В этом номере мы объявляем результаты очередного проекта редакции CRN/RE, посвященного региональному ИТ-бизнесу, — «25 лучших региональных компаний 2009». Предыдущий рейтинг проводился два года назад, его результаты были опубликованы в № 15 за 2007 г.

Напомним, что исследования, посвященные региональным ИТ-рынкам, проводятся редакцией CRN/RE регулярно. Нынешнее — четвертое. Первый рейтинг был «запущен» в 2001 г., тогда он назывался «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний». Спустя почти три года во втором рейтинге оценивались уже не личные и деловые качества руководителя, но бизнес компании: его масштабы, динамика, развитие новых направлений, уровень корпоративного управления, репутация на рынке. Еще через три года, летом 2007 г., мы повторили исследование. Результаты конкурса показали, что на российском ИТ-рынке произошли заметные изменения. Крупнейшие локальные игроки не только следовали общим тенденциям, но и сами формировали рынки своих регионов.

В борьбе за клиента в условиях усиливающегося соперничества (как с местными коллегами, так и с «варягами», пришедшими из других регионов) региональным ИТ-компаниям приходилось прилагать немало усилий, чтобы укрепить свои позиции. Некоторые игроки развивали новые направления деятельности, диверсифицируя свой бизнес, другие, наоборот, — выбрали специализацию, сконцентрировались на наиболее интересных сферах деятельности. И те и другие наращивали квалификацию сотрудников, работали над повышением капитализации собственных торговых марок. Отдельно стоит отметить, что в региональных компаниях стали задумываться над построением профессионального менеджмента. В ряде фирм собственники отошли от оперативного управления и передали его наемным менеджерам. В 2007 г. мы отмечали положительную тенденцию: период, когда решения о взаимодействии с тем или иным игроком рынка принимались руководителем компании исключительно на основе «человеческого фактора», уже практически закончился. На первое место стали выходить другие критерии работы компаний — ее бизнес-показатели...

Прошло еще два очень непростых года. Что же произошло на российском ИТ-рынке? Как развивались региональные компании? «Посмотрел я на рейтинг 2007 г. Посмотрел итоги этого года... Прав был Пушкин: „Иных уж нет, а те далече“» — так прокомментировал один из наших экспертов результаты рейтинга «25 лучших региональных компаний 2009». Действительно, на первый взгляд кажется, что список финалистов радикально изменился: в нем отсутствуют некоторые ставшие хорошо известными имена, на смену им пришли те, которые не были на слуху в последнее время. Несомненно, основной причиной изменений в расстановке сил на региональных ИТ-рынках стал кризис. Увы, не все игроки смогли удержать позиции. А некоторые не смогли сохранить и свой бизнес. Но, по мнению наших экспертов, списывать все изменения в итоговой таблице только на кризис нельзя. В течение всего времени, прошедшего с прошлого рейтинга, на ИТ-рынке не прекращались процессы слияния и поглощения, появлялись новые серьезные игроки, теряли позиции старые. Мы наблюдали это в течение всего 2007 г. и в первой половине 2008 г. Итогом этих двух лет и стал рейтинг «25 лучших региональных компаний 2009».

Чуть позже мы представим тех, кто вошел в число 25 лучших, а пока расскажем подробнее о методике, на основе которой определялись победители рейтинга.

Методика рейтинга

Для выбора «самых лучших» были использованы экспертные оценки. На подготовительном этапе редакция CRN/RE составила предварительный список кандидатов из числа региональных ИТ-компаний. В этом году в него вошли победители трех предыдущих рейтингов, лучшие партнеры, названные вендорами и дистрибьюторами по итогам работы в 2007–2008 гг. Кроме того, при составлении списка учитывалась информация, предоставленная региональными ассоциациями ИТ-компаний (за что редакция CRN/RE выражает им искреннюю благодарность). В этом году в предварительный список вошли 164 компании (в 2007 г. в нем было 202 кандидата). Заметим, что в предварительный список были внесены все региональные компании, отвечающие указанным ниже критериям, в том числе и те, которые на момент составления списка стали участниками дел о банкротстве, но не были официально объявлены банкротами.

Из составленного таким образом предварительного списка каждый эксперт мог выбрать не более 25 компаний, которые, по его мнению, достойны стать победителями рейтинга. После этого эксперт должен был оценить по десятибалльной шкале каждую из выбранных компаний по следующим критериям: «Масштабы и динамика бизнеса компании», «Профессионализм команды», «Репутация на рынке» и «Устойчивость в период кризиса». Как и раньше, экспертами стали руководители подразделений по работе с партнерами, департаментов продаж, отделов маркетинга ведущих зарубежных и отечественных производителей, дистрибьюторских компаний, имеющих большие партнерские сети, а также руководители отраслевых ассоциаций. Всего в качестве экспертов выступили представители 50 компаний (в двух — решения принимались коллегиально). Предлагаемый список претендентов был «открытым», т. е. эксперты по своему усмотрению могли его дополнять. В окончательный список вошли 173 компании: за них был отдан хотя бы один голос.

Победители рейтинга определялись простым подсчетом голосов, отданных за кандидатов. 25 компаний, чаще других упоминавшиеся в анкетах наших экспертов, и вошли в список призеров.

Поздравляем победителей!

Редакция не ставила задачу ранжировать компании по количеству набранных голосов, поэтому во врезке «Победители рейтинга» они перечислены в алфавитном порядке.

И все же явного лидера, набравшего 38 голосов, необходимо назвать: это новосибирская компания НЭТА. Как и в прошлом году, этот игрок обогнал своих коллег с заметным отрывом: компания, идущая следом, получила 29 голосов.

