Как стало известно в середине октября, Apple все-таки открывает официальное представительство в России («все-таки» потому, что еще несколько месяцев назад компания опровергала такую информацию). Его руководителем стал Валерий Лановенко, который с 2003 г. возглавлял украинское представительство компании Microsoft, а до этого около 10 лет проработал в московском представительстве НР.
Ранее Apple вела свой бизнес в России (как и в ряде других стран) через компании, имевшие статус IMC. После банкротства фирмы RUI Apple в 1996 г. интересы вендора в странах СНГ уже более 10 лет представляет компания Apple IMC Russia.
С открытием полноценного представительства для Apple завершается первый, самый трудный период освоения — силами IMC-партнеров — российского рынка и начинается новый этап — «полноформатного» развития бизнеса в нашей стране.
По словам участников рынка, принципиальное решение об открытии представительства в России компания приняла два с лишним года назад, и это решение отнюдь не означает, что она недовольна своим российским партнером. Скорее наоборот — это решение обусловлено не только перспективностью российского рынка, но и успешной работой Apple IMC Russia.
В последние три года объем продаж продукции Apple на российском рынке растет быстрыми темпами, что, конечно, в некоторой степени связано с низкой исходной позицией. Так, по данным IDC, в 2006 г. продажи компьютеров Apple (всех видов) выросли на 155% по сравнению с предыдущим годом, а их доля в общем объеме продаж увеличилась с 0,1 до 0,3%. Доля, прямо скажем, невелика, но темпы роста впечатляют. По другим данным, доля плееров iPod на нашем рынке выросла с 5% в 2005 г. до 13% в 2006 г. Стоит отметить и появление в прошлом году двух дистрибьюторов продукции Apple — компаний «ELKO Россия» и MICS.
Еще несколько лет назад пользователей Apple в нашей стране было очень мало, большинство их них — убежденные приверженцы этого бренда. «Свет далекой звезды» до них доходил, и они были готовы терпеть определенные неудобства и ограничения, связанные с отсутствием офиса вендора в Москве. Сейчас Apple community в России измеряется уже сотнями тысяч человек и становится по сути массовым. Средний уровень энтузиазма в этом сообществе, видимо, снизится, зато пользователей будут все больше волновать практические вопросы — сервис, модернизация «железа», обновление ОС и т. п.
К тому же многих интересуют не только компьютеры и МР3-плееры, но и услуги Apple. Прежде всего возможность покупать музыкальные записи через интернет-магазин iTunes, которой пользователи Рунета пока лишены. По мнению ряда экспертов, сервис iTunes заработает в России не ранее 2009 г. Поможет ли открытие представительства приблизить этот срок, пока неясно.
Ожидают в нашей стране и телефоны iPhone, некоторое количество которых уже завозится «в серую». Ряд крупных игроков, в частности АФК «Система» и «Евросеть», высказали заинтересованность в том, чтобы продавать Аpple iPhone в своих розничных сетях.
Участники рынка надеются, что в Россию придут все те ресурсы и на таком же уровне, на каком Apple предлагает их на развитых рынках, — сервисы, поддержка продаж, обслуживание пользователей, маркетинг и т. д.
Конечно, это работа не на один год. Но было бы неправильно делать ее «не торопясь».
В то же время и «резкие движения», связанные, в частности, с вероятным расширением канала сбыта, могут не пойти на пользу рынку, поскольку ставят под угрозу высокие темпы роста.
Невольно приходит на память событие четырехлетней давности — открытие в феврале 2003 г. московского офиса компании Dell, в течение нескольких лет также работавшей через своего эксклюзивного представителя. Интересно будет сравнить дальнейшее развитие событий...