Сегодня всем, похоже, ясно, что Интернет — золотая жила. Он словно создан для того, чтобы каждый желающий разбогатеть, мог это сделать. Энтузиасты многочисленны; коммерческих проектов в русском Интернете, увы, гораздо меньше. По разным причинам медленно «раскручиваются» интернет-магазины и интернет-кафе, мало оперативных служб. Но мало не значит, что их нет вовсе. Некоторые из подобных предприятий процветают и приносят неплохую прибыль. Их опыт может представлять интерес для интернет-реселлеров.

Революционная роль Интернета заключается в том, что он в буквальном смысле ломает границы государств, позволяя людям общаться между собой, невзирая на расстояния. Нет ничего удивительного в том, что всемирная Сеть быстро превратилась во... всемирную Сваху. По популярности сайты виртуальных брачных агентств уступают только порнографическим и эротическим серверам.

В октябре 1996 г. в Новочеркасске открылась Служба знакомств «Купидон», предлагающая заинтересованным лицам за определенную плату разместить свою анкету и две фотографии в разделе «Брачные объявления» WWW-сервера Информационного центра Новочеркасского городского узла электросвязи. Дальнейшая схема такова: любой, имеющий доступ к Интернету человек (в первую очередь имеются в виду, конечно, иностранцы) может, заглянув на сайт «Купидона», просмотреть фотографии потенциальных спутников жизни. Если кто-то ему нравится, он отправляет в агентство электронное письмо; «Купидон» в течение суток оповещает избранницу (или избранника). С ее (его) согласия приславшему письмо сообщается телефон, по которому и продолжается «очно-заочное» знакомство...

В брачное агентство тихого, почти деревенского Новочеркасска в месяц обращаются до 30 тыс. пользователей Интернета, в основном — с Запада. Состоялись уже две очные встречи, одна из клиенток агентства готовит выездную визу. Для сравнения: за тот же период брачное агентство Таллинна составило 8 партий, зарегистрировавших браки. Но Таллинн-то — большой город! Соответственно и количество обращений на его сервер, и число желающих разместить там информацию о себе гораздо больше. Это, кстати, сказывается и на системе оплаты услуг: крупному, известному агентству намного выгоднее информацию о своих клиентах размещать бесплатно, а деньги брать с тех, кого она интересует.

Весьма полезно для брачного агентства стать членом международной системы подобных компаний, такой, как Orwell Maritime. С одной стороны, это способствует повышению его деловой репутации, с другой — помогает в поиске клиентов.

Говорить об устоявшихся ценах в России пока рано, их нет, есть только тенденции. Размещение информации на сайте на срок до 6 мес стоит клиенту от 60 до 180 тыс. руб.; пересылка электронного письма — 6—20 тыс. Адрес иностранного партнера (когда абонент выбирает в специальных изданиях или на месте в агентстве по фотографиям заинтересовавшего его иностранца) — от 30 до 50 тыс. Может взиматься дополнительная плата за перевод (до 60 тыс. за страницу), за сканирование фотографий — до 30 тыс. за снимок. Деньги не такие большие, но эти расценки позволяют существовать мелким агентствам. Крупные обычно берут с иностранцев стандартную таксу — 5—10 долл. за адрес с телефоном.

В любом случае сайт брачного агентства — привлекательнейшее место для размещения рекламы. Если у «Купидона» 30 тыс. обращений в месяц, что в общем-то немало для провинциального российского сервера, то у крупного агентства — те же 30 тыс., но уже в день. На Западе есть серверы, регистрирующие до полумиллиона обращений в день! Поток писем тоже различный — ежедневно от одного до двух тысяч. Поскольку обрабатывать их провайдеру некогда, да и не нужно, выгоднее всего перепоручить это занятие специально созданной структуре. Успех работы будет в равной мере зависеть и от ISP (нужно разместить массу ссылок на свой ресурс, в том числе и платных), и от его партнера — агентства. Оно, помимо работы с письмами, может организовать целый технологический процесс: встречу иностранца в аэропорту, размещение в отеле, доставку цветов по заказу, видеосъемки по заказу, работу с печатными СМИ... Последнее в России особенно важно. Если в Америке Интернет — будничное явление, то у нас в значительной мере — экзотика, доступная далеко не каждому. Поэтому размещение анкет и фотографий в региональной прессе может существенно упростить продвижение агентства на местном рынке.

Брачное агентство в Интернете может стать прибыльным бизнесом, если будут соблюдаться многочисленные условия, о которых говорилось выше. Но не стоит недооценивать сложность этой задачи. За последние полгода в русском Интернете возникли и канули в Лету около двух десятков брачных агентств.