Уходящий год оказался богат на приобретения и слияния: они прошли практически во всех сегментах ИТ-рынка. Прежде чем говорить о сделке года, уместно вспомнить о тех поглощениях, которые могут оказать наиболее заметное влияние на мировой ИТ-рынок*.
Пожалуй, особой интригой отличалась борьба между Acer и Lenovo за приобретения, позволявшие одной из компаний прочно закрепиться на третьем месте мировой табели о ПК-рангах (см. CRN/RE № 17/2007, «Acer спутала карты Lenovo»). Весной Lenovo объявила о намерении купить европейского производителя ПК, периферии и бытовой электроники Packard Bell BV, а в августе началось обсуждение условий сделки. Однако вскоре после этого Acer заявила о приобретении американской компании Gateway (сделка оценивается в 710 млн. долл.). Эта покупка не только укрепила позиции Acer, но и расстроила планы Lenovo. Чтобы не углубляться в историю взаимоотношений Gateway и основного акционера Packard Bell BV, отметим лишь, что Gateway ранее получила преимущественное право выкупа акций этой европейской компании. Чем и не преминула воспользоваться, оставив Lenovo без запланированной покупки.
Финансировать сделку (сумма не разглашается), которая должна быть завершена в I квартале следующего года, будет Acer. Таким образом, тайваньская компания становится владельцем не только Gateway, но и Packard Bell BV. По мнению ее руководства, Acer превратится в компанию с ежегодным доходом более 20 млрд. долл. и будет выпускать более 24 млн. компьютеров в год.
Крупные сделки прошли в сегменте поставщиков бизнес-приложений. Его лидеры еще более укрепили свои позиции. Весной Oracle за 3,3 млрд. долл. приобрела компанию Hyperion Solutions. Осенью SAP ответила покупкой Business Objects, заплатив за нее в два раза больше — 6,8 млрд. долл. Одна из последних новостей — приобретение корпорацией IBM канадской компании Cognos. Сумма сделки, которую планируется завершить в I квартале 2008 г., составляет 5 млрд. долл. Cognos войдет в подразделение IBM Information Management Software (IMS).
Интересные события происходили в этом году и в сегменте сетевых решений. Основными покупателями известных компаний стали инвестиционные фирмы. В начале года компания 3Com завершила сделку по покупке доли Huawei в совместном предприятии 3Com-Huawei и стала его полноправным владельцем. Но уже осенью было подписано соглашение о приобретении основного пакета акций 3Com частной инвестиционной компанией Bain Capital Partners, приблизительная сумма сделки — 2,2 млрд. долл. Миноритарный пакет акций 3Com купит Huawei Tech Investment, «дочка» Huawei Technologies (см. CRN/RE № 20/2007, «3Com станет частной фирмой. Надолго ли?»). Примерно в это же время акционеры Avaya одобрили заключенную в июне сделку о продаже компании частной инвестиционной фирме Silver Lake Partners и инвестиционному фонду TPG Capital (см. CRN/RE № 21/2007, «Сделка одобрена»). Это, пожалуй, наиболее крупная операция 2007 г. на мировом ИТ-рынке — ее сумма составила 8,2 млрд. долл.
Тем не менее, по мнению редакции CRN/RE, первенство в номинации «Сделка года» можно отдать покупке концерном Schneider Electric компании АРС. В результате этой сделки и объединения ресурсов компаний АРС и MGE UPS Systems расстановка сил на рынке систем бесперебойного питания существенно изменилась.
О намерении приобрести АРС французский концерн объявил осенью прошлого года (см. CRN/ RE № 22/2006, «Брак по расчету»). В январе собрание акционеров АРС одобрило условия сделки. Акции были выкуплены по 31 долл. за штуку, что примерно на 30% выше их биржевой стоимости в день, предшествующий анонсу покупки. Общая сумма сделки составила примерно 6,1 млрд. долл.
Schneider Electric — многопрофильный электротехнический концерн с диверсифицированным бизнесом, его годовой оборот в прошлом году составил 13,7 млрд. евро. В 2004 г. концерн приобрел компанию MGE UPS Systems, производителя систем бесперебойного питания. Сочтя это направление бизнеса одним из наиболее перспективных, руководство Schneider Electric приняло решение о приобретении АРС, которая оставалась одной из немногих «самостоятельных» компаний, занимающих лидирующие позиции в этом сегменте рынка.
О завершении сделки было объявлено в феврале. Новая компания АРС-MGE вошла в состав подразделения Critical Power & Cooling Services. Но слияние было неполным — антимонопольный комитет Евросоюза, проанализировав возможные последствия этой сделки, пришел к выводу, что в определенном сегменте на рынках некоторых стран объединенная компания практически не имеет конкурентов и может занять доминирующее положение. Поэтому одним из основных условий одобрения слияния стало требование о выделении однофазного бизнеса MGE UPS Systems в отдельную компанию с последующей ее продажей (до конца года). Производство однофазных ИБП MGE было выделено в компанию MGE OPS (Office Protection Systems), на которую вскоре нашелся покупатель — корпорация Eaton (см. CRN/RE № 12/2007, «Eaton приобретает однофазный бизнес MGE»).
В объединении продуктовых линеек АРС и MGE UPS Systems, как сообщает руководство объединенной компании, не возникло особых сложностей. «Продукты APC и MGE замечательно дополняют друг друга. Существенное пересечение наблюдалось лишь в сегменте однофазных ИБП мощностью до 10 кВА: здесь останется только оборудование АРС», — утверждал Даниель Доимо, старший вице-президент APC-MGE, президент по операциям в регионах ЕМЕА и Латинской Америке.
Вошедшие в объединенную продуктовую линейку решения АРС и MGE будут выпускаться под прежними брендами. Что касается разработок, то новые продукты получат ту торговую марку, которая окажется «сильнее» в конкретном сегменте рынка. ИБП и решения для бесперебойного питания ИТ-инфраструктуры будут выпускаться преимущественно под брендом АРС, а марку MGE планируется использовать для оборудования, рассчитанного на рынок электротехники и систем управления зданиями.
Руководство Schneider Electric рассчитывает, что синергетический эффект экономии от объединения ресурсов двух компаний составит примерно 220 млн. долл. Ожидается, что эти средства будут получены за счет сокращения управленческих расходов, затрат на НИОКР (отказ от однотипных исследований и разработок), оптимизации закупок, логистики, поддержки продаж, сервиса и т. п. Кроме того, приобретение АРС поможет французскому концерну усилить свои позиции на рынках США и Азии. Для MGE UPS Systems основным рынком сбыта была Европа, а у АРС 52% продаж приходилось на США и 18% — на Азию.
Уже в марте пост вице-президента АРС-MGE по СНГ, Ближнему Востоку и Африке занял Леонид Мухаммедов. До этого он работал генеральным менеджером АРС по странам Юго-Восточного региона EMEA. Региональным директором АРС-MGE по странам СНГ и генеральным менеджером в России стал Илья Звонов, ранее возглавлявший представительство АРС. Олег Становов, руководивший офисом MGE UPS Systems, возглавил отдел по работе с партнерами. Дмитрий Кириллов, занимавший пост директора MGE UPS Systems по региону СНГ, в АРС-MGE отвечает за регион, куда входят республики Средней Азии и Закавказья, а также Беларусь.
* О слияниях и поглощениях на российском рынке CRN/RE расскажет в спецвыпуске № 6/2007 «Тенденции и перспективы».