Среди «25 лучших» немало фирм, хорошо известных не только в своем и соседних регионах, но и на ИТ-рынке страны. Основной итог рейтинга можно сформулировать так. Несмотря на существующее мнение, что региональные рынки стагнируют и умирают, региональные компании продолжают успешно развиваться: появляются новые имена, но и хорошо известные игроки также остаются в числе лидеров.

Насколько изменился список победителей по сравнению с 2007 г.? В 2009 г. в него попали всего пять (!) новичков. И это при том, что в 2007 и 2004 гг. этот перечень обновлялся практически наполовину. Хотелось бы особо отметить, что пять компаний-победителей этого года: «ICL-КПО ВС», «Арсенал+», «Владос», ИТ-холдинг «Корус АКС» и НЭТА (перечислены в алфавитном порядке) — стали лауреатами регионального рейтинга CRN/RE в четвертый раз. А еще пять финалистов — «ИВС», НТЦ КАМИ, «РЕТ», «Синтез Н», «Стек» — занимают свое место в списке лучших региональных компаний уже три раза подряд, начиная с 2004 г.

Разумеется, наш выбор «лучших» (как, впрочем, и практически любое экспертное мнение) может вызвать возражения. Возможно, в него не вошли некоторые ИТ-компании, которые считаются лидерами (не исключено, заслуженно) своих региональных рынков и вполне могли бы претендовать на победу. Наверное, стоит пояснить, почему так происходит.

Во-первых, выбор «лучших» во многом зависит от того, кто выбирает. Мы это хорошо понимаем и с каждым разом стремимся не столько увеличивать количество экспертов, сколько привлекать представителей разных сфер бизнеса (в частности, больше привлекать экспертов из «софтовых» компаний). Интересно, что в этом году список «судей» сильно изменился по сравнению с 2007 г.: из 49 компаний 16 не принимали участие в голосовании два года назад. При этом, как мы отмечали, существенных перестановок в рядах победителей не произошло. Говорит ли это о том, что нам удалось выделить «костяк регионального бизнеса»? Или в условиях кризиса эксперты выбирали компании из числа тех, «кто в последнее время был на слуху и о ком пока еще не распространялась негативная информация»? Получить однозначный ответ, скорее всего, можно будет только после подведения итогов следующего рейтинга. Конечно, мы понимаем, что опросить всех производителей и дистрибьюторов, работающих на российском ИТ-рынке, просто невозможно. И не только потому, что этих компаний очень много, но и потому, что представители многих из них просто не смогут выступить в роли экспертов. Ведь наш конкурс, а соответственно и выбор экспертов подвержены «канальному смещению» — по очевидным причинам на первом плане у нас находятся «передовики» канала сбыта. Поэтому шансов попасть в число победителей рейтинга даже у очень профессиональных, но узкопрофильных компаний, например, занимающихся исключительно внедрением ПО, практически не было. И это легко объяснить — широкопрофильные и мультивендорные компании знакомы гораздо большему числу экспертов.

Так что, несмотря на все наши старания провести объективный конкурс, мы допускаем, что доля субъективизма в нем еще достаточно высока. И в принципе, если бы список наших экспертов был другим, то и в составе победителей, возможно, произошли бы небольшие изменения. Ведь несколько компаний-претендентов не вошли в него, недобрав голоса всего 1–2 экспертов.

Как и в прошлый раз, мы называем те компании в алфавитном порядке, которые смогли набрать более четверти голосов наших экспертов, но не вошли в число призеров (см. «Потенциал» российского рынка).

В этом году в список претендентов на победу вошли 22 фирмы — практически можно составить отдельный рейтинг. Среди тех, кому не хватило «совсем чуть-чуть», есть и компании—победители наших рейтингов, и такие, которые подходили «близко-близко», но так и не смогли переступить заветный рубеж, есть и новички. Особенно приятно отметить то, что в этом году наши эксперты достаточно высоко оценили работу софтверных компаний. Две из них, ростовская «Инстанта Дистрибьюшн» и «СКБ Контур» из Екатеринбурга, вошли в список потенциальных претендентов на победу. Возможно, если бы больше экспертов представляли вендоров и дистрибьюторов, специализирующихся на поставке ПО, эти компании заняли бы место среди победителей.

Напомним, что два года назад потенциальными лидерами следующего рейтинга было названо 10 региональных компаний. Две из них в этом году заняли места в топ-25.

Редакция CRN/RE от всей души поздравляет победителей рейтинга «25 лучших региональных компаний 2009»!

Что помогло финалистам выиграть? Об этом расскажут те, кто их выбирал: представители вендорских и дистрибьюторских компаний.

Мы задали экспертам четыре вопроса, ответы на которые, как нам кажется, объясняют, за что ценят поставщики тех или иных партнеров из регионов:

  1. Почему вы так высоко оценили работу этой компании? Почему вы считаете, что данная компания достойна войти в число победителей рейтинга «25 лучших региональных компаний»?
  2. Что вам нравится в работе данной компании?
  3. Изменились ли ваши (как поставщика) отношения с данной компанией за последние два года? В период кризиса? Если изменились, то как? Как вы думаете, с чем связаны данные изменения (или если таких изменений не было, то почему)?
  4. Какие особенности («изюминки») есть у данной компании?

В связи с ограничениями по объему статей мы не смогли привести мнения всех экспертов, а выбрали для публикации только самые интересные.

Более подробную информацию о компаниях-победителях см. на сайте www.novostiitkanala.ru в разделе «Исследования».