Заранее прошу читателей извинить за банальности, но, когда заходит речь о "чудесах технического прогресса", без них никак не получается.
Итак, банальность первая: Интернет — это здорово! Всемирная сеть за последние годы миновала младенческую стадию глобального информатория и трансформировалась в колоссальную ярмарку, где бутики и супермаркеты мирно сосуществуют с барахолками, а клубы по интересам — с клубами знакомств. Я был бы крайне удивлен, если бы среди владельцев подключенных к телефонным проводам компьютеров нашелся хотя бы один, кто из чистого любопытства не забирался бы на сайты виртуальных бюро путешествий, VIP-массажных кабинетов или сборников анекдотов. Многие из вас не раз использовали Интернет и для более практических целей. Например, для того, чтобы скачать оттуда реферат по истории для ленивого школьника, подыскать для себя подержанную иномарку или компьютер взамен старого, который уже не способен справиться с новейшими продуктами компании Microsoft. И все это — между делом, без отрыва от основного занятия на работе, или, что еще лучше, не вылезая из теплого домашнего халата. К сожалению, отечественному пользователю в отличие, скажем, от американского пока еще иногда приходится осуществлять не только виртуальные, но и реальные перемещения в пространстве для того, чтобы получить товар и расплатиться. Но это — при покупке у частного лица. Виртуальные магазины, как правило, оказывают услуги по доставке, да и наличными берут охотнее, тем более что инфраструктура для безналичных расчетов у нас пока развита, мягко говоря, слабо.
Словом, все прекрасно, если бы не одна "мелочь". Подобные достижения цивилизации доступны нескольким сотням тысяч жителей Москвы, Санкт-Петербура и еще нескольких крупных городов, где более или менее исправно работает связь и где компьютер с выходом в Интернет уже не воспринимается большинством населения как дорогая "буржуйская" игрушка, некий символ достатка и благополучия. На остальной территории нашей обширной страны и обычный телефон пока роскошь. Разумеется, я не имею в виду корпоративных пользователей Интернета, в особенности компьютерные фирмы, которые без связи с поставщиками не смогли бы обойтись.
Вот и выходит, что большинству российского населения приходится по старинке бегать по магазинам в поисках тех товаров, которые в Европе и за океаном сами приходят к покупателям домой. Да и в столицах, и в иных промышленных центрах России доля счастливчиков, подключенных ко всемирной Сети слишком мала, чтобы можно было говорить об Интернете как о массовом явлении. Пока это сугубо клубная затея, тусовочка.
Впрочем, я намеренно погрешил против истины, сказав, что некомпьютеризованному большинству недоступны радости виртуального шопинга. Слава богу, телевизоры есть практически у всех, а значит, есть возможность делать покупки в телемагазинах. Правда, в отличие от Интернет-магазинов телевизионные лавки в силу специфики не предполагают интерактивности, ассортимент в них, как правило, убогий, хоть и эксклюзивный, да и маркетинг уж очень навязчивый. Зато носитель — мощнейшее средство массовой информации — дает возможность продавать товар и одновременно его рекламировать, а эксклюзивность предлагаемых продуктов подразумевает колоссальную норму прибыли, достигающую сотен и даже тысяч процентов.
Эффективность подобного способа продвижения товара ошеломляет. Приведу один из наиболее ярких, на мой взгляд, примеров успешной реализации изделия, на