Руководству Apple Computer Inc. следовало бы сейчас больше волноваться не в связи с приобретением компании Next Inc., а по поводу тревожной информации, поступающей из каналов сбыта: речь идет о затоваривании складов и широкомасштабных программах дополнительных скидок для избавления от излишков.
Вадим Злотников, эксперт компании Sanford C. Bernstein & Co., говорит, что запасы нереализованной продукции Apple опять увеличились до сентябрьского уровня. "Почти треть реселлеров сообщает о затоваривании. Они вынуждены активизировать использование имеющихся у них маркетинговых фондов", - говорит он.
Хотя ряд реселлеров утверждают, что избыток продукции обусловлен вялым сбытом, другие сообщают, что у них продажи Macintosh идут хорошо. Apple оставила информацию об уровне продаж и запасов без комментариев.
Тем не менее некоторые реселлеры высказывают мнение, что избыток продукции на складах будет стимулировать более активное продвижение продукции.
Источники среди реселлеров отмечают, что в конце 1996 г. дистрибьюторы, желая избавиться от чрезмерных запасов, выказывали готовность продавать ее по дилерским ценам уровня В (самым низким у Apple) или даже ниже.
"Apple приостановила в декабре исполнение ряда очень крупных контрактов (с дистрибьюторами), так что в январе их склады должны заполняться, - предположил один из реселлеров, не пожелавший назвать свое имя. - Они предлагают очень высокие размеры маркетинговых фондов и 2-3-месячное открытое финансирование".
Другой реселлер сказал, что недавно два американских дистрибьютора предложили продавать почти весь ассортимент продукции Apple по цене на два или более пунктов ниже дилерского уровня В. Между тем на "сером" рынке отдельные виды продукции уже продаются по цене на 4 пункта ниже уровня В.
В довершение ко всему Apple в декабре прошлого года объявила о серии скидок для покупателей Power Macintosh. Благодаря этим скидкам покупатели сэкономят от 150 до 450 долл. почти на каждой модели Power Mac. Скидки действовали до 19 января.
Митч Рот, совладелец компании MicroAge Infosystems Services, утверждает, что корпоративные продажи в последнее время упали почти до нуля, что связано с неопределенным будущим фирмы Apple.
Однако Эрик Валтон, вице-президент фирмы Entex Information Services Inc., уверяет, что "по продажам продукции Apple это был самый обычный квартал".
В то же время ряд реселлеров отмечают увеличение продаж. Кен Крич, главный управляющий фирмы ComputerWare Inc., говорит, что уровень розничных продаж составил в 1996 г. 98% от уровня предшествующего года. "Сбыт идет прекрасно", - заявляет он.
Хотя излишки запасов и использование маркетинговых фондов привели к снижению цен в каналах, это не может отрицательно сказаться на бизнесе компании. Apple в IV квартале прошлого года должна была достичь безубыточности. "Возможно, компания даже получит небольшую прибыль. Валовая прибыль от реализации продукции высокого качества приближается к 40 - 45%, так что некоторые резервы у них еще есть", - заметил Злотников.
Хотя компания Apple заявила о прибыли в 25 млн. долл. за III квартал, прошедший год оказался для нее самым плохим. В отчете 10-К для Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Apple заявила о существенном снижении объема продаж, числа реализованных компьютеров и доли фирмы на рынке за прошедший финансовый год. Уровень продаж за год упал на 11%, в то время как прибыль снизилась на 292% - беспрецедентный спад, вызванный, главным образом, списанием задолженностей со счетов.
В отчете 10-К также констатируется падение доли продаж Apple на мировом и американском рынках ПК с 8,7 до 5,4% и с 13,2 до 7,3% соответственно. Тем не менее разработка новых технологий продолжается, и свои последние достижения Apple анонсировала на четырехдневной конференции MacWorld в Сан-Франциско.