Услуги составляют сегодня важнейшую статью прибыли реселлеров в компьютерной отрасли. Спросите любого преуспевающего VAR'а, и он несомненно скажет вам, что главная их прелесть - в периодически повторяющейся плате за обслуживание. Взяв на вооружение средства управления системами, реселлеры смогут нацелиться на малый и средний бизнес и предложить услуги по ИТ.
Этот обзор посвящен средствам управления настольными системами. Не следует путать их с корпоративными средствами управления, такими, как пакет Tivoli фирмы IBM или HP OpenView. ПО управления системами позволяет VAR'у выполнять дистанционный мониторинг, сопровождение и управление сетями клиентов так же эффективно, как если бы они находились в одном с ним здании.
Направленные на тестирование продукты должны были собирать данные, согласно спецификации DMI 2.0, от компьютеров, подключенных к ЛВС, и представлять эту информацию для ее обработки администратором. За исключением пакета LANDesk Management Suite фирмы Intel, обладающего как Web-интерфейсом, так и 32-разрядной административной консолью, все остальные решения работают только через Web-браузер. И хотя преимущества последних в плане мобильности очевидны, в этом случае приходится поступиться производительностью и функциональными возможностями.
Общее для всех представленных решений - это способность выполнять сканирование аппаратных и программных ресурсов в реальном времени с возможностью делать запросы и оценкой информации о работоспособности систем, а также обеспечивать уведомления на основе задаваемых администратором пороговых значений. Важными факторами различия тестированных продуктов были гибкость использования базы данных ресурсов, а также возможности запросов, управления ресурсами и конфигурацией, доставки ПО и дистанционного управления. С точки зрения интуитивности пользовательского интерфейса пакеты также различались.
Цена была еще одним различием: некоторые пакеты предлагаются бесплатно в комплекте с приобретаемым оборудованием, другие - по розничной цене до 100 долл. за один узел. К бесплатным относятся решения InSight Manager XE фирмы Compaq и LAN Client Configuration Manager (LCCM) компании IBM. Реселлеры могут свободно загрузить версию InSight Manager LC, "облегченный" вариант диспетчера ресурсов с Web-возможностями, с Web-узла компании, однако, чтобы получить гораздо более функционально богатую версию XE, им придется купить как минимум один сервер Compaq. Что же касается диспетчера LCCM, то он работает только с машинами IBM. Очень жаль, поскольку это один из самых замечательных продуктов, предназначенных для установки операционной системы на компьютеры, подключенные к локальной сети. Мощное средство - утилита Rapid Restore той же IBM, которая делит жесткий диск машины-клиента пополам, сохраняя его зеркальный образ в невидимом пользователю разделе, что обеспечивает быстрое восстановление в случае отказа.
В ситуации, когда ЛВС, подключенные к Интернету, растут как грибы после дождя, реселлеры могут собрать хороший урожай прибылей, предлагая аутсорсинговые ИТ-услуги компаниям, которые слишком малы, чтобы держать собственного специалиста по ИТ. Это можно прекрасно проиллюстрировать на примере предстоящего выпуска Windows 2000. Возьмем компанию с сетью на 50 узлов, работающую сейчас под Windows NT 4.0, которая хочет оценить затраты на модернизацию. Используя любую из рассмотренных здесь программ, реселлер может просканировать подключенные к сети машины и получить список тех, что оснащены, например, ОЗУ емкостью менее 64 Мбайт и у которых есть менее 200 Мбайт свободного пространства на жестком диске. Уже через несколько минут VAR может сообщить примерную стоимость модернизации.
Из других неиссякаемых источников доходов можно назвать выдачу регулярных отчетов о работе локальной сети, а также отчетов о мониторинге серверов и инсталляции ПО. Пакет LANDesk удобен для анализа неудавшихся инсталляций: он может сохранять версии указанных администратором файлов, например autoexec.bat и config.sys (это задано по умолчанию), и даже при необходимости перейти на прежние версии. Реселлеры, установившие решение LANDesk, смогут также легко создавать отчеты требуемого формата и публиковать их в Web, где с ними могут ознакомиться клиенты в любое удобное для них время.
Microsoft SMS 2.0 и Intel LANDesk обеспечивают учет ПО, что удобно для проверки соответствия условиям лицензирования и контроля работы пользователей. SMS позволяет даже задать ограничения по использованию приложений в зависимости от времени суток.
Хотя лучшие из рассмотренных в этом обзоре продукты оказались (на взгляд инженеров) легкими в освоении и использовании, они все же слишком сложны, чтобы с ними работали сами клиенты. Лучшее, что может сделать реселлер, - это разместить программы-агенты в узлах сетей клиентов.
Во всех представленных решениях используется тот или иной метод быстрого размещения программ, лучшим из которых был реализованный в продукте Intel LANDesk. Создается установочный "моментальный" пакет, который допускает модификацию, дает возможность использовать параметры системной среды, совместим с большинством клиентских платформ и обеспечивает установку ПО путем "проталкивания" (простого и принудительного без уведомления), а также инсталляцию с использованием сценариев регистрации ОС NetWare и NT.