По моим подсчетам, в Ростовской области, где я работаю, доступ к Internet имеют около 2000 человек. Этого слишком мало, чтобы выносить однозначные суждения, но достаточно, чтобы говорить о тенденции. Попробуем проанализировать, какая именно информация пользуется наибольшим спросом.
Ажиотаж, вызванный появлением возможности заглянуть в «другую жизнь», стал проходить. За то, чтобы моментально попасть в Иерусалим или Бостон, приходится платить деньги, которых у подавляющего большинства абонентов не так много. Поэтому «свободным полетом» в пространстве Internet занимаются все меньше, а выбирают те серверы, где есть что-то нужное. Все больший интерес вызывают русскоязычные узлы. Однако при работе с русскими ресурсами Сети ощущается если не вакуум, то сильно разреженная атмосфера. И если не принимать во внимание московские и питерские серверы, то действительно разнообразной, часто обновляемой информации на просторах русской Internet встретишь немного.
Исторически сложилось так, что первые Web-серверы возникали у провайдеров, не имевших навыков, необходимых для создания читаемого, интересного информационного наполнения. Эта деятельность, по моему мнению, чем-то сродни выпуску популярной газеты. Компаний же, специализирующихся именно на публикации в Internet информации на русском языке, у нас пока единицы.
Взяв за основу статистику посещений около 100 различных серверов (по большей части расположенных вне Москвы), я попытался проанализировать, что же сегодня популярно.
Тут стоит сделать одно замечание. Правила учета посещаемости серверов в России до конца еще не устоялись и не везде понимаются одинаково. Абоненту, не искушенному в тонкостях, легко заморочить голову при помощи несложных трюков. Счетчики обращений не всегда работают корректно, в результате в отчетах число обращений к серверу может быть увеличено на порядок по сравнению с реальным. Если, скажем, на одной HTML-странице кроме текста расположены еще восемь картинок, некоторые счетчики отображают вместо одного девять обращений. Одни провайдеры делают это сознательно, сбивая посетителей с толку, другие просто не очень задумываются над тем, что же, собственно, подсчитывается. Есть и другая крайность: учитываются только те посетители сервера, которые вместе с текстом считывают и все графические изображения. У нас же около половины пользователей работают в режиме с отключенной графикой, экономя свое время и деньги.
Сегодня самая популярная информация в русскоязычной Internet связана с развлечениями, досугом, с тем, что можно назвать «частной жизнью». Яркие примеры — служба знакомств «Купидон» сервера «Новочеркасск On-line», посвященная преферансу страничка сервера Icomm. На втором месте по популярности стоит информация об Internet, ПО и поисковые сервера. Далее идут материалы от представительств различных компаний, новости серверов, справочная информация. А затем — «провал», так как бизнес, культура, искусство и политика отстают уже на порядок.
Сейчас остро не хватает различной справочной информации (адресной, телефонной и т.д.), информации о социальной, политической, экономической ситуации в регионах. Библиотеки с их безграничными ресурсами, за редким исключением, пока еще не доступны. Научная информация представлена, как правило, скупо, и найти что-либо узкоспециальное почти невозможно.
Ситуация не изменится, пока лицом к Internet не повернется государство. Оно должно сделать так, чтобы частному капиталу выгодно было вкладывать деньги в развитие информационных ресурсов Internet. Конкретный пример: город Ростов-на-Дону с его экономическим потенциалом сегодня практически не представлен в Сети. А ведь в Internet действуют те же законы, что и в шоу-бизнесе. Город можно «раскрутить», как раскручивают звезду эстрады или... политика. Internet — идеальная среда для этого.
Тот же Ростов можно «подать» так, чтобы заинтересовать западных инвесторов. Но делать это, на мой взгляд, следует в расчете не на крупный, а на средний капитал, который о Ростове имеет самое смутное представление. Кстати, нечто подобное уже начали осуществлять Владивосток и Калининград совместно с Национальной службой новостей. Самим ростовским провайдерам такая затея ни к чему. Но если их на определенный период освободить от части налогов, предоставить соответствующие полномочия, отношение фирм к подобным проектам может измениться. Выиграют от этого все.
Создание информационных ресурсов, связанных с частной жизнью, сегодня весьма привлекательно для небольших компаний. Это пользуется спросом, вот только качество информации, как правило, оставляет желать лучшего. Создание, к примеру, виртуального регионального журнала, посвященного интимной жизни, обречено на успех. На его страницах будет выгодно размещать рекламу. Однако делать это должны журналисты, а не компьютерщики. Обычно провайдеры об этом не думают, а другие компании недооценивают выгодность таких проектов. Интерес представляет и публикация различной справочной информации, тем более что значительная часть необходимой работы уже сделана. Почему бы не опубликовать в Internet справочники «Деловой Ростов» или «Магазины Ростова» компании «Город Н»? На той же странице будет уместна реклама, посвященная товарам для дома (что принесло бы дополнительную прибыль издателям).
Если бизнес-информация сегодня не пользуется большим спросом, это еще не означает, что бизнесу рано выходить на просторы Internet. В первую очередь озаботиться созданием своих страниц должны импортеры и экспортеры, а также те фирмы, чья деятельность выходит за рамки города или области. К сожалению, многие директора не понимают значения Internet. Ведь западные компании уже сейчас интересуются наличием Web-сервера у российского партнера при оценке его надежности. Более того, наша организация как провайдер периодически получает запросы (из стран СНГ или Европы) о том, кто в Ростовской области занимается тем или иным бизнесом.
И в заключение о платной информации в русскоязычной Internet. Пока таковой немного. Тех, кто хочет зарабатывать подобным образом деньги, должен предупредить: сегодня это тупиковый путь. Подавляющее большинство отечественных пользователей не только не хочет, но и не может платить. Перспективнее создать интересную страничку и продавать рекламу на ней.
Владимир НестеровРуководитель информационного центра Новочеркасского городского узла электросвязи (компания—поставщик услуг Internet)