Как известно, кадровая проблема — одна из ключевых для ИТ-отрасли. Она сдерживает развитие рынка гораздо сильнее, чем любые иные факторы. Дефицит кадров привел к настоящей войне за квалифицированных сотрудников. Это наглядно демонстрирует хотя бы такой факт: недавно несколько крупных ИТ-компаний, являющихся партнерами Microsoft, заявили, что российский офис вендора занимается переманиванием у них специалистов...
Всему виной склад ума
Оборот российского ИТ-рынка в 2006 г. составил около 6 млрд. долл. Его емкость, обусловленная «потребительским бумом» и быстрым ростом затрат на ИТ всех уровней бизнеса, увеличивается с каждым днем.
Следует учитывать также «бум IPO», охвативший российские компании: одним из обязательных условий в этом случае становится наличие в организации прозрачной западной информационной системы.
Нехватка кадров вызвана не только возросшими потребностями бизнеса, но и произошедшей в 90-х годах переориентацией вузов в сторону «гуманитариев» и «экономистов». Пока рос престиж таких профессий, как юрист, менеджер, психолог, интерес к подготовке нового поколения технических специалистов падал.
Вообще, в современной экономике наблюдается дефицит программистов как профессионалов с соответствующим складом ума. Первыми с этим столкнулись США, но они просто «аутсорсили» разработку ПО в другие страны. Теперь эта проблема появилась и в России: всем нужны специалисты, чтобы расширяться и выполнять новые заказы клиентов.
В целом, пожалуй, только по профессии «системный администратор» спрос и предложение на рынке труда сбалансированы. По остальным специальностям, особенно узкопрофильным, спрос в среднем на 50% опережает предложение.
Ситуация серьезно осложняется еще и тем, что дефицит кадров носит общемировой характер. По данным международной аналитической компании IDC, в трети стран к 2008 г. спрос на эти специальности превысит предложение более чем на 20%. Причем с самым острым дефицитом столкнутся государства Восточной Европы, особенно не входящие в ЕС.
Зарплата «на вырост»
Повышенный спрос характерен практически для любой категории ИТ-сотрудников, начиная от персонала младшего звена и заканчивая руководителями. Традиционно всех работников данной сферы можно разделить на несколько групп. Во-первых, сотрудники направления разработки; во-вторых, занятые развитием и поддержкой технологий; в-третьих, эксперты, специализирующиеся на внедрении и эксплуатации ПО и технических систем.
Начальными позициями в данной области являются должности помощника системного администратора, специалиста службы технической поддержки (helpdesk), тестировщика ПО. Далее следуют системный администратор и администраторы БД, программисты разного уровня, внедренцы, технические менеджеры проектов, архитекторы, аналитики, более продвинутые тестировщики и конечно же ИТ-менеджер, управляющий группой, отделом, департаментом (в зависимости от назначения: разработка, внедрение или сопровождение). Вершиной же карьеры наемного персонала становится позиция СIО (Chief Information Officer), отвечающего за стратегическое развитие компании средствами информационных технологий.
Перманентный дефицит на персонал приводит к постоянному повышению зарплат. Только за прошедший год они выросли от 1,2 до 2 раз в различных регионах России. Средний уровень оплаты сегодня составляет от 1,5 тыс. до 3 тыс. долл. На наибольшее вознаграждение может рассчитывать опытный специалист по защите информации (до 4 тыс. долл. и больше), консультант по внедрению (до 10 тыс. долл.), директор по продаже SAP/R3 (5–7 тыс. долл.), ИТ-директор — до 10 тыс. долл. Даже зарплата новичков во многих компаниях уже давно перешагнула психологический «тысячедолларовый рубеж», составляя 1–2 тыс. долл. в столице и от 500 до 1 тыс. долл. в регионах.
Деньги на парту
Дороговизна услуг ИТ-специалистов вызвана не только их нехваткой, но и постоянными затратами на образование. Работодателями больше всего ценятся выпускники вузов, где есть факультеты или кафедры «Информационных технологий» с хорошим преподавательским составом.
