Как показать своим партнерам, что ты действительно в них заинтересован и собираешься работать с ними так долго, как они сами того захотят? Конечно, нужно привезти к ним Большое Начальство, которое, может быть, и не скажет чего-то нового, но само его появление станет очень красноречивым свидетельством серьезности намерений. Значит, фирма настолько заинтересована в местном рынке и местных партнерах, что сам Президент смог выбрать время и приехать в какой-нибудь Урюпинск.
Сравнение Москвы с Урюпинском хромает (как, по утверждению классика ленинизма, и всякое сравнение), но, похоже, именно презентационные цели преследовал недавний приезд в Россию президента Oki Data Corporation Масатаки Ямамото (на снимке справа) и главного управляющего подразделения международного бизнеса Oki Europe Терри Лейдлоу в сопровождении других высокопоставленных руководителей Oki. Посещение Москвы проходило в рамках симпозиума «Деловые решения от Oki’97». Трудно сказать, почему турне руководства было названо «симпозиумом», видимо, для солидности. Но, как бы то ни было, со 2 по 10 сентября бригада начальников засвидетельствовала свое почтение четырем европейским столицам (кроме Москвы, еще и Будапешту, Праге и Варшаве), и нас как патриотов не может не радовать тот факт, что Москва оказалась первой в этом списке.
Симпозиум был посвящен рассказу об общей стратегии компании (включая такую совершенно специфическую вещь, как «генерация улыбки Oki») и новым продуктам, которые появятся на рынке в течение осени (об этом см. статью на с. 37). Как сообщил в своем выступлении г-н Лейдлоу, «этот симпозиум — первый и приурочен к 5-летию образования европейского отделения компании».
Восточной Европе сегодня уделяется особое внимание как растущему и перспективному рынку, причем настолько большое, что на традиционный вопрос представителей прессы о возможности размещения производственных мощностей в России был дан в целом положительный ответ: да, разместим, если будет достаточный спрос. Интересно, что был получен ответ и на не менее традиционный вопрос об объемах продаж в России. Оказалось, что в течение 1996 г. было импортировано свыше 10 тыс. принтеров Oki, а в текущем году ежемесячные объемы продаж возросли в 4–5 раз.
Не был обойден вопрос о схемах поставки продукции Oki в нашу страну. На первый взгляд казалось бы логичным поставлять, скажем, принтеры Oki (как и многое другое компьютерное «железо», в основном производящееся в Юго-Восточной Азии) не с завода в Европе, в частности в Шотландии, а из Японии. Однако, по словам некоторых импортеров, ввоз через таможни дальневосточных городов сопряжен с некоторыми трудностями, и зачастую оказывается дешевле растаможивать товар, например из Тайваня, в Москве, а затем везти его во Владивосток или Хабаровск. Кроме того, если поставки идут по «белому» каналу, встает вопрос о сервисном обслуживании пользователей, русскоязычных инструкциях и соответствующих драйверах (именно с этим были большие проблемы, когда импортом продукции Oki занимались крупные японские торговые дома). Тем не менее руководство Oki в этом отношении обещало быть по возможности гибким, и если спрос на востоке России окажется достаточно велик и выяснится, что выгоднее доставлять оборудование из Японии, то так и будут делать. Но партнеры по сбыту будут по-прежнему контактировать с европейским отделением.
А в октябре в Москву приезжает Билл Гейтс...