С другой стороны, у технического персонала, не имеющего сертификатов, и так были наиболее высокие доходы — в среднем в 2004 г. — 71,4 тыс. долл. Это наивысший показатель среди всех технических специалистов.
По мнению Тима Хеберта, директора по технологиям интеграторской компании Atrion Networking, сертификация наиболее важна для технического персонала, обладающего незначительным опытом работы в определенной сфере. Реселлер может быстро оценить затраты на найм нового служащего. «Когда мы принимаем на работу новых людей, то в первую очередь смотрим на их сертификаты», — говорит он.
Тед Хантер, генеральный менеджер реселлерской фирмы Champion Networks, полагает, что отрасль, построенная вокруг системы сертификации, напоминает профсоюз ИТ-специалистов, что дает некоторую основу для формирования стандартных схем компенсации. Естественно, кандидаты с несколькими сертификатами изначально претендуют на более высокий уровень оплаты, добавляет он.
Но на определенном этапе в карьере специалиста начинается период застоя, и сертификаты уже не могут служить гарантией роста доходов. «Для сертифицированных специалистов существует определенный потолок», — говорит Хантер. Более важным считается умение обеспечить безотказную работу в составе работающего у клиента решения и добиться удовлетворенности заказчика. В этой связи отмечается повышенный спрос на специалистов, обладающих опытом управления проектами. «Такой опыт позволяет им подняться по уровню оплаты выше схемы, привязанной к любой сертификации», — уверяет Хантер.
С такой точкой зрения согласен и Роберт Уитон, президент фирмы Net Solutions, поставляющей инфраструктурные решения. На сертификацию больше обращают внимание сами производители, нежели заказчики, считает он. И, хотя Уитон признает, что процесс сертификации за последние годы стал более жестким, благодаря чему сертифицированные специалисты получают больше базовых навыков, лишь практическая работа этих специалистов может быть залогом успешного развития фирмы в долгосрочной перспективе.
«В конечном счете значение имеет не квалификация, а реальный вклад специалиста в бизнес компании», — пояснил Уитон.