7 марта компании Western Digital и Hitachi Ltd. достигли окончательного соглашения, по которому WD купит Hitachi Global Storage Technologies (Hitachi GST, дочерняя компания в полном владении Hitachi Ltd.) приблизительно за 4,3 млрд. долл.
Сделку одобрили советы директоров обеих компаний. Ее завершение ожидается в III календарном квартале текущего года после получения всех необходимых разрешений.
Стоит напомнить, что, по данным аналитической компании The Information Network, в 2010 г. Western Digital обошла своего главного конкурента компанию Seagate и закончила год с долей рынка 31,4% (у Seagate 29,6%). С приобретением Hitachi GST WD расширит долю до 47,8%.
В распространенном объявлении о сделке говорится, что «в результате объединения создается производитель устройств хранения со значительным масштабом бизнеса, глобальным охватом и самым обширным семейством продуктов, созданных на основе самых передовых технологий и разработок».
По словам Александра Загнетко, руководителя программы исследований «Корпоративные системы» IDC Russia, быстрое развитие рынка СХД и, в частности, сегмента накопителей заставляет основных игроков укреплять свои позиции. И хотя он считает, что до завершения сделки, получения всех необходимых разрешений и формирования единой системы управления будущей компании едва ли имеет смысл подробно анализировать, как данное соглашение повлияет на рынок ИТ, есть несколько аспектов, на которые стоит обратить внимание: «Во-первых, главным потребителем продукции WD был сегмент ПК, и теперь компания получает не только семейство решений для инфраструктурных ИТ, но и обширную базу новых клиентов. Во-вторых, интересные наработки Hitachi GST в области твердотельных накопителей (SSD) корпоративного уровня, все более востребованных в последнее время, безусловно, стали дополнительным козырем. Несколько месяцев назад представители японской компании высказывали предположение, что стоимость хранения гигабайта данных на таких устройствах в предстоящие 5 лет снизится примерно в 10 раз. При этом надежность и емкость SSD, обладающих отличными характеристиками скорости чтения/записи, существенно возрастут. С учетом этого число потребителей таких решений резко увеличится». Поэтому, по мнению Загнетко, время для сделки выбрано весьма удачно.
Александр Загнетко уверен, что если типичные для столь масштабных сделок организационные проблемы не окажутся слишком серьезными, то WD не только станет безусловным лидером на рынке жестких дисков, поставляющим примерно столько же этих устройств, сколько все остальные производители, вместе взятые, но и получит хорошо сбалансированное семейство разнообразных продуктов, охватывающих практически все направления современных СХД. «Что это означает для потребителя? Увы, если ближайшие конкуренты не сумеют так или иначе бросить вызов WD, едва ли можно надеяться на дальнейшее быстрое снижение стоимости хранения данных (долларов за гигабайт)», — говорит аналитик IDC.
Здесь стоит обратить внимание на еще один аспект в сообщении о покупке: «WD планирует финансировать сделку за счет имеющейся наличности и долга на общую сумму около 2,5 млрд. долл.». Таким образом, будущей компании придется наращивать прибыльность, чтобы расплатиться с долгом, и, вероятно, это будет происходить за счет структурного изменения товарного предложения и пересмотра цен на продукты.
Отразятся ли эти перемены на состоянии российского рынка накопителей?
Александр Савельев, менеджер по продукции «Аквариус», считает, что объединение двух производителей, безусловно, повлияет на производство ПК: «Теперь доля WD (которая до этого и так была солидной), безусловно, возрастет, поскольку, судя по новостям, в дальнейшем все устройства будут поставляться под маркой WD. Однако для российских производителей компьютеров эта новость не столь важна, поскольку продукция и той, и другой марки отличалась качеством и надежностью».
Эту позицию разделяет Александр Будилов, руководитель отдела продаж и маркетинга ELKO Moscow: «Существенных изменений для российских сборщиков компьютеров не будет. Hitachi занимала довольно большую долю в поставках накопителей для крупных сборщиков ПК и серверов. Теперь этот бизнес перейдет к ее постоянному конкуренту — WD, которая постарается клиентов удержать. При этом исчезнет чрезмерный демпинг на рынке накопителей для настольных ПК и серверов, и средние цены немного вырастут».
Сергей Чабин, руководитель направления производства ПК и серверов USN Computers, говорит, что сделка выведет WD на еще более высокие позиции. Но при этом предостерегает: «У любого объединения есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, крупные игроки зачастую становятся основными двигателями в создании и внедрении новых технологий, так как аккумулируют большие финансовые ресурсы, могут тратить значительные средства на научные исследования и конструкторские разработки. С другой стороны, уменьшение числа производителей делает рынок более уязвимым, зависимым от монополиста или группы. Все это сказывается на ценах и поставках. Хочется надеяться, что новый игрок выберет взвешенную политику и будет учитывать интересы партнеров».
