Два года назад, задолго до того, как большинство крупных поставщиков ПО успели хотя бы присмотреться к рынку малого бизнеса, Microsoft Corp. включила его в сферу своих интересов.

Теперь, затратив значительные средства на разработку и маркетинг продуктов, эта компания стала лидером по поставкам технологий и бизнес-приложений на этот большой и развивающийся рынок.

Согласно данным Управления по малому бизнесу (U. S. Small Business Administration), именно он обеспечивает 53% рабочих мест, дает 47% общего объема продаж в США и 50% валового национального продукта в частном секторе.

Office 97

  • Пакет Small Business Edition дебютировал в начале этого года.
  • В пакет включены программы Word, Exсel и Internet Explorer.
  • В числе новых средств — программа Outlook.

По данным исследовательской компании Business Research Group, в малом бизнесе число компаний, использующих компьютеры, возросло за период с 1994 г. по 1997 г. с 71 до 91%, а число компаний, использующих ЛВС, с 13 до 56%.

По словам руководителей Microsoft, в 1995 г. небольшие компании уже приобретали ее продукты, однако именно тогда компания приняла решение активизировать деятельность по привлечению интереса к своим продуктам со стороны малых фирм и по решению проблем, возникающих в малом бизнесе.

Была создана исследовательская группа, призванная выявить проблемы, задачи и потребности малых предприятий. Группа провела большое число опросов и исследований, данные которых помогли Microsoft разработать программный продукт специально для небольших компаний.

Им стал Office 97, Small Business Edition, дебютировавший в начале этого года.

В Office 97, Small Business Edition включены популярные программы Word, Exel и Internet Explorer, а также ряд специальных программ и инструментов для малого бизнеса.

В числе новых средств, включенных в пакет, программа Outlook, которая помогает пользователям осуществлять контакты, составлять графики работ и контролировать состояние проектов, готовящиеся документы и электронную почту; средства связи через Интернет и единые для всего пакета для коммуникации и публикации; а также система Office Assistant, благодаря которой пользователи могут задавать системе вопросы (на обычном английском языке) и получать пошаговые инструкции по выполнению задач.

Кроме того, в пакет включены программа Publisher — самая продаваемая настольная издательская система для Windows; компьютерный путеводитель Automap Streets Plus, в котором представлены даже улицы; программа для анализа финансовой деятельности Business Financial Manager.

«Office 97, Small Business Edition — это наш флагманский пакет для малого бизнеса, — сказал Том Бейли, менеджер по продукции в отделении приложений для настольных систем Microsoft. — Мы вложили большие средства в изучение потребностей малого бизнеса и разработку продукта для их удовлетворения, а теперь вкладываем большие деньги в его маркетинг».

Согласно данным о продажах, опубликованным компанией по исследованию рынка PC Data, маркетинговые усилия Microsoft приносят плоды при продаже обновленных версий программ, но не очень эффективны с точки зрения продвижения продуктов, впервые выпускаемых на рынок.

За период с марта по май реализована 21 тыс. копий обновленных версий на сумму около 4 млн. долл., а новых продуктов за тот же период продано всего 174 экземпляра на сумму 77 тыс. долл.

Чтобы понять потребности, настроение и чаяния небольших компаний, Microsoft потратила на исследования более 25 тыс. часов рабочего времени, сообщил Пол Бэзли, генеральный менеджер группы Microsoft по маркетингу продуктов для малого бизнеса.

«Опрос владельцев тысяч небольших компаний показал, что им нужны интегрированные инструменты, которые бы удовлетворяли их нужды, были легки в освоении и применении, и давали возможность использовать Интернет», — сказал он.

Наряду с программными средствами Microsoft также предлагает целый ряд разнообразных средств и услуг для бизнеса, — сказал директор этой группы Найджел Бартон.

Примерно год назад был создан совет Microsoft по малому бизнесу (Microsoft Small Business Council), состоящий из владельцев небольших предприятий и экспертов и призванный распространять информацию, необходимую компаниям для применения информационных технологий в решении задач маркетинга, развития бизнеса и обслуживания заказчиков.

Microsoft также разработала программу «Америка на работе» (America at Work) по выпуску серии видеофильмов о владельцах небольших предприятий, использующих информационные технологии. Она бесплатно поставляется VAR’ам, а также распространяется через такие организации, как Центры развития малого бизнеса (Small Business Development Centers).

Еще одна инициатива в этой области — образование совета Microsoft по сотрудничеству в области технологий для малого бизнеса (Microsoft Small Business Technology Partnership Board), который обсуждает новые технологии и способы их применения для задач малого бизнеса.

Microsoft имеет Web-узел для малого бизнеса (адрес http//www.microsoft.com/ smallbiz), где оперативно публикуются новости, комментарии, а также советы, как создать свое небольшое предприятие, как вести и развивать свой бизнес.

Хотя Microsoft и специализируется на разработке горизонтальных приложений, она рассматривает рынок малых предприятий не как гомогенное сообщество, а как разнородное с различными потребностями.

«В юридической фирме с 99 сотрудниками и 50 персональными компьютерами к технологиям относятся совершенно иначе, чем в пекарне с шестью работниками и тремя ПК», — сказал Бэзли.

При разработке своей стратегии, призванной обеспечить поставки продуктов, удовлетворяющих различные потребности, Microsoft учитывает такие факторы, как соотношение количества ПК и числа служащих, трудозатраты на обработку информации, а также квалификацию сотрудников компаний в области компьютеров.

«Мы считаем, что существуют большие возможности в сфере поставок систем для компаний с числом сотрудников менее 100 человек и количеством ПК от 5 до 25, — говорит Бэзли. — Мы видим хорошие перспективы и для реселлеров, поставляющих на этот рынок офисные приложения и серверы».

В рамках своей ориентации на «продажу платформ» Microsoft разрабатывает сокращенную версию серверного пакета BackOffice, предназначенную для небольших предприятий.

Хотя Microsoft и представила предварительное описание новой программы на состоявшейся в мае в Орландо конференции Fusion 97, ни Бэзли, ни Бейли не сообщили о ней ничего нового.

«Ориентируясь на малый бизнес, Microsoft сократила пакет Office и намерена продвигать этот продукт, поэтому выпуск сокращенной версии BackOffice для небольших предприятий выглядит весьма вероятным», — сказал Пол Джованни, владелец VAR-компании Technical Support LLC.