Однако вуз — лишь первая ступень для специалиста. Сегодня все чаще говорят о кризисе современного классического образования в данной сфере. К моменту завершения базового обучения знания студентов просто устаревают. Также наблюдается несоответствие между информированностью преподавателей и эрудированностью наиболее грамотных студентов. Глава Мининформсвязи Леонид Рейман публично заявил о том, что между высшим образованием и реальными требованиями ИТ-компаний существует разрыв, который создает системные проблемы для развития в стране информационно-коммуникационных технологий.
Один из путей решения проблемы Леонид Рейман видит в создании в России ИТ-университета мирового уровня, который условно получил имя «Российской высшей технологической школы». В этой связи «айтишник №1» Билл Гейтс заявил, что знает несколько примеров успешного развития подобных проектов, в том числе на основе стратегического партнерства с ведущими американскими университетами. Очень важно, чтобы в таком университете с самого начала был обеспечен действительно международный уровень, чтобы он был привлекательным для студентов из любой страны мира.
Между тем, пока «Российская высшая технологическая школа» еще не создана, проблемы подготовки ИТ-специалистов остаются на «повестке дня». Профессионалам данной сферы просто необходимо постоянно повышать свою квалификацию, а отраслевые курсы или программы обучения стоят немалых денег.
Особое значение для карьеры специалиста имеет международная ИТ-сертификация — официальное подтверждение компанией-вендором глубоких знаний и практических навыков специалиста по работе с продуктом. Конечный итог процесса сертификации — получение международного сертификата, свидетельствующего о высокой квалификации кандидата. Для молодого специалиста этот документ является своего рода пропуском в мир высокооплачиваемых ИТ-профессионалов.
Учиться необходимо не только «айтишникам», но и менеджерам по продажам: слишком специфичный продукт они реализуют. Поэтому немало и таких компаний, которые требуют наличие сертификата о подготовке и у «сейлзов».
Зарплаты на ИТ-рынке Москвы (тыс. долл.)
Наиболее востребованные на сегодняшний день позиции:
ИТ-директор — 2–10
Директор по продаже SAP/R3 — 5–7
Консультант (менеджер) по продвижению (продаже) SAP/R3 — 1,5–5
Аналитик бизнес-процессов — 1,5–3
Аналитик ITIL — 1,5–2
Главный тестировщик/Руководитель отдела качества — 1,8–3,2
Тестировщик — 0,5–2
Начальник отдела разработки прикладных систем (системный архитектор) — 2,5–5
Разработчик (программист) по любым технологиям — 1,5–3,5
Ведущий разработчик (программист) по любым технологиям — 2,5–4
Программист по разработке клиент-серверных приложений — 2–3,5
Web-программист — 1–2,5
Ведущий программист .NET — 2–4
Программист C# — 2–3,5
Java — разработчик (J2EE, J2SE, J2ME) — 2–4
Архитектор БД, LAN — 2,5–5
Менеджер интернет-проектов (техн.) — 1–3
Менеджер интернет-проектов (комм.) — 1–3 + бонусы от продаж
Менеджер (техн. руководитель) проекта — 1–4
Менеджер (комм. руководитель) проекта — 1–4 + бонусы от продаж
PHP-программист — 1,5–2,5
Web-дизайнер — 1,5–2
PL/SQL Developer — 1,5–2,5
Unix-программист — 3–3,7
Программист «1С» — 2–3
Программист VBA — 1,5–2,5
Программист С/С++ — 2–3,7
Техн. консультант OEBS/Разработчик (Oracle E-Business Suite) — 2,5–4
Консультант Oracle E-Business Suite (продвижение) — 1,5–2 (оклад) + % (совокупный до 4)
Консультанты SAP R/3 (модули FI, CO, PM/ТОРО), PS — 5–9 (со знанием 2–4-х модулей); 2–4 (со знанием 1–2-х модулей)
Старший консультант SAP R/3 (модуль FI) — 4–7
ABAP-программист — 3–4
Разработчик Oracle Applications — 2–3,5
Внедренец (консультант по внедрению) — 1,5–10
Сервисный инженер Cisco — 2–3,5
Технический эксперт Cisco — 2–3,5
Системный инженер в группу серверов —1,5–2,5
Системный инженер в группу систем хранения данных — 1,5–2,5
Технический писатель — 1–2,3
Технический аналитик (Cramer) — 1,5–2
Системный администратор — 1–3
Администратор БД — 1,2–2
Администратор БД Oracle — 2,5–3,5
Unix-администратор — 2–2,5
Администратор прикладного ПО — 1,5–2
Администратор Lotus Domino — 1,6–3
Специалист по защите информации — 1,5–4
Источник: КЦ «ЮНИТИ».
