Благие намерения, которыми руководствовалось наше государство, вводя эти меры, известны. Во-первых, власти хотели навести элементарный порядок в определении таможенной стоимости товара и, возможно, получить дополнительный доход в казну. Во-вторых, установить «прозрачные» правила игры для импортеров. В-третьих, по возможности сократить «серый» ввоз.
По данным ГТК на 1 октября, прайс-листы предоставили всего несколько десятков вендоров бытовой и компьютерной техники, а также средств связи.
Почему же другие вендоры не вошли в число законопослушных? Причина банальна и смешна — бюрократия. Во многих компаниях передача этих данных находится в компетенции либо европейского офиса, либо головной штаб-квартиры. А у них, судя по всему, есть дела более важные, чем поставки продукции в Россию. Другие находят формальное оправдание, ссылаясь на то, что наша таможня не направила в штаб-квартиру официальный запрос.
Ряд игроков рынка отмечает, что сложившаяся ситуация может привести к переделу рынка. Сейчас шанс получили те компании, кто вовремя подал необходимые сведения и обеспечил наличие товара в стране. Остальные, пусть даже и очень хорошие вендоры, рискуют потерять рыночную долю. Пока трудно сказать — будет ли это временное падение или клиенты надолго отвернутся от нерасторопных поставщиков. В розничной торговле процесс замещения уже идет: клиенты вынуждены брать то, что есть. Корпоративные заказчики более инертны. Некоторые уже закупают альтернативную продукцию, а кто-то пока выжидает. Но не стоит рассчитывать, что их ожидание продлится долго.
Что ж, как говорится, за что боролись... Вспомните, сколько было разговоров о непрозрачности таможенных границ? Сколько говорилось, что компетентные органы должны грамотно подходить к определению таможенной стоимости товара и пресекать «серый» импорт. Так получите то, что хотели. И в данной ситуации не стоит пенять на государство, которое, мол, в очередной раз поступило неуклюже. Как бы то ни было, но пока те, кто, казалось бы, заинтересован в соблюдении новых требований, не торопятся их выполнять.
Что же мы имеем в «сухом остатке»? Да то же самое, что и в случае с сотовыми телефонами. Некоторые крупные игроки рынка заявляют о начале самостоятельных поставок товаров из-за границы. Другие, наоборот, о переходе на закупки исключительно на внутреннем рынке. Но при этом все обещают повышение цен.