасли (ИТ, телекоммуникации, почтовая связь) продолжали расти хорошими темпами.
Представленные в ходе панельной дискуссии исследовательскими компаниями (Elashkin Research, IDC, ITResearch, Market-Visio/Gartner) данные и оценки итогов прошедшего года в значительной степени дополняли друг друга, поскольку касались разных сегментов рынка и не вызвали особых эмоций (тем более что частично они уже публиковались). Кроме, пожалуй, одного показателя, который многим показался «слишком хорошим»: по данным ITResearch, объем поставок «железа» в прошлом году вырос на 39,6% (по крайней мере, преобладающей его части — по 12 товарным сегментам суммарным объемом продаж 6,4 млрд. долл.) В основном же дискуссия сосредоточилась на двух принципиальных вопросах: можно ли полагаться на данные зарубежной компании, изучающей российский рынок «из-за бугра», не имея здесь дееспособной команды экспертов, и в какой степени достойны доверия данные, которые предоставляют аналитикам российские ИТ-компании?
Уже не первый год участников рынка тревожит нехватка квалифицированных кадров. «Индустрия задыхается без кадров», — констатирует Александр Голиков, генеральный директор компании АСКОН. По оценке Андрея Терехова, генерального директора компании «ЛАНИТ-Терком», в Санкт-Петербурге в год готовится всего 300—400 профессиональных программистов, в то время как требуется до 10 тыс. специалистов.
В программе IT-Summit’2005 этой проблеме были посвящены две панельные дискуссии.
На первой из них сложившуюся ситуацию анализировали представители компаний, специализирующихся на подборе персонала и кадровом консалтинге. По мнению Павла Плаксина, руководителя департамента компании Ward Howell, сейчас можно выделить несколько тенденций: нехватка специалистов вследствие быстрого роста ИТ-рынка; более частая смена места работы (принято считать, что специалистам нужно два—три года, чтобы показать свои возможности и результаты, теперь же они меняют работу уже через год, а то и раньше); стирание различий в зарплатах между российскими и зарубежными компаниями; большее внимание, уделяемое компаниями обучению и развитию потенциала своих сотрудников; прогрессирующее «обеление» зарплат.
Евгения Дельнова, руководитель подразделения по подбору ИТ-персонала компании Kelly Services, отмечает резкое увеличение числа вакансий и снижение числа свободных специалистов на рынке труда, а также изменение мотивации соискателей: если раньше на первое место они ставили стабильность компании-работодателя, то теперь — возможность профессионального развития и оплату труда.
Рынок труда в ИТ-отрасли сильно «перегрет», прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. По некоторым специальностям, например в секторе разработки ПО, зарплата выросла за год чуть ли не вдвое. По мнению Евгения Бутмана, президента группы DPI, виноваты в этом прежде всего кадровые агентства, которые он сравнил с дорогими магазинами, порой предлагающими «гнилые мандарины в красивой упаковке».
«К сожалению, ИТ-бизнес преуспел в том, что люди перешли с рынка работы на рынок продажи себя», — сетует Георгий Генс, президент холдинга ЛАНИТ, и также возлагает вину на кадровые агентства, с которыми ЛАНИТ перестал сотрудничать по этой причине.
Как известно, некоторые западные страны, особенно США, пытаются решить проблему нехватки квалифицированных кадров, привлекая специалистов из других стран. Может ли пойти по этому пути и Россия? На пресс-конференции в рамках
IT-Summit’2005, отвечая на этот вопрос CRN/RE, Леонид Рейман сказал: «Мы участвуем в разработке новой концепции миграционной политики и считаем, что использование специалистов из других стран СНГ было бы для России достаточно привлекательным, поскольку там остались квалифицированные кадры, получившие образование еще в рамках советской системы. Однако оценок, сколько ИТ-специалистов можно или нужно было бы привлечь таким путем, сегодня нет. Пока ведется разработка подходов к новой миграционной политике».
На второй панельной дискуссии, посвященной проблеме кадров, руководители компаний делились опытом: как бороться с кадровым голодом и как сделать свою компанию привлекательной на рынке труда (разумеется, не в ущерб прибыльности)?
Подходы, что вполне естественно, самые разные: одни компании делают акцент на культивировании корпоративной культуры; другие, держа, видимо, эту культуру «в уме», сразу оценивают претендентов по признаку «наш — не наш»; третьи предпочитают брать сотрудников из вузов и потом «воспитывать себе»... Звучали и довольно экзотические идеи: например, вернуться к «тарифным сеткам», как во времена СССР, или дружно взяться за «регулирование этого рынка, поскольку сейчас он в катастрофическом состоянии».
Тем не менее после всех этих стенаний по поводу кадров на пленарном заседании, посвященном совершенствованию структуры и стандартов системы профессионального ИКТ-образования, зал пустовал (как, впрочем, и на аналогичной дискуссии в прошлом году). «Сегодня партнерства между ИТ-бизнесом и системой образования нет», — констатировал проводивший это заседание Виктор Никитин, декан факультета бизнес-информатики ГУ ВШЭ и менеджер по образовательным проектам Microsoft.
По мере взросления и роста масштабов отечественных ИТ-компаний все более актуальной становится проблема передачи управления бизнесом от его основателей (или владельцев) профессиональным менеджерам. Тем более, что это взросление, увы, неизбежно сопровождается «продвижением в годах» (как мягко выражаются англичане) основателей компаний (в частности, эта проблема обсуждалась на IT-Форуме весной 2003 г. (см. также CRN/RE № 14/2003 — Ред.). И хотя большинство участников дискуссии на эту тему на IT-Summit’2005 пока не намерены отходить от дел, обсуждение возникающих трудностей и «подводных камней» было очень оживленным. Правда, нередко разговор переходил на смежные или частные вопросы — делегирование полномочий, психологический тип и управленческая компетентность самих основателей бизнеса и др.
Рамки статьи не позволяют изложить все тезисы дискуссий и рассказать обо всем интересном, что прозвучало на конференции. Наверное, имеет свои плюсы и минусы решение организаторов несколько сократить ее программу по сравнению с 2004 г., которое они мотивируют спецификой IT-Summit как встречи преимущественно первых лиц (владельцев и руководителей) ведущих компаний. На наш взгляд, IT-Summit’2005 был более содержательным и «концентрированным», чем в прошлом году.
В то же время, по словам ряда участников, у них осталось «ощущение некой безыдейности», хотя общение с коллегами было интересным. «Это отживающий формат, как и других отраслевых мероприятий. Вот на экономических конференциях интереснее», — считает руководитель одной из крупных московских компаний. Тем не менее сегодня IT-Summit — это единственное мероприятие для первых лиц ИТ-отрасли, на котором, отдалившись от повседневной текучки, можно в своем кругу обсудить — публично или кулуарно — и главные проблемы, и частные, но важные вопросы, встретиться с «гуру» консалтинга и т. д. Других подобных мероприятий просто нет, а такие встречи нужны.