Неучебная дисциплина
Если требования к уровню знаний ИТ-сотрудника жестки, то, например, в вопросе возраста соискателя (опять же из-за повсеместного дефицита) они часто либеральны. Работодатели готовы идти на компромисс, принимая как совсем еще юных студентов или выпускников, так и работников с большим стажем.
Что же касается личностных качеств, то, безусловно, ИТ-специалисту необходимо желание развиваться в избранном направлении, нацеленность на результат, успех, хорошие коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, умение трудиться в команде. Для проектной работы помимо этого нужна профессиональная гибкость, широкий кругозор и дисциплинированность, так как часто приходится тесно взаимодействовать с другими участниками и укладываться в жесткие сроки. Это, казалось бы, обычное требование часто становится серьезной проблемой.
Как показывает практика, из стен российских вузов выходят талантливые «программисты-одиночки», нацеленные на решение локальных задач в минимальные сроки. Кроме того, в российской системе образования не принято давать людям навыки командной работы, а без нее не обходится ни один крупный ИТ-проект. Как следствие, особенно востребованы сегодня на рынке специалисты, имеющие опыт работы за рубежом или иностранное образование.
В том числе такие сотрудники «популярны» благодаря знанию английского языка, без которого заниматься крупными проектами невозможно в принципе.
Вообще, при подборе ИТ-специалистов одна из главных проблем — оценка реальных знаний и навыков соискателей. Чтобы найти профессионала требуемой квалификации, необходимо кроме интервью проводить тестирование претендентов и проверять рекомендации бывших коллег, а также руководителей и партнеров компаний, в которых кандидаты ранее работали.
В кадровом центре «ЮНИТИ» для проверки профессиональных качеств кандидата используют тесты, предложенные потенциальным работодателем. В случае с ИТ-сотрудниками практика применения «универсальных» тестов себя не оправдывает. Дело в том, что у каждой компании свои требования к специалистам этого профиля.
Убираем «потолок»
Но даже после того, как компания подобрала необходимого человека, «расслабляться» не стоит. «Проблема потолка» — самая острая для ИТ-кадров. Часто специалисты готовы предпочесть более высокой зарплате интересную работу, где можно постоянно «поднимать планку» своих навыков. В зарубежных рейтингах материальная компенсация занимает обычно 4–5-е место. Гораздо важнее для профессионалов возможность достижения поставленных целей, интересное содержание работы, разнообразие и развитие.
Технические специалисты также ожидают от руководства более четкой постановки задач, которые должны быть реалистичными, но труднодостижимыми. Поэтому именно брендовые западные компании часто становятся лучшим местом работы для ИТ-специалистов. Связано это не только с желанием трудиться в фирме с «громким именем». Дело в том, что такие компании обеспечивают возможность работать «на переднем крае технологий». Кроме того, в западных фирмах каждый человек четко отвечает за свою задачу, в отличие от многих российских компаний-интеграторов, где должностные инструкции отсутствуют и обязанности размыты.
В то же время начинать трудовую деятельность специалистам лучше именно в отечественных организациях, потому что здесь у них будет возможность поработать во многих сегментах и приобрести необходимый опыт. ИТ-профессионалов российские компании могут привлечь также интересными задачами, карьерными возможностями или конкурентоспособной зарплатой.
Проблема поиска ИТ-кадров актуальна для всего развитого мира. А так как окружающая нас реальность все больше приобретает черты виртуальной, то и создатели этой новой действительности и дальше будут пользоваться спросом. Поэтому, видимо, в XXI в. к числу «вечных» вопросов добавится еще один: «Где найти IT?». ee
Екатерина Николаева — редактор пресс-службы кадрового центра «ЮНИТИ», кандидат филологических наук.