Цифровые видеорекордеры в «цифровом доме»
К тому времени, когда IBM выпустила свои персональные компьютеры IBM РС, цветные телевизоры имело уже абсолютное большинство домашних хозяйств в США, а половина из них была подключена к системам кабельного ТВ. Стали завоевывать широкую популярность кассетные видеомагнитофоны, позволяющие телезрителям записывать и воспроизводить полюбившиеся передачи.
Однако эпоха ПК не могла не оказывать влияния на телеиндустрию. В 1999 г. компания TiVo Inc., созданная ветеранами Silicon Graphics и кабельной службой поставки цифровых ТВ-программ Time Warner’s Full Service Network, выпустила цифровой видеорекордер (Digital Video Recorder, DVR), который, заимствуя технологии ПК, позволял принимать телепрограммы и записывать их на жесткий диск. К настоящему времени в США насчитывается более 3 млн. владельцев таких устройств, а марка TiVo стала почти именем нарицательным, применяемым ко всем бытовым электронным устройствам для приема и записи цифровых ТВ-программ на жесткие диски вне зависимости от того, кто является их производителем.
Возможности, покоряющие потребителей
Видеорекордеры компании TiVo создаются на базе процессоров PowerPC или MIPS и включают конвертер (кодер/декодер) ТВ-сигнала, передаваемого в цифровом формате MPEG-2, и жесткий диск большой емкости. Первые модели TiVo использовали один или два жестких диска емкостью до 13 Гбайт, а последние — уже диски емкостью до 250—300 Гбайт. Многие модели по лицензии TiVo выпускаются ОЕМ-производителями — Humax, Philips, Pioneer, Sony и Toshiba. Некоторые из них встраивают в видеорекордер дополнительные дисководы DVD-R/RW, что позволяет его владельцу перезаписывать полюбившиеся ТВ-программы или фильмы на диски DVD.
Но не аппаратная конфигурация принесла этим видеорекордерам признание потребителей. Компания TiVo сопроводила свои устройства целым комплексом ПО на базе Linux и услугами по доставке ТВ-программ потребителям.
Это ПО значительно расширяет функции видеорекордеров TiVo по сравнению с традиционными видеомагнитофонами. В ходе записи текущей телепередачи пользователь может приостанавливать ее просмотр, возвращаясь к понравившемуся эпизоду или к началу. Можно запрограммировать видеорекодер на запись передач в свое отсутствие, задавая либо время их показа, либо определяя их по жанру, исполнителям главных ролей, режиссерам и т. п. в соответствии с публикуемыми поставщиками контента программами на неделю или месяц. В последнем случае устройство TiVo найдет и запишет нужную программу независимо от того, по какому каналу она будет передана. Встроена также возможность прерывания просмотра текущей программы на время показа рекламы (до 30 мин.), после чего можно включить «быструю перемотку вперед», пропуская рекламные ролики. Можно просматривать одну ТВ-программу, в то время как устройство будет осуществлять запись другой. Недаром, начиная продвигать услуги TiVo, компания Time Warner Cable в своей рекламе объявляла: «Смотрите, что вы хотите и когда вы хотите».
В 2004 г. компания Humax, один из ОЕМ-производителей этих устройств, анонсировала выпуск новых моделей DVR TiVo T2500, которые позволяли записывать до 300 ч ТВ-передач. Выпускавшиеся в то время другими производителями устройства цифровой видеозаписи позволяли хранить записи ТВ-передач продолжительностью от 40 до 160 ч. Рост объема памяти в видеорекордерах — следствие наметившейся тенденции. Согласно данным исследовательской компании Parks Associates, в США около 80% владельцев DVR имеют в своих видеотеках более 25 кинофильмов, а 55% — более 50 кинофильмов.
Как заявил Тони Гонкэйлвс, вице-президент Humax по продажам и маркетингу, новые модели видеорекордеров смогут выполнять функции медиацентра: хранить в цифровой форме музыку, фотографии и другой контент, передавать их на другие устройства и т. д. Для этого TiVo разработала пакет ПО Home Media Option.
