Компания IBM провела в Берлине вторую ежегодную конференцию IBM IOD 2009 для партнеров и клиентов региона EMEA, посвященную стратегии Information on Demand («Информация по требованию») и собравшую более 2 тыс. участников. Состоялись 400 сессий, причем 100 докладов сделали клиенты и бизнес-партнеры вендора.
Основной идеей концепции Information on Demand с момента ее появления несколько лет назад была оптимизация использования информации. Так же, как в рыночной экономике существует этап первоначального накопления капитала, так и последние три десятилетия компании стремились к тому, чтобы сделать свои информационные ресурсы электронными. В этот период автоматизация сама по себе была серьезным конкурентным преимуществом. Но теперь, когда «электронный информационный капитал» уже накоплен, на повестке дня стоит эффективная работа с этим «капиталом», то есть оптимизация применения информационных ресурсов для бизнеса, использование информации («information agenda»); и это, как полагает Амбуй Гойал, глава подразделения IBM Information Management, станет главным трендом следующих двух десятилетий.
Ключевыми словами для IBM IOD 2009 стали «smarter planet» («разумная планета») и «smarter business» («разумный бизнес»). Разумный подход означает в первую очередь рациональное использование ресурсов, причем речь идет не только о сокращении издержек, но и о создании благодаря этому новых возможностей. Оптимизировано с помощью «разумных ИТ» может быть все, но в качестве наиболее перспективных направлений IBM предлагает финансы и страхование, транспортную отрасль, управление цепочками поставок, розничную торговлю, телеком, сферы здравоохранения и управления городским хозяйством.
Оптимизация вместо автоматизации
Оптимизация управления невозможна без аналитики и верных данных («trusted information»). По данным IBM, 52% экспертов и менеджеров пользуются в своей работе информацией, которой они не доверяют, управленцы тратят до двух часов ежедневно на поиск сведений, половина которых вообще не имеет для них реальной ценности. Бриджит Ван Кралинген, директор североевропейского подразделения IBM Global Business Services, привела данные исследования, проведенного IBM в марте нынешнего года, — каждый третий руководитель принимает решение, не располагая нужной информацией, а 53% управленцев не имеют доступа к внутренней информации своих компаний, которая им необходима для принятия решений. Причем сами электронные данные существуют, но инструментов для их использования нет.
Как отметил в своем докладе Амбуй Гойял, решения для бизнес-аналитики и оптимизации (Business Analytics & Optimization, BAO) изменят современный бизнес и станут для него такой же насущной необходимостью, как в свое время ERP и CRM. По данным опроса компаний, которые привел Гойял, в текущем году темпы роста расходов на решения по оптимизации бизнеса вдвое превышают аналогичный показатель расходов на автоматизацию. Привычная схема реагирования на уже произошедшие изменения не годится — компаниям требуется прогнозирование и планирование, что без аналитических инструментов просто невозможно.
Роб Эш, глава подразделения IBM BI and Performance Management, в своем выступлении рассказал о трендах в области управления информацией (Data Managment). Это баланс между ИТ и бизнес-задачами, Social Computing (социальные «вычисления» — модели, программные и технические средства для работы социальных систем и взаимодействий, например ПО и инструменты для социальных сетей, блогинга, вики-справочников и т. п.), работа с текстовыми и неструктурированными данными, «облачные» вычисления.
«Как ИТ-профессионалы, мы слишком концентрировались на технологиях и недостаточно на самой информации. Сегодня для любого бизнеса критически важно иметь инструменты для работы с огромной вселенной внутренней и внешней информации. Сегодня это ключевой приоритет для руководителей и ИТ-менеджеров», — сказала гостья конференции, вице-президент по инфраструктуре управления информацией аналитической компании Gartner Регина Касонато, отметив, что четкой стратегией работы с информацией располагают лишь некоторые компании.
Аналитик IBM Стивен Миллер (США) рассказал о том, как компании теряют деньги на нерациональном использовании и хранении информации. По опросу CIO, проведенному в 2009 г. компанией Gartner, 21% клиентов снизили затраты на ИТ, 33% оставили прежний объем, 46% — слегка увеличили. При этом, как показывают данные Forrester Report, в США в прошлом году 68% предприятий главной ИТ-задачей назвали поддержание существующей ИТ-инфраструктуры, 32% — новые проекты. Рост количества информации и данных, с которыми работает компания, приводит к непосредственному росту расходов — это и растущие затраты на энергопитание и охлаждение серверов, и возрастающий ущерб от утечек информации. Для снижения затрат предлагается использовать сжатие данных, исключить дублирование информации, разрабатывать визуализацию данных из единого хранилища, использовать ярусное хранение их — то есть использовать системы нескольких типов, различающихся по стоимости, производительности, емкости и функциональности.
