В этом году очередная конференция «ДВ ИТ-Форум» прошла в Корее. В мероприятии приняли участие 57 человек: представители организатора — Дальневосточной ассоциации предприятий ИТ (ДВ АПИТ), СМИ, вендоров. Мероприятие поддержали компании Epson, Intel, ViewSonic. Но самой многочисленной группой (45 человек) были делегаты от ИТ-компаний из Белогорска, Благовещенска, Ванина, Владивостока, Вяземского, Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска и Хабаровска.
Первая встреча дальневосточных компьютерных компаний состоялась семь лет назад. Но тогда она называлась иначе, да и ДВ АПИТ еще и в планах не было. В 2001 г. хабаровский субдистрибьютор «Контакт-Плюс» провел дилерскую конференцию. Тогдашние руководители компании (сегодня — это руководители ДВ АПИТ) вспоминают: «Мы хотели собрать только наших дилеров. Мероприятие строилось по подобию тех, которые организуют московские дистрибьюторы, и цели были примерно такие же. Мы хотели познакомить наших партнеров друг с другом, представить свою компанию, авторизовать сервисные центры по нашим компьютерам. Вот такое было камерное мероприятие». Стоит отметить, что тогда конференция проводилась в России. За границу «Контакт-Плюс» вывез своих партнеров позднее.
«Первый раз мы оказались за границей, по-моему, в 1994–1995 г. на семинаре «Дилайна». Великолепный пятизвездочный отель, теплое море, шведский стол, о котором мы тогда и понятия не имели. И там с Дальнего Востока, кроме нас, никого не было. На следующий год — та же история. А ведь в нашем регионе довольно много фирм. Вот у нас, тогда еще в «Контакт-Плюс», возникла идея — а почему бы и нам не организовать такие выезды. Особенно, учитывая близость к Юго-Восточной Азии, которая по своему колориту не уступает и даже превосходит Турцию», — вспоминает заместитель директора ДВ АПИТ Игорь Доценко.
Поначалу «съезд» дилеров назывался CoMaker, прошло несколько таких мероприятий, но в связи с кадровыми изменениями в «Контакт-Плюс» и созданием ДВ АПИТ все последующие конференции (их организаторами стала Ассоциация) назывались «ИТ-Форум».
Формат проведения форумов немного отличается от привычных трех-четырех дней с плотной рабочей программой. ДВ ИТ-Форумы продолжаются 10–14 дней: 80% времени приходится на отдых и 20% — на работу. В качестве места проведения выбирается одна из стран Юго-Восточной Азии, и участникам предлагается программа, позволяющая познакомиться с ней как можно ближе. За время проведения конференций их участники посетили Китай, Японию, Корею. Программа Форума этого года предусматривала трехдневное пребывание в Сеуле, затем перелет на курортный остров Чеджу-До, где, собственно, и проходила рабочая часть мероприятия.
Стоит отметить, что в этом году организаторы решили ее разнообразить. Помимо ставших уже привычными докладов вендоров перед участниками конференции выступили коллеги — представители хабаровских компаний «Ланит-Партнер» и «Контакт-Плюс», а психолог Павел Барабаш провел тренинг «Бизнес, как духовный путь развития. Управление лидерством».
По мнению организаторов, конференции, посвященные только работе, как таковые себя уже практически изжили. А если работу совмещать с отдыхом, то получается не просто «организованный», а отдых в своем кругу.
«У нас именно такой формат пользуется спросом. Ведь отпуск никто не отменял, людям надо отдыхать, а многие из участников просто не могут позволить себе бросить бизнес. Здесь получается совмещение отдыха и работы: отдых с пользой для дела. Как правило, такие поездки экономически выгодны участникам. Мы едем достаточно большой группой, а значит, получаем скидки на перелеты, проживание, экскурсионные программы. Вот и получается, что нашим участникам это не накладно и полезно», — уточняет Игорь Доценко.
Исполнительный директор ДВ АПИТ Надежда Бельская добавляет: «Когда мы приглашаем на Форум, то предлагаем приехать не только сотрудникам компаний, но и их семьям. Мы не против, если приедут с ребенком, а уж с подругой, женой или другом — это нормальное явление. Люди, которые работают в ИТ-отрасли, имеют право на отдых».
Как собирается команда участников? Предложение рассылается по всем известным Ассоциации компьютерным компаниям, руководители которых и принимают решение о делегировании своих сотрудников. До последнего момента практически все расходы по участию в конференции ложились на самого делегата. Но с этого года организаторы стали искать «альтернативные» способы оплаты поездок. Например, местная компания объявляет в начале года конкурс среди своих продавцов, по итогам которого победитель награждается поездкой на ДВ ИТ-Форум. Или еще один вариант: вендор N объявляет конкурс среди своих локальных партнеров. Компания, сумевшая продать максимальный объем указанной продукции, также награждается подобной поездкой. При этом участие ее представителей оплачивает уже этот самый вендор N.
Стоит отметить, что по сравнению с 2006 г. изменился состав делегатов. По оценкам организаторов, сейчас в ДВ ИТ-Форуме участвует гораздо больше представителей «региональных» компаний. Ведущие фирмы, которые раньше были основной «движущей силой» мероприятия, «поостыли». Так, в этом году присутствовали только четыре из восьми фирм — учредителей ассоциации. Но организаторы считают, что это не закономерность, а просто случай, стечение обстоятельств: у кого-то не оказалось загранпаспорта, у кого-то наложилось более важное мероприятие. Кроме того, если раньше приезжали руководители компаний, то сейчас все чаще делегируются «рядовые» сотрудники.
О том, что такое ДВ ИТ-Форум, рассказывают руководители ассоциации.