Следуя тенденции конвергенции бытовой электроники и компьютерной техники, в январе 2005 г. компания TiVo анонсировала программную технологию Tivo To Go. Это ПО, созданное в партнерстве с компанией Sonic, позволяет на видеорекордере редактировать записи разрешенных издателями телепрограмм, преобразовывать их в файлы, которые можно переносить на ПК или ноутбук для последующего просмотра. По мнению аналитиков, подобные возможности становятся все более востребованными на рынке США. «Свыше 50% американцев хранят цифровое видео или музыку на жестких дисках, а 25% американских семей считают очень важной возможность демонстрировать цифровые фотографии на большом экране», — отметил Тим Баярин, президент исследовательской фирмы Creative Strategies.
В 2006 г. на рынке должны появиться видеорекордеры TiVo Series2 с возможностью записи и воспроизведения ТВ-программ высокой четкости (High Definition TV, HDTV). В них будет также интегрирована технология CableCARD, позволяющая загружать из Интернета и просматривать разнообразный контент. Сделав ПО Home Media Option частью своего стандартного предложения стоимостью 99 долл., TiVo обеспечила возможность подключения новых моделей видеорекордеров к домашней компьютерной сети.
Не столько устройство, сколько услуги
Но все эти возможности становятся доступными пользователям только при условии, что они подключены к кабельной ТВ-сети (например, сети Time Warner, которая была одним из создателей TiVo) или принимают ТВ-программы через спутниковую систему.
Поэтому первые модели устройств TiVo не продавались в розницу, а предоставлялись подписчикам предлагаемых компанией TiVo услуг по доставке и записи цифровых ТВ-передач. При этом пользователи могли выбирать: ежемесячная подписка (плата за услугу с одним видеорекордером — 12,95 долл., плата за дополнительное устройство — 6,95 долл.) или пожизненная (стоимость услуги 299 долл.).
С самого начала компания TiVo стремилась заполучить как можно больше клиентов и уже в апреле 1999 г. привлекла к распространению своих услуг компанию DirecTV, крупнейшую американскую службу прямой спутниковой ретрансляции цифровых ТВ- и аудиопрограмм. Она получила 10%-ную долю в бизнесе TiVo, а вице-президент DirecTV вошел в состав совета директоров TiVo.
О важности привлечения такого дистрибьютора услуг TiVo, как DirecTV, говорят следующие данные. Наряду с прямой передачей более 400 ТВ-программ в стандартном формате DirecTV также поставляет подписчикам ТВ-программы в формате HDTV. К 2005 г. у DirecTV насчитывалось 14,5 млн. клиентов в США и 1,57 млн. в Латинской Америке, а ее доходы в США составляли 3,15 млрд. долл. в год.
Сотрудничество с DirecTV позволило TiVo выпустить видеорекордеры DirecTiVo, которые позволяли записывать непосредственно на жесткий диск одновременно два поступающих со спутника цифровых потока в формате MPEG-2 без преобразования. Однако первые модели DirecTiVo не могли записывать ТВ-программы, принимаемые по кабелю или через обычную антенну. В последних моделях DirecTiVo HR10-250, имеющих встроенный конвертер, это ограничение устранено.
Но главным результатом сотрудничества DirecTV и TiVo следует считать привлечение новых клиентов — в настоящее время из 3 млн. клиентов TiVo около 2,5 млн. являются подписчиками службы DirecTV, которая продавала им также устройства DirecTiVo.
Однако недавно служба DirecTV была продана компании News Corporation (дочерняя компания Fox Entertainment Group), в состав которой входит и фирма NDS — производитель собственных блоков для записи цифровых ТВ-программ. Хотя между TiVo и DirecTV существует контракт, согласно которому последняя будет продолжать обслуживание клиентов TiVo до 2007 г., в этом году руководство DirecTV заявило о прекращении продаж видеорекордеров TiVo.
TiVo пришлось предпринимать срочные меры по привлечению новых дистрибьюторов своих услуг. Так, в 2005 г. TiVo подписала соглашение с организацией National Cable Television Co-op, которая объединяет небольшие местные компании кабельного ТВ на территории США и имеет около 14 млн. клиентов. Согласно этому договору пользователи местных кабельных сетей получали возможность приобретать видеорекордеры TiVo в розницу. Кроме того, заключено дистрибьюторское соглашение с Comcast, крупнейшим национальным оператором кабельного ТВ в США, согласно которому в конце 2006 г. служба TiVo становится доступной клиентам Comcast при условии использования новых видеорекордеров TiVo.
