Руководитель компании: Тушов Андрей Викторович
Что-то добавить к сказанному нашими экспертами об этой компании сложно.
«Марвел»: «Сбалансированная компания, которая стабильно развивается на протяжении многих лет, хорошо работает во всех направлениям своего бизнеса. Наши отношения с ней в последнее время не изменились, вполне понятно почему. Обе стороны четко выполняли взятые на себя обязательства. Что же касается „изюминок“, то это: активное использование современных технологий в бизнесе. В некоторых вопросах нам есть чему у них поучиться».
Epson: «Развитая розничная сеть, причем не только в Уфе, но и в других городах Башкирии. У компании сильные позиции и в корпоративном сегменте. Несмотря на недавнюю реструктуризацию, она сохранила стабильное положение на рынке. В работе этой команды нам нравится открытость и инициативность сотрудников, быстрота реакции, желание использовать новые возможности. А ее „изюминка“ — это молодой и активный коллектив».
RSI: «Крупнейший игрок в регионе».
Hewlett-Packard: «Один из двух крупнейших игроков ИТ-рынка Башкирии. Работает как в рознице, так и на корпоративном рынке. Имеет разветвленную сеть филиалов в Уфе и других крупных городах республики. Является сервисным центром по ряду наших продуктов. Занимает лидирующие позиции по продаже всех трех направлений: IPG, PSG, TSG».
«Мерлион»: «„КламаС“ — это грамотная ассортиментная политика».
«Аксофт»: «Не удивительно, что компания, магазины которой находятся практически во всех городах Башкирии, входит в число лучших. Являясь крупнейшим оптовым и розничным поставщиком компьютерной техники в регионе, „КламаС“ активно расширяет сферу своей деятельности, в том числе за счет поставок ПО. Хочется отметить грамотных специалистов компании, которые всегда четко понимают, что им требуется, и чем мы можем быть полезны».
«Тайле»: «Компания работает на компьютерном рынке Уфы уже не первый год и показала себя как команда специалистов своего дела. Это — одна из самых крупных компаний в регионе с сетью магазинов по республике и в Магнитогорске. Завоевала своего покупателя качеством и профессиональным подходом к обслуживанию. Ее характеризуют оперативность, открытость, однозначность в принимаемых решениях: если „КламаС“ говорит „да“, то это „да“ на 100%. За последние два года мы стали ближе, в буквальном смысле слова. Осенью прошлого года в Уфе открылся наш филиал, и сотрудничество стало теснее. „Изюминкой“ компании можно назвать инновационность: ребята всегда придумывают что-то новое и креативное, при этом — это одна из самых стабильных компаний, с которыми мы работаем».
OCS: «Это сознательная энергия, разумный, взвешенный подход к бизнесу и при этом напор — именно то, чего недостает многим участникам рынка. Объемное покрытие рыночных сегментов — корпоратив, розница, интернет-магазин. Создание собственного бренда на региональном уровне и его продвижение. Открытость руководства. Кстати, фокусировка Искандера Аюханова в период кризиса именно на ИТ-бизнесе, а не на других параллельных проектах позволила компании успешно преодолеть самый сложный период».
Cisco: «Среди розничных ИТ-компаний Башкортостана „КламаС“ является безусловным лидером. Активно работает в сегменте корпоративных продаж. Несмотря на кризис, продолжает развивать бизнес».
«Сетевая Лаборатория»: «„КламаС“ — это умение выходить из непростых ситуаций».
Sven: «„КламаС“ — это уравновешенность».
Справка о компании
КламаС — Центры компьютерной и цифровой техники, Уфа
Год основания: 1998/
Руководитель: генеральный директор — Тушов Андрей Викторович.
Руководство: собственник — Аюханов Искандар Сагитович, коммерческий директор — Бикташева Светлана Вагизовна, директор по развитию — Колесникова Наталья Александровна, финансовый директор — Мирошниченко Алеся Александровна, технический директор — Некрасов Николай Валерьевич, директор по персоналу — Панферова Патимат Халиловна.
Количество сотрудников: 275.
Состояние бизнеса по итогам 2008 г. и первого полугодия 2009 г.
Объем продаж в 2008 г. составил 1 640 млн.руб. На 1 июля 2009 г. тот же показатель составил 480 млн. руб.
Розничные магазины
К настоящему моменту компания открыла три розничных магазина в Уфе и по одному — в городах Стерлитамак, Октябрьский, Салават, Нефтекамск, Магнитогорск. В период кризиса магазины не закрывались, но из-за уменьшения ассортимента было проведено сокращение торговых площадей в среднем на 30% в каждом из филиалов.
