Далеко не все российские компании проверяют названия своих торговых марок на юридическую чистоту, что нередко приводит к печальным последствиям

Все компании регистрируют свое фирменное наименование, но не всем известно, что название не тождественно торговой марке, при помощи которой идентифицируются товары и услуги. Компаний с одинаковым, зарегистрированным в налоговых органах названием может быть много. Но использовать свое наименование как товарный знак для однородных товаров и услуг имеет право только та компания, которая первой зарегистрировала его в этом качестве в российском патентном ведомстве.

Сегодня на рынке интеллектуальной собственности работают специалисты, которые занимаются «ловлей» чужих товарных знаков: отслеживают по открытому реестру те предприятия, которые забывают внести необходимые изменения в свидетельство о регистрации товарных знаков, и аннулируют регистрацию якобы за неиспользование торговой марки. Инициаторами подобных действий обычно выступают недобросовестные конкуренты, желающие завладеть чужим товарным знаком или уничтожить его.

Как это происходит? Допустим, предприятие, сменив адрес, забывает отправить уведомление об этом в Роспатент. Патентный поверенный, действующий в интересах конкурентов, направляет в Палату по патентным спорам письмо с информацией о том, что знак не используется или правообладатель прекратил свое существование. Палата, в свою очередь, направляет соответствующее уведомление по старому адресу владельца товарного знака, указанному в свидетельстве о регистрации. Затем письмо возвращается назад с пометкой: «Адресат отсутствует». В Палате собирается заседание, причем, как правило, в отсутствие правообладателя, так как он и не подозревает о нависшей угрозе. И в итоге знак аннулируется под тем предлогом, что все возможности поиска правообладателя исчерпаны. Таким образом, около 15% подобных дел выигрывают «черные» профессионалы.

Существует и масса других поводов для споров за торговую марку. Это производство контрафактной продукции под чужим товарным знаком; выпуск продуктов-имитантов; борьба за контроль над определенным сегментом рынка; недобросовестная регистрация товарного знака известной компании для получения компенсации за его выкуп в момент начала деятельности этой компании на российском рынке; борьба за бывшие советские торговые марки; тяжба правообладателей товарных знаков с владельцами доменных имен.

Рост числа судебных дел свидетельствует: все большее число предпринимателей осознают, что торговая марка является средством значительного увеличения доходов. Споры по товарным знакам длительны и сложны. Это связано как с несовершенством российского законодательства, так и с отсутствием укорененности в сознании предпринимателей правовой процедуры, предполагающей, что специалисты — патентные поверенные — должны сопровождать торговую марку с момента возникновения идеи и на протяжении всей коммерческой жизни. Существовавшая долгие годы правовая бесхозность в области товарных знаков еще несколько десятков лет будет доставлять судебные хлопоты тысячам российских коммерческих фирм.

Юридический практикум

Товарным знаком называется обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических или физических лиц (применительно к услугам используется термин «знак обслуживания»).

Товарные знаки позволяют отличать сходные товары и услуги одних предприятий и частных лиц от товаров других. Товарный знак может состоять из разных элементов: слов, фраз, рисунков, объемных объектов и фигур, звуковых элементов, экранных заставок, мультфильмов, символов и их различных комбинаций.

Наряду с термином «товарный знак» часто употребляются также термины «торговая марка» и «брэнд». Торговая марка является синонимом товарного знака. Под брэндом же, как правило, понимают хорошо известный, узнаваемый товарный знак, уже завоевавший доверие потребителей.

Для того чтобы обладать исключительным правом на использование товарного знака, его необходимо зарегистрировать. При этом товарный знак будет считаться юридически защищенным только на территории той страны, в которой он зарегистрирован, и только применительно к тем товарам, в отношении которых он зарегистрирован.

Регистрацией товарных знаков в нашей стране занимается Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Процедура регистрации состоит из нескольких этапов и может длиться от пяти месяцев до нескольких лет. Товарный знак регистрируется на 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, по истечении которых по заявлению компании срок может продлеваться. Приоритетным правом на использование товарного знака обладает та организация или физическое лицо, которая раньше других подала заявку в Роспатент на его регистрацию.

Если в течение срока действия регистрации товарный знак не используется компанией три года подряд, то его охрана может быть прекращена по заявлению любого заинтересованного лица.

Что можно делать с товарным знаком?

Товарный знак как объект интеллектуальной собственности можно оценить, поставить на баланс предприятия и передавать его на использование третьим лицам. Передача товарного знака может быть оформлена лицензионным договором, договорами уступки товарного знака и коммерческой концессии (франчайзинга).

По лицензионному договору владелец товарного знака (лицензиар) передает другому лицу (лицензиату) неисключительное право (в виде лицензии) на использование товарного знака в отношении всех или части товаров. При этом владелец знака может одновременно заключать лицензионные договоры с другими лицами. Кроме того, в контракте стороны могут предусмотреть условие о том, что лицензиат вправе предоставлять лицензии на использование товарного знака третьим лицам. Обязательным условием лицензионного договора является положение о том, что качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара, и контролировать выполнение этого условия должен лицензиар.

При уступке товарного знака у него появляется новый владелец, который может по своему усмотрению разрешать или запрещать пользоваться этим товарным знаком другим лицам. Заметим, что при договоре об уступке товарного знака изготовление продукции ненадлежащего качества новым владельцем товарного знака не влечет недействительность договора.

По договору коммерческой концессии одна компания (правообладатель) обязуется за вознаграждение предоставить другой фирме (пользователю) право использовать комплекс принадлежащих ей исключительных прав, в том числе права на фирменное наименование или коммерческое обозначение и на коммерческую информацию. В договоре могут быть оговорены и другие права, например на товарный знак, знак обслуживания и т. д. Суть договора коммерческой концессии состоит в том, что правообладатель, имеющий разработанную систему ведения бизнеса, сформировавшуюся репутацию и хорошо известный товарный знак, разрешает другому предприятию (частному лицу) использовать эту систему за вознаграждение.

Автор — патентный поверенный «Интеллект Патент».

На страже товарного знака

Патентные поверенные помогают профессионально решить следующие задачи:

  • провести поиск среди товарных знаков, ранее зарегистрированных и поданных на регистрацию;
  • подать заявки на регистрацию товарных знаков и вести делопроизводство по ним в любой стране;
  • составить и зарегистрировать договоры об уступке, предоставлении лицензий и франшиз на товарные знаки;
  • подать заявку о признании товарного знака общеизвестным;
  • разрешить споры, связанные с отказом Патентного ведомства в предоставлении правовой охраны вашему товарному знаку;
  • разрешить споры, связанные с незаконным использованием вашего товарного знака, в судах, административных и правоохранительных органах;
  • оценить стоимость ваших товарных знаков.

Знак, марка, брэнд...

  • Товарный знак по закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» — это обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Зарегистрированный в установленном порядке товарный знак (логотип) становится законодательно защищенным активом предприятия.
  • Фирменное название — это слово, группа букв или слов, которые могут быть произнесены.
  • Фирменное изображение — это символ, рисунок, цвет, их комбинация.
  • Знак «R» обозначает, что товарный знак должным образом зарегистрирован.
  • Торговая марка — это понятие, объединяющее потребительские свойства товара, его товарный знак, имидж и репутацию. Торговая марка может стать успешной, то есть превратиться в брэнд, а может и не стать им.
  • Брэнд — это коммерчески успешная торговая марка, имеющая постоянный круг лояльных пользователей.

Из книги Наталии и Владимира Тесаковых «Брэнд и торговая марка. Развод по-русски», М.: Питер, 2004.