Первые два месяца нового года богаты на кадровые изменения на отечественном рынке ИТ. На прессу обрушилась волна объявлений о переходах менеджеров из одних компаний в другие, о назначении российских специалистов руководителями представительств ведущих поставщиков. Тем не менее, даже на этом фоне одно сообщение привлекло к себе повышенное внимание и массу закулисных слухов и догадок. Речь идет о неожиданной для всех отставке генерального директора компании RSI Степана Кротовского и назначении на этот пост Василия Васина, президента группы компаний R-Style, который теперь совмещает обе должности.
Отставка руководителя такого уровня, которая не была завуалирована стандартными формулировками "в связи с переходом на другое место работы", "по согласованию сторон", "по собственному желанию" и т.п. - явление не рядовое на нашем рынке. Мировой рынок, казалось бы, привыкший к потрясениям, и то активно обсуждает подобные новости, достаточно вспомнить скоропостижную отставку Экхарда Пфайффера, главного управляющего Compaq Computer. Что же говорить о нас? Для того, чтобы рассеять слухи и понять причину и суть перемен в компании RSI, главный редактор CRN/RE Марина Никитина встретилась с Василием Васиным.
CRN/RE: С чем связано решение руководства R-Style об отставке Степана Кротовского и вашем назначении на эту должность?
Василий Васин: Во-первых, это решение не связано с финансовыми результатами деятельности компании. Окончательные финансовые итоги года будут подведены в конце февраля, но уже сейчас можно сказать, что они вполне удовлетворительные - компания RSI закончила год с прибылью. Оборот вырос даже по сравнению с 1997 г. RSI увеличила свою долю практически у всех поставщиков и на дистрибьюторском рынке в целом. Стратегия компании, сформулированная несколько лет назад, успешно реализуется.
Сейчас я провожу серию протокольных встреч с нашими основными поставщиками и вижу, что это решение вызвало у них беспокойство. Казалось бы, какая им разница - был Кротовский, стал Васин - компания-то осталась прежней. Думаю, причина такой реакции в том, что с нашей компанией связан серьезный бизнес поставщиков и определенные планы на текущий год. Их обеспокоенность связана с возможным переменами не только в руководстве, но и в политике компании на рынке. Хочу всех успокоить. Никаких принципиальных изменений в стратегии компании не планируется.
Тогда в чем причина перемен? Никто не оспаривает заслуги Степана Кротовского в развитии дистрибьюторского направления в нашей группе компаний. Когда три года назад он принял RSI, у нас уже произошло разделение компаний, были определены рынки, но финансовое пространство оставалось общим. Мы приняли решение о разделении бюджетов, т.е. начали строить хозрасчетную систему, при этом акционеры компании согласились отойти от оперативного руководства. Все компании группы начали самостоятельную жизнь. Естественным желанием акционеров было гармоничное развитие компаний холдинга, их сотрудничество. Пока нельзя говорить о том, что мы смогли это успешно реализовать. Иногда возникали проблемы с тем, что все компании шагают в ногу, а RSI - нет. Я вижу и свою вину как президента группы в том, что не смог "подтянуть" RSI поближе. Интересы компании зачастую не совпадали интересами группы. Пожалуй, это и стало основной причиной отставки. Это можно считать решениям по тактическим вопросам оперативного управления компанией. Кроме того, накопилась некоторая усталость от совместной работы, по некоторым непринципиальным вопросам наши мнения не совпадали, что приводило к трениям. Для бизнеса очень важна командная игра, когда ты понимаешь, что и почему делает твой товарищ по команде, а у нас это не всегда получалось. Это вовсе не отменяет демократического обсуждения всех проблем бизнеса. Наши менеджеры не ограничены формальными рамками, они могут обсуждать, предлагать. Такую обстановку в коллективе создал Вячеслав Рудников. Мне она иногда кажется даже чрезмерно демократичной.
Сейчас сотрудники спрашивают, не тяжело ли будет мне совмещать функции президента группы компаний и генерального директора RSI. Моя задача как президента состоит в принятии взвешенных решений в интересах всей группы, не лоббируя при этом интересы одной компании в ущерб другим. Конечно, это непросто, но могу сказать, что из кресла руководителя RSI на многие вещи смотришь по-другому, пульс бизнеса чувствуешь гораздо лучше.
