Компания «Открытые Технологии» решила заняться самосбором: в собственных помещениях в Москве из готовых импортируемых компонентов и модулей будут собираться компьютеры.

Технология понятная, никаких собственных ноу-хау не нужно, соглашения с поставщиками компонентов заключены, спрос, как утверждают топ-менеджеры, есть. И главное, цена в разы меньше, чем у конкурентов, а дистрибьюторов необходимых компонентов в стране единицы.

Собирать предполагается суперкомпьютеры. Чтобы не вступать в терминологические споры, «Открытые Технологии» предлагают считать таковыми машины с производительностью более 1 Тфп.

«Просто очень мощный сервер», поставляемый для типовых задач, имеет производительность около 0,3 Тфп, компьютеры, входящие в десятку самых мощных в мире, — сотни и тысячи терафлопсов. Нужно иметь в виду, что под термином «суперкомпьютер», в отличие от мэйнфреймов, обычно понимают именно машину для высокопроизводительных вычислений. Она не годится для больших баз данных или одновременной работы многих пользователей.

Машины такого класса стоят миллионы долларов, требуют специализированных инженерных решений, особенно для отвода тепла, занимают целые залы, собираются и обслуживаются специально подготовленным персоналом. Естественно, доступны они только крупнейшим потребителям.

Два суперкомпьютера в последние годы были построены в МГУ: «Чебышев» и «Ломоносов». Производительность второго, более мощного — 350 Тфп, в текущем году ее планируют довести до 1 петафлопс. Процессор основного типа вычислительных узлов, примененный в нем, — Intel Xeon X5570. У этих решений есть еще одна проблема: они быстро устаревают, поскольку процессоры совершенствуются быстро, в течение периода, сопоставимого с запуском суперкомпьютера в строй.

Появление и промышленное применение графических процессоров (GPU) меняет положение. В комбинации с обычными процессорами они позволяют создать машины, более компактные и менее требовательные к ресурсам. Разница может составлять от 5–8 до 20–30 раз (данные «Открытых Технологий»). Именно такие машины, основанные на гибридной архитектуре, и планируют собирать в «Открытых Технологиях». Разработаны четыре линейки с производительностью от 4,97 до 19,37 Тфп. Цена самого «легкого» решения — около 65 тыс. долл., более мощных — около 400 тыс. Используя одновременно три устройства, можно получить вычислительный комплекс с производительностью более 100 Тфп.

Гибридная архитектура в данном случае подразумевает применение как Intel-серверов высокой плотности, так и серверов на базе GPU-процессоров NVIDIA Tesla производства американской компании NextIO. Эксклюзивное партнерское соглашение с NextIO было заключено в январе 2011 г.

«Открытые Технологии» многого ждут от нового направления: Григорий Шевченко, коммерческий директор, ожидает, что через три года доля этого бизнеса в обороте компании составит 15–20%, а стартовые затраты окупятся менее чем за год. Сергей Калин, президент компании «Открытые Технологии», считает российский рынок таких устройств достаточно объемным и платежеспособным. Новая техника будет применяться в основном для инженерных и научных расчетов, полагает он, хотя не стоит забывать военные задачи, финансовую и биржевую области, анализ сейсмических и иных данных в нефтегазовой отрасли, трехмерную графику.

Для применения машин с гибридной архитектурой требуется и софт с адекватной архитектурой. Ее название — CUDA, ведущие вендоры ПО уже выпустили или готовят версии своих продуктов, адаптированные для нее. Для тех клиентов, которые применяют ПО собственной разработки, «Открытые Технологии» совместно с компанией NVIDIA проводят цикл обучающих семинаров по миграции на CUDA. Один из собираемых гибридных суперкомпьютеров будет открыт через Интернет для желающих протестировать свои приложения.

Конкурентов в новом для себя направлении «Открытые Технологии» не видят: ни поставщики мэйнфреймов, ни «Т-Платформы», ни западные вендоры, по мнению руководителей компании, таковыми считаться не могут. Угрозы со стороны других российских фирм тоже нет: ведь отношения с NextIO эксклюзивные, ее продукты «Открытые Технологии» могут продавать как дистрибьютор, но, понятно, не на таких условиях, которые позволят вырасти конкурентам.

Правда, в России у NVIDIA есть четыре обычных и один ОЕМ-партнер. Есть и еще один потенциальный конкурент: Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (ВНИИЭФ) в Сарове. В рамках президентской программы «Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий» здесь разработаны две модели персональных суперкомпьютеров — универсального и специального назначения, и программные пакеты для математического моделирования. По данным портала «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», универсальный суперкомпьютер может устанавливаться на рабочем месте сотрудника, его пиковая производительность 1 Тфп.

Суперкомпьютер построен на базе 12-ядерных процессоров AMD. В 2010 г. такие устройства получили 11 российских предприятий, половину их стоимости оплатило государство. Цена каждого — 1,6 млн. руб. В текущем году ВНИИЭФ планирует выпустить машины мощностью 3 и 5 Тфп с использованием графических процессоров. Григорий Шевченко об этих устройствах, разумеется, знает, но «на рынке их не видит».