При этом Сергей Чабин полагает, что в краткосрочной перспективе уход с рынка Hitachi GST сильно не отразится на российском рынке потребителей жестких дисков, но допускает возможность возникновения определенных сложностей: «Думаю, что изменения начнутся ближе к осени-зиме 2011–2012 гг., на этом рубеже, скорее всего, возникнут небольшие ценовые корректировки и, возможно, нарушится ритмичность поставок отдельных моделей накопителей. В целом в объединении больше положительных моментов, так как канал заинтересован в работе с сильными производителями, готовыми создавать инновационные решения и всесторонне поддерживать партнеров».
Владимир Графеев, директор барнаульской компании ООО «НТЦ Галэкс», считает, что всё зависит от того, какую политику выберет WD по отношению к модельному ряду накопителей и соответственно к ценообразованию: «Если будут сняты с производства бюджетные модели жестких дисков Hitachi, то можно ожидать, что практическая совокупная доля (WD+Hitachi) будет меньше, чем могла бы быть. Диски Hitachi были недорогими, но качественными продуктами, занимали определенную нишу, которую попытается освоить Samsung. Если снимут с производства бюджетные модели WD (допустим семейство Blue), но при этом оставят модели Hitachi, то можно говорить о создании достаточно оптимального набора накопителей, начиная от недорогих (бывших Hitachi) до интеллектуальных и производительных (Green и Black от WD). В данном случае покупка Hitachi GST и объединение моделей позволят сохранить суммарную долю рынка (WD+Hitachi). Но думаю, что общая доля нового игрока все же снизится».
В свою очередь Александр Будилов уверен, что сделка, безусловно, повлияет на российский рынок накопителей: «WD будет очень непросто получить полностью долю Hitachi. Все зависит в первую очередь от их ценовой политики, как глобальной, так и локальной. Сделка дает хороший шанс Seagate отыграть несколько пунктов в доле. По нашим оценкам, слияние приведет к повышению средней цены накопителя на нашем рынке».
Тем не менее Александр Борисов, менеджер по продукции NetLab, подчеркивает, что, по его мнению, объединение двух производителей носит стратегический характер и последствия сделки проявятся в будущем: «2009–2010 гг. у WD прошли под эгидой наращивания доли, и в 2011 г. компания продолжает вести весьма агрессивную политику по завоеванию рынка, в то время как ее основной конкурент Seagate взяла курс на увеличение рентабельности бизнеса. В результате слияния WD сможет, во-первых, увеличить свое присутствие на рынке. Во-вторых, данный альянс позволит производителю расширить клиентскую базу за счет клиентов Hitachi GST в корпоративном секторе и, получив технологии для производства серверных накопителей, закрыть бреши в этом сегменте, где у WD были шаткие позиции. В результате новая WD сможет существенно потеснить основного конкурента (Seagate) на корпоративном рынке и стабилизировать свою рентабельность — все-таки с одним конкурентом проще бороться по цене, чем с несколькими. Поэтому я жду со стороны Seagate определенных контрмер, так как очевидно, что WD готовится к дальнейшим жестким шагам в борьбе за рынок».
Наталья Нектова, директор по маркетингу ростовской компании IMANGO, оценивает сделку с иной позиции: «Объединение инженерно-технических ресурсов даст новые возможности для производства более технологичных продуктов и расширения ассортимента. Любые события, подобные объединению WD и Hitachi GST, позволяют рынку эволюционировать, что в итоге приводит к выгоде конечного пользователя».
Естественно, что наряду с внутренней организационной перестройкой WD будет стремиться оптимизировать свой канал продаж. Поэтому большинство российских дистрибьюторов пока воздерживаются от комментариев, не имея представления о канальной политике, которую будет проводить новый вендор. Впрочем, Сергей Чабин уверен, что перераспределение игроков на рынке дистрибуции непременно произойдет, так как новый производитель устройств хранения будет выстраивать свою сеть партнеров с учетом новых масштабов бизнеса, но Александр Будилов и Александр Борисов считают, что значительных перемен в составе дистрибьюторов ждать не приходится: «При слиянии каналов новых игроков практически не добавляется. Могут быть незначительные перестановки, не влияющие на общую картину. Тем более что дистрибьюторские контракты по накопителям Hitachi GST и WD исторически были в портфеле у одних и тех же компаний». Их поддерживает Владимир Графеев: «Компании, занимающиеся дистрибуцией продуктов WD, это достаточно мощные дистрибьюторы — 3Logic, ELKO, Merlion, OCS, OLDI, Treolan, Trinity Electronics, в портфеле которых представлены накопители как Hitachi GST, так и других вендоров. Если и произойдет перераспределение долей производителей, то внутри бизнеса дистрибьюторов».