Решение об отставке Степана Кротовского было принято цивилизованно. Оно не было скоропалительным, родилось не сразу. У компании были определенные обязательства перед Степаном, часть из них уже выполнена, оставшиеся будут выполнены сразу после завершения им всех необходимых формальностей по передаче дел. Это моя личная ответственность.
CRN/RE: Как долго вы планируете совмещать две должности?
В. В.: Как минимум, текущий год - это часть моего контракта и моих обязательств перед группой. Я не планирую за месяц-два подлатать дыры и уйти. Мы не объявляли эту вакансию открытой и не ищем кандидата на эту должность.
CRN/RE: Многие конкуренты называют вашу политику работы на рынке агрессивной. Демпинг и падение маржи связывают, в том числе, и с действиями RSI. Как вы это прокомментируете?
В. В.: Жесткую позицию вспоминают, а уже забыли, что во время кризиса RSI была едва ли не единственной компанией, которая продолжала поставки, регулярно платила вендорам и ни на минуту не прекращала бизнес. Наша позиция на рынке не жесткая, а дистрибьюторская. То, что другие называют демпингом, мы называем хорошо просчитанным бизнесом. Некоторые из дилеров, которые работают с компанией много лет, встретили мое назначение с надеждой: мол, будут какие-то послабления, более мягкие решения. Отвечаю сразу всем: никаких изменений не будет. Вся команда осталась на своих местах и будет продолжать ту же линию, что и раньше. Будем ли мы более внимательны к марже и другим показателям, которые влияют на прибыльность? Конечно, будем. бизнес мы планируем не на год, а на несколько лет вперед. Жесткая ценовая политика позволила RSI увеличить свою долю у поставщиков. А это дает нам возможность в некоторых случаях получать у них лучшие условия. Агрессивная ценовая политика позволила повысить оборачиваемость товарных запасов и финансовых средств, что тоже оказывает прямое положительное влияние на прибыльность работы компании.
CRN/RE: В одном из интервью вы сказали о планируемых тактических изменениях в координации работы всех компаний группы. Расскажите об этом подробнее.
В. В.: Мы планируем некоторые изменения, которые придадут большую целостность всей группе R-Style, обеспечат новый уровень интеграции компаний. Необходимо использовать все возможности каждой из них в интересах бизнеса в целом. В последнее время RSI очень эффективно работает с R-Style Computers, что помогает развивать бизнес обеим компаниям. Это один уровень интеграции. Следующим будет электронная торговли через модель В2В. Группа развивается, добавляются новые компании и модель интеграции очень важна. Например, бизнес R-Style Computers связан практически со всеми компаниями (с дистрибуцией, розницей, сервисом). Нужны механизмы мотивации сотрудничества этих компаний. Мы нашли такие механизмы. Нужно ли административно управлять этим? Нет. Нужно ли, чтобы они отчитывались перед акционерами? Да.
Планируются некоторые изменения в структуре: появятся отделы, которые будут заниматься корпоративной культурой, миграциями сотрудников группы R-Style. Раньше, когда специалисты уходили из какой-либо компании, это волновало только ее руководство, а ведь этого можно было избежать, предложив ценному работнику место в другой компании группы. Сейчас мы занимаемся разработкой социального пакета, хотим чтобы люди чувствовали себя защищенными.
CRN/RE: В 1999 г. компания RSI значительно расширила номенклатуру товаров, добавив много новых поставщиков. Планируются ли подобные шаги в этом году?
В. В.: Увеличение числа поставщиков не самоцель - те времена уже прошли. Это связано с выходом на рынок комплектующих. В ближайшее время мы будем добавлять новых вендоров на основе замены. Дистрибуция комплектующих - бизнес более оперативный, принципиально отличается от торговли готовыми изделиями, его труднее прогнозировать. Будем ли мы выходить в другие секторы бизнеса в этом году? Да, у нас есть такие планы, это продиктовано рынком и внутренними резервами нашей группы компаний. Но более подробно об этом говорить рано.
CRN/RE: Какие задачи поставлены перед компанией RSI на 2000 г.?
В. В.: Мы будем предлагать больше сервиса дилерам, разрабатывать новые рынки. Есть резервы для оптимизации бизнеса. Мы меняемся, совершенствуем свою бизнес-модель, переводим дистрибуцию на промышленную основу. Дистрибьюторская компания - как завод. Поэтому наш лозунг "Надежная индустрия поставок". Все должно быть точно просчитано и работать как часы.