Прозрачный мир
В числе источников все растущего количества информации оказались и данные RFID-систем. Пол Чанг, руководитель подразделения IBM Strategy and Market Development, объяснил, как IBM видит развитие «разумных» RFID-технологий. Если практически все товары и их комплектующие в производственном цикле будут снабжены RFID-метками, это позволит прослеживать цепочки поставок, оперативно производить отзыв и замену партий товара с браком. В пищевой промышленности идеальная система с использованием RFID выглядит вообще фантастично. Метками могут снабжаться паллеты с фруктами, и при наличии единой информационной системы для производителя (фермы), оптового склада и розничных магазинов производитель и оптовик могут планировать свои действия исходя из онлайн-данных о розничных продажах или оперативно готовить замену партии в случае, когда товар по каким-то причинам испортился. RFID в пищевой промышленности поможет избежать ситуации с тотальным изъятием из продажи всех товаров определенного вида (например, мяса, в связи с заражением одной партии из конкретного региона).
Одним словом, в товарных цепочках будущего каждая мелочь будет взята на учет в прямом смысле слова, причем в реальном времени. Впрочем, технология RFID недешева, и предприятию необходимо найти баланс между выгодой от ее использования и своими издержками. Главной проблемой в области RFID-технологий Пол Чанг назвал тем не менее не это, а недостаток понимания и стратегического мышления у компаний.
Коллективное творчество
Главной идеей концепции IOD и Smarter Planet в конечном счете становится ставка на разум и творческий подход в поиске новых идей. Именно поэтому одним из важных гостей конференции стал Франс Йоханссон, бизнес-тренер из США, автор книги «Эффект Медичи». Основная идея Йоханссона не нова — это междисциплинарный подход, то есть использование идей и методов одной сферы деятельности в другой. Как пример он приводит расцвет Флоренции во времена правления семьи Медичи, когда в город были приглашены для работы одновременно множество ученых, художников, философов, что создало благотворную среду для творческих достижений. Как современный пример приводится создание архитектором Миком Пирсом офисного центра в Зимбабве, где вместо традиционного кондиционирования используется технология естественного охлаждения, позаимствованная у... термитов, что позволило сократить расходы на охлаждение здания в 10 раз. В IBM полагают, что сегодня «взаимное опыление идеями» может происходить между специалистами по ИТ, пользователями и экспертами из областей, совершенно не связанных с информационными технологиями.
Ганс Келер-Крюнер, руководитель консалтинговой компании AIIM International, также обратил внимание на все возрастающую роль «человеческого фактора» во взаимодействии ИТ и бизнеса. При этом имеется в виду не наличие квалифицированных ИТ-экспертов, как это было еще несколько лет назад. Сегодня куда более важны инструменты коллективного действия и использования ИТ.
«В 70-е, когда CIO хотели понять, что им нужно покупать, они спрашивали IBM, в 80-е — Andersen Consulting, в 90-е — Gartner, а в 2000-е они спрашивают друг друга», — цитирует он эксперта SAP Чарльза Зедлевски. В области управления инновациями появляются такие термины, как «Open Innovation» или «Crowdcasting» — то есть создание сетей по обмену идеями. Эти же идеи лежат в основе концепции Enterprise 2.0. Как показал прошлогодний опрос AIIM International, 69% предприятий хотели бы с ее помощью улучшить взаимодействие сотрудников, 56% — повысить осведомленность о коллективных экспертных знаниях. Причем наиболее важными инструментами коллективной корпоративной работы на принципах Enterprise 2.0 были названы вики-справочники, социальные сети, поисковые системы, блоги и системы RSS-сообщений. Еще недавно актуальной была командная работа сотрудников, однако сегодня акцент с team-workers сместился к Extended-workers, то есть активно участвующим, всегда находящимся в онлайне, готовым поделиться своими знаниями, действующим публично и прозрачно.
Тренды, обозначенные IBM на IOD 2009, говорят о том, что успешными станут те ИТ-компании, которые смогут предложить клиентам решения, использующие не только передовые ИТ, но и позволяющие максимально задействовать интеллектуальные и экспертные ресурсы их собственных сотрудников.