Основные корпоративные клиенты
Государственные учреждения и предприятия нефтехимической отрасли Башкортостана.
Производство компьютеров под собственной маркой (данные на 1 июля 2009 г.)
Производственные мощности на 1 июля 2009 г.: 1 тыс. ПК в месяц. Вслед за уменьшением продаж сократился и объем производства ПК на 50% (если сравнивать показатели одинаковых периодов двух лет).
Сервисный центр
Центральный сервисный центр находится в Уфе, а в каждом магазине есть представитель СЦ. Таким образом, компания обслуживает проданную технику во всех регионах присутствия силами собственного сервисного центра.
Основные события, произошедшие в компании в период 2007 г. — 1 июля 2009 г.
- Открытие магазина в Октябрьском (август 2007).
- Выход за пределы Башкирии, открытие магазина в Магнитогорске (апрель 2008).
- Создание и запуск в работу Академии КламаС (корпоративного университета).
- Дальнейшее совершенствование КИС. Разработаны и внедрены: система бюджетирования, HelpDesk и система управления ИТ-проектами, система online-мониторинга KBI компании «Каскад показателей» и т. п.
- Расширение ассортимента выпускаемой на нашем производстве продукции (дополнительно к ПК «КламаС» появилась новая линейка ПК с другим позиционированием, Axiom, пополнились ряды ультракомпактными и супертяжелыми моделями) и услуг сервисного центра.
- Расширение функционала сайта и интернет магазина.
- Компания стала более фокусированно работать с СМБ-сектором. Для развития этого направления было выделено подразделение и маркетинговые ресурсы.
Основные планы развития на ближайший год, на три года
Ближайший год — это прекрасное время для совершенствования внутренних процессов, накапливания сил и создания точек роста вовне. Соответственно в планах компании: больше внимания отводить обучению и развитию персонала, совершенствованию процессов, пересмотру и корректировке структуры с учетом выявленных в ходе кризиса слабых мест.
Также пересматриваются и долгосрочные планы с учетом тех изменений в мире, которые происходят сейчас: «…Согласитесь, мир в 2015-м из точки “сейчас” выглядит во многом по-другому, чем из точки “август 2008-го”, и наши планы должны быть адекватными наиболее вероятному будущему». При этом, как подчеркивают в «КламаС», компания остается верной базовым ценностям и своей идеологии.
Блиц-интервью:
Антикризисные меры, предпринятые руководством компании в конце 2008 — начале 2009 гг.
Как и большинство игроков, мы реагируем на негативные изменения внешней среды: работаем над сокращением затрат, замораживаем до более благоприятных времен реализацию ресурсоемких проектов (это привело в том числе и к сокращению персонала, задействованного в проектах), пересматриваем ассортиментную и ценовую политику, нормы запасов на складах, маржинальность и оборачиваемость товара, ужесточаем внутренние требования к рентабельности подразделений, пересматриваем портфель активов и т. п. и т. д.
Цель действий — как минимум, сохранить долю рынка и обеспечить устойчивость бизнеса при прохождении «дна», сохранив ресурсы для быстрого роста при неизбежном подъеме рынка. Следует отметить, что большинство мероприятий по сокращению издержек реализовывались планово с 2006 г. — сейчас пришлось лишь изменить темп.
Наиболее эффективными мерами, по факту, оказались: оптимизация ассортимента и сотрудников, фокусировка сил и внимания на основной деятельности (как оказалось, если сильно прижмет, мы можем в три раза меньшими ресурсами достигать результатов, сопоставимых с «жирными годами»).
За счет чего компании удалось остаться в числе лидеров ИТ-рынка в период кризиса?
За счет выстроенных отношений и доверия. Мы чрезвычайно благодарны нашим клиентам, кредиторам и партнерам за то, что в напряженной рыночной ситуации нам продолжают верить и стабильно работают с нами. Мы видим, что идея честных и открытых отношений с партнерами на рынке, которой всегда придерживался «КламаС», дает сейчас свои плоды.
Какими основными качествами должна обладать региональная компания в период кризиса, чтобы и дальше оставаться «привлекательной» для поставщиков и клиентов?
Открытой, честной, стабильной, предсказуемой (если удивлять, то только позитивом, делая и отдавая больше, чем обещал) и разумной. Причем такими надо быть, а не пытаться себя «перепозиционировать», «реструктуризировать», «рестилизировать» — такие ценности должны закладываться изначально при создании компании. Те, кто не обладал этими качествами, сейчас и испытывают трудности с их «срочным приобретением».