Марка Nokia на мониторе ViewSonic Александр ПлитманСоглашение между компаниями Nokia и ViewSonic, предусматривающее приобретение американской фирмой бизнеса по производству мониторов марки Nokia, который сосредоточен в подразделении Nokia Display Products (NDP), наконец подписано. К ViewSonic переходят права на технологию производства и марку мониторов Nokia, а также ее сбытовая сеть и клиентская база в Европе.
Событие неожиданное, но, пожалуй, только наполовину. То, что Nokia раньше или позже откажется от своего бизнеса по производству мониторов, можно было предвидеть. Неизвестно было, когда и в какой форме это случится.
В компании Nokia, некогда многоотраслевом концерне с широким спектром продукции, еще в 1992 г. было принято стратегическое решение: сконцентрироваться на одном направлении - телекоммуникациях, сулившем наибольшие перспективы экспансии. Непрофильные ветви бизнеса постепенно отсекались. Так, в середине 90-х годов были проданы дочерние компании по производству кабелей, компьютеров и телевизоров. И вот дошла очередь до мониторов.
В последнее время Nokia уже предприняла ряд мер по свертыванию собственного производства мониторов: прекращен их выпуск на заводе в Сало (Финляндия), закрывается завод в Рейноса (Мексика), а завод в Пече (Венгрия) продан финской компании Elcoteq, которая, как сообщается, продолжит выпуск мониторов под маркой Nokia, но теперь уже по контракту с ViewSonic.
Для компании ViewSonic бизнес NDP-- уже не первое приобретение: несколько лет назад была куплена фирма, производящая мониторы марки Optiquest. Правда, небольшая и не очень известная. Тогда эта сделка помогла ViewSonic закрепиться в секторе мониторов low-end, в основном в США и Восточной Европе.
Укрепление позиций ViewSonic на европейском рынке, пока довольно скромных, и является главной целью сделки с Nokia. Более того, ViewSonic хотела бы выйти в лидеры, и для этого сделано, скорее всего, удачное приобретение.
Мониторы с логотипом Nokia прекрасно известны в Европе. Не говоря о марке Nokia в целом. По данным исследования компании Interbrand, в прошлом году благодаря успехам в области мобильной связи Nokia вышла на первое место в Европе (и 11-е в мире) по стоимости своей торговой марки (более 20 млрд. долл.), опередив, в частности, Mersedes Benz и BMW.
Каковы последствия этой сделки для российского рынка? Похоже, что в ближайшие месяцы существенных изменений в канале не произойдет, и российские партнеры Nokia и ViewSonic останутся пока "при своих".
На момент сдачи этого номера CRN/RE в печать дистрибьюторы ViewSonic официальной информации о сделке, равно как о появлении у них новых коллег и новой линии мониторов еще не получили. "Не надо торопить события, - говорит Федор Волков, заместитель директора по развитию дистрибьюторского отделения компании "Белый Ветер-ДВМ", - ничего сверхъестественного не произойдет. Общее настроение таково: будут официальные предложения - будем думать, а добавить в прайс-листы марку Nokia было бы неплохо.
Когда несколько лет назад в ассортименте компании ViewSonic появились мониторы марки Optiquest, то к их продвижению были привлечены не только уже имевшиеся дистрибьюторы ("Дилайн" и DVM), но и новые (ЛАНИТ, Merisel, RSI), которые концентрировались только на Optiquest.
Теперь компания, вероятно будет поддерживать два уже существующих канала продаж - через собственных дистрибьюторов и через дистрибьюторов Nokia ("Пирит", CompuLink, Lanck), тем более что мониторы Nokia ориентированы на более сложный и новый для ViewSonic сегмент рынка - high-end*.
На состоявшейся в конце января в Италии встрече дистрибьюторов NDP руководители компании, остающиеся на своих постах, заявили о том, что по крайней мере на ближайшие полгода сохраняется status quo. Уже после этой встречи Кари Хирвонен, менеджер NDP по продажам в СНГ и Северной Европе, провел серию встреч с российскими партнерами, на которых обсуждались планы маркетинговых и рекламных акций на первое полугодие.
По словам Петра Уманцева, технического директора холдинга Lanck, "дистрибьюторы Nokia работают в обычном режиме: заказы размещаются и выполняются, поставки идут".
*Правда, в прошедшем, послекризисном, году у Nokia, как и у ряда других признанных поставщиков мониторов такого класса, около половины продаж приходилось на недорогие 15-дюйм модели.