Другие альтернативы — «видео по запросу» и «загрузка из Сети»
Однако последнее соглашение не дает TiVo серьезных оснований для оптимизма. Дело в том, что Comcast планирует обеспечивать своих подписчиков видеорекордерами и услугами, подобными тем, которые предлагает TiVo. Им будут предлагаться видеорекордеры на основе аппаратных решений Motorola и ПО партнерской компании TV Guide за отдельную ежемесячную плату.
По мнению аналитиков, решение Comcast свидетельствует о некоторой переориентации поставщика услуг кабельного ТВ, который долгое время предлагал альтернативное решение — «видео по запросу» (Video-On-
Demand, VOD) или «интерактивное ТВ».
«Наконец-то ведущие операторы кабельного ТВ демонстрируют поддержку технологий DVR, рассматривая их как новый источник дохода. Это серьезное изменение в их видении перспектив развития бизнеса», — комментируя решение Comcast, отметил Ричард Доэрти, директор фирмы Envisioneering Group, специализирующейся на исследовании рынка.
Технология VOD предусматривает возможность определенного воздействия телезрителя на программу, которую он просматривает, — например изменение точки наблюдения за полем во время трансляции футбольного матча. Для этого пользователю кабельного ТВ достаточно нажать определенные кнопки на пульте управления телевизором, сигнал от которого передается по тому же кабелю на узел оператора. Как правило, для реализации услуг VOD компании кабельного ТВ на своих центральных серверах хранят копии видеофайлов и там же осуществляют перераспределение потоков текущих трансляций.
К решению о предоставлении услуг записи телепрограмм на видеорекордеры, подобному принятому Comcast, не все операторы кабельного ТВ относятся однозначно.
«Платформа VOD богата возможностями и потенциально может предложить клиентам больше функциональности, чем DVR», — считает Гленн Бритт, главный управляющий компании Time Warner Cable. Кроме того, наряду с услугами VOD кабельные компании предлагают своим клиентам услугу «плата-за-просмотр» (pay-per-view) — однократный просмотр одного выбранного фильма или ТВ-передачи.
Однако в последнее время операторам кабельного и спутникового ТВ все большую конкуренцию на рынке ТВ-услуг оказывают поставщики Интернет-услуг, которые предлагают пользователям загружать разрешенные издателями фильмы и передачи, используя широкополосные DSL-каналы (Digital Subscribers Line). Характерно, что даже спутниковая служба DirecTV была партнером телекоммуникационных операторов Verizon, BellSouth и Qwest, предлагающих возможность подключения по широкополосным каналам.
Так, SBC Communications, один из крупных поставщиков Интернет-услуг на рынке США, объявила о новой услуге, которая станет доступной в конце 2005 г., — загрузке через Сеть трансляций ТВ-передач, поставляемых кабельными компаниями и спутниковыми службами, с использованием технологии VOD. При этом пользователь получает возможность загружать хранимые в Интернете цифровые видеозаписи и ТВ-передачи в формате HDTV.
Услуги с использованием DSL-каналов, как правило, оказываются дешевле, чем услуги кабельного ТВ. Так, месячная плата за использование DSL-канала у ведущих американских операторов SBC Communications, Verizon и Qwest составляла 30—35 долл., в то время как поставщики кабельного ТВ взимали с клиентов 45—55 долл. в месяц. Основной довод кабельных компаний в пользу сохранения высокой абонентской платы — высокая (3 Мбит/с) скорость доставки контента, недостижимая для DSL.
Интернет как новый источник дохода TiVo
В 2004 г. сразу несколько компаний заявили о том, что готовы выпустить бытовые устройства, которые позволят объединить возможности Интернета и ТВ. Так, Akimbo Systems объявила о выпуске устройств, с помощью которых пользователи смогут загружать из Сети и записывать видео на жесткий диск с последующим просмотром записей на телевизоре. Для подобных загрузок производитель лицензировал видеоклипы Time Warner’s CNN и Cartoon Network. Не желая отставать в использовании возможностей Интернета для расширения круга клиентов, TiVo в середине прошлого года подписала соглашение с компанией Netflix. Ранее последняя занималась тем, что через Интернет давала своим клиентам на прокат DVD с записями видеофильмов. Обе компании планируют создать новую службу «кино-по-запросу» (movie-on-demand, MOD), которая, по словам представителя Netflix, «станет первым шагом в направлении доставки кинофильмов в цифровой форме по Сети». Для клиентов Netflix появление службы MOD станет еще одним стимулом брать напрокат видеодиски, а компании TiVo поможет популяризовать в новом сегменте рынка ее технологию цифровой записи на жесткие диски.
Однако заключению этого соглашения предшествовали длительные переговоры Netflix с голливудской Warner Brothers, которая не сразу согласилась разрешить к прокату в создаваемой службе MOD некоторые свои фильмы. Да и то в порядке проверки возможностей MOD по предотвращению попыток незаконного копирования и распространения фильмов.
Защищать, нельзя распространять!
Поддержка со стороны Голливуда является критически важной для любой службы MOD, так как только студии обладают авторскими правами на свои фильмы и только они могут выдать лицензии на их распространение. Например, Warner Brothers владеет всеми правами на популярную серию фильмов о Гарри Поттере. Причем эта студия наряду с четырьмя другими уже предоставляет услуги загрузки фильмов через Интернет с помощью партнерской фирмы Movielink. Поэтому и TiVo, и Netflix отдавали себе отчет в том, что создаваемая ими служба MOD не будет жизнеспособной, пока не сможет предложить мощную систему защиты от копирования и пиратского распространения записываемых на видеорекордеры фильмов.
В своей борьбе с пиратством студии Голливуда получили весомую поддержку со стороны Федеральной комиссии по связи США (Federal Communications Commission, FCC). Еще в 2003 г. она приняла решение о том, что с середины 2005 г. продажа или распространение любых устройств для копирования и распространения цифрового контента, не имеющих встроенных, одобренных федеральными властями, средств защиты от копирования, являются противозаконными. Как отметил один из чиновников FCC, под действие этого постановления обязательно подпадают ПК и другие устройства, которые используются для приема цифрового ТВ.
TiVo уже раньше сталкивалась с Голливудом, а после выхода постановления FCC была вынуждена в спешном порядке заняться разработкой собственных средств защиты информации, записываемой на видеорекордер. Тем более, что уже тогда она планировала выпустить новые модели устройств, которые могли бы подключаться к домашним сетям. «Новые устройства TiVo вновь поднимают проблему защиты от копирования, так как они дают возможность их владельцам перемещать контент на другие цифровые устройства, которые могут быть соединены с общественными сетями. Это всегда вызывает беспокойство обладателей прав на этот контент», — отметил Роб Сандерсон, аналитик фирмы American Technology Research.
В 2004 г. TiVo представила на экспертизу FCC систему защиты TiVoGuard, в которой использована разработанная ею технология Digital Output Protection. Эта система позволяет пользователю копировать принятую и записанную на DVR цифровую ТВ-передачу не более чем на 9 устройств — другие DVR TiVo, настольные ПК, ноутбуки и игровые приставки, в которых используются одинаковые учетные записи владельца. После изучения и тестирования TiVoGuard эксперты FCC одобрили ее и вынесли вердикт — система безопасна для использования в любой службе загрузки кинофильмов. Netflix сразу же лицензировала системы TiVoGuard, чтобы иметь возможность распространять через Интернет фильмы, на которые получено разрешение студий.
Кроме того, TiVo заявила, что будет использовать «антипиратское» ПО Macrovision, которое делает записи кинофильмов, поставляемых службой MOD, недоступными для пользователей спустя определенное время после загрузки. Это же ПО не позволяет копировать цифровые фильмы с конвертацией их в аналоговую форму. Такая конвертация с последующим преобразованием опять в цифровую форму часто использовалась пиратами — этот прием известен под названием «аналоговая дыра». Warner Brothers заявила, что проведет тестирование и этой технологии Macrovision в рамках службы MOD.
А что в России?
Скоре всего, в нашей стране видеорекордеры TiVo не появятся. Во-первых, потому, что, как показал опыт их распространения в США, они остаются нишевыми продуктами, сложными в освоении массовым потребителем. Многие владельцы этих устройств утверждают, что им потребовалось несколько недель для освоения всех их возможностей. И до сих пор абсолютное большинство предпочитает пользоваться более простыми кассетными видеомагнитофонами. Во-вторых, видеорекордеры TiVo поставляются в основном в комплекте с услугами по доставке цифрового ТВ на дом, за которые клиент должен платить абонентскую плату.
Кроме TiVo подобные видеорекордеры выпускают многие другие производители. Однако и эти устройства могут получить в России распространение только в том случае, если их начнут предлагать операторы кабельного или спутникового ТВ как дополнение к своим услугам по доставке цифрового контента. Поэтому для владельцев спутниковых приемников и абонентов кабельного ТВ наиболее подходящими остаются все те же кассетные видеомагнитофоны.
Зато в стране появились первые поставщики Интернет-услуг, способные составить им конкуренцию. Так, компания «МТУ-Интел», развивая свою систему широкополосного DSL-доступа «Стрим», предлагает пользователям широкий набор услуг, в том числе и услугу «Стрим-ТВ». Ее абонент получает не только доступ к 70 российским и зарубежным каналам цифрового ТВ, но и право посетить «виртуальный кинозал» для просмотра новинок мирового и отечественного кинопроката. А записать просматриваемые ТВ-программы и видеофильмы он сможет на жесткий диск своего домашнего ПК, воспользовавшись одним из нескольких программных пакетов, которые превратят этот компьютер в «персональный видеомагнитофон», работающий не хуже, чем видеорекордеры TiVo.
Цифровое и аналоговое ТВ
Во-первых, передаваемое в цифровом виде изображение лишено искажений (артефактов — зернистости, шума в канале аудио и др.), которыми грешат аналоговые системы из-за влияния различного рода внешних помех.
Во-вторых, в цифровой форме сравнительно просто реализуется формат HDTV, и, по прогнозу Yankee Group, около 46 млн. домашних хозяйств в США к 2009 г. будут иметь возможность смотреть ТВ-передачи в формате HDTV. Кроме того, цифровая форма представления позволяет достаточно легко решить проблему пиратства, размещая «флажки запрета» на копирование определенных передач.
Однако в большинстве стран, в том числе в США и России, наземные станции ТВ работают по-прежнему в аналоговом режиме, и переход на цифровое вещание им еще предстоит. Передача цифрового сигнала требует значительно меньшей полосы радиочастот, чем аналоговая, и при этом возможна одновременная передача большого числа каналов. Последнее обстоятельство, по-видимому, будет решающим в переводе всех передающих телевизионных станций в США к 2008 г. на «цифру».
Так, в декабре 2004 г. WD выпустила семейство жестких дисков Caviar повышенной емкости (до 320 Гбайт), в которых использованы новые технологии WhisperDrive и SoftSeek. Эти технологии позволили сократить на 25% тепловыделение жестких дисков, сделали их практически бесшумными, а также дали возможность повысить скорость передачи данных до 70 Мбайт/с, что вполне достаточно для одновременной записи двух каналов ТВ или передач в формате HDTV в будущих видеорекордерах. В IV квартале 2004 г. WD продала около 1,6 млн. дисков для комплектации устройств бытовой электроники, что на 200% больше, чем за IV квартал 2003 г.
Системы цифрового ТВ используют для передачи видео и аудио цифровую модуляцию и сжатие данных, в результате передаваемый сигнал представляется в одном из форматов MPEG (MPEG2 или MPEG4). У систем цифрового ТВ есть несомненные преимущества перед аналоговыми.
Жесткие диски для цифровой электроники
По данным Seagate Technology, в I квартале 2005 г. было выпущено 11,6 млн. жестких дисков для бытовых цифровых устройств (в том числе для видеорекордеров), что на 14,7% больше по сравнению с IV кварталом 2004 г. Ведущими производителями жестких дисков для быстро растущего рынка цифровой потребительской электроники аналитики называют компании Hitachi GST, Maxtor, Samsung, Seagate, Western Digital (WD), которые освоили выпуск новых накопителей, оптимизированных для этого класса устройств.