CRN/RE: Какие цели проведения конференции ставились в этом году?
ДВ АПИТ: Собственно, цели у конференции те же, что и раньше: помочь конечному продавцу в его бизнесе. Наша Ассоциация для того и создана, чтобы развивать рынок, объединять его игроков.
CRN/RE: Было ли что-то, что не удалось осуществить?
ДВ АПИТ: Все, что было запланировано по программе, мы сделали. Нам даже удалось встретиться с корейской ассоциацией SBA*. Больших надежд на эту встречу мы не возлагали, просто хотели познакомиться, понять, как такие объединения работают здесь, можно ли наладить взаимовыгодные отношения. Нам бы хотелось, чтобы со временем ДВ АПИТ стала площадкой, на базе которой коммерческие фирмы Хабаровского края смогут решать свои вопросы. Мы в этом случае будем выступать в качестве катализатора.
CRN/RE: Какие еще цели ставит перед собой ваша ассоциация?
ДВ АПИТ: К сожалению, пока роль ассоциации у большинства наших коллег вызывает определенное непонимание. Возможно, мы создали ее немного раньше времени. Мы находимся в стадии формирования и поиска. Что касается Форумов, то мы не собираемся стать еще одной «туристической» компанией. Но ведь туроператоры не станут заниматься отраслевым туризмом, вот мы и проявляем инициативу в этом направлении. Для чего? Для того, чтобы создать мягкую инфраструктуру, наладить контакты между компаниями.
Есть еще одно направление: обучение, повышение квалификации сотрудников ИТ-фирм. Мы готовы предложить локальным игрокам свои услуги в этом направлении. Сегодня дефицит квалифицированных кадров — одна из самых больших проблем российского ИТ-бизнеса. А на Дальнем Востоке она стоит особенно остро. Все лучшие специалисты уезжают в Москву, в Санкт-Петербург, за рубеж. И удержать их нечем, с этим надо смириться. Но и здесь кому-то надо работать, готовить кадры, а ведь это дорогое удовольствие. Поэтому мы хотим объединить усилия на уровне отрасли. В этом году в Хабаровском крае разработана программа поддержки малого и среднего бизнеса, в которую мы вошли со своим проектом. Он рассчитан на несколько лет, его основная идея — создание выставочно-маркетингового центра. А для начала, в первый год, создание учебного центра. В рамках этой программы нам выделена небольшая сумма — около 65 тыс. руб.
CRN/RE: Какие функции у учебного центра? Ведь в крае уже есть учебные центры, созданные ИТ-компаниями.
ДВ АПИТ: Мы не будем конкурировать с ними, так как хотим сделать акцент на экономических вопросах, на проблемах управления фирмой, на искусстве продаж.
Почему мы считаем, что слушателей это заинтересует? Потому что для них это экономически выгодно. Ведь обучение стоит недешево. В качестве слушателей мы приглашаем всех, кому это интересно. Конечно, сотрудники компаний, вошедших в ДВ АПИТ, будут иметь некие преференции. Первоначально мы посчитали, что для членов Ассоциации цена за обучение будет ниже «общей» стоимости примерно на четверть: затраты на обучение разбиты на четыре части, одна часть — региональный грант, вторую оплачивает ДВ АПИТ за счет своих взносов, третью — организация, отправившая слушателя, а четвертую часть — сам слушатель. Мы считаем, что только так можно заинтересовать слушателя в получении знаний. Если говорить о конкретных цифрах, то, например, лекции по экономическим вопросам обойдутся слушателям не дороже 1 тыс. руб.
Кроме того, мы считаем, что наш учебный центр — это скорее набор технологий. Мы собираем аудиторию (как представителей ИТ-компаний, так и конечных пользователей, в зависимости от поставленной задачи), ищем место проведения, организуем питание. Эта программа была запущена в 2006 г. и реализуется, как нам кажется, достаточно успешно до сих пор. К нам обращаются как представители местных офисов вендоров, так и компании из Москвы, которые хотят встретиться с локальными партнерами. Для вендора это очень удобно. Во-первых, он сам не тратит время на подготовку, а передает эти функции нам. Во-вторых, это дешевле, чем услуги маркетинговых агентств. Мы не коммерческая структура. Если и берем какие-то деньги, то только на оплату расходов самой конференции. Кстати, это записано в нашем Уставе.
CRN/RE: Планируете ли в будущем что-то менять в проведении своих конференций?
ДВ АПИТ: Изменения обязательно будут. Они происходят каждый год. Так, в прошлом году удалась культурная программа, повезло с гидами. В этом — лучше прошла рабочая часть. В Японии на работу было отведено полдня, а здесь — целых два. При том что общее количество участников Форума — 57 человек, на каждом из докладов присутствовало 30–40 человек.
В следующем году, скорее всего, мы будем менять саму структуру финансирования, чтобы поездка состоялась в любом случае, независимо от участия в ней вендоров. Минимальный «набор» услуг в поездке будет оплачиваться самими участниками, а средства вендоров пойдут только на «улучшение» условий пребывания в стране. Кроме того, мы будем договариваться и с вендорами, и со слушателями, и с руководителями компаний о том, чтобы и сам форум, и туристическая поездка рассматривались как средство стимулирования продаж, как поощрение сотрудника за хорошую работу.
* SBA — Seoul Business Agency. Компания, часть акций которой принадлежит государству, занимается коммуникациями в сфере ИТ. Два основных направления деятельности: помощь своими ресурсами среднему бизнесу, помощь крупным компаниям, но уже не ресурсами, а иными средствами. SBA работает более чем с 30 тыс. корейскими компаниями. Кроме того, тесно сотрудничает с представителями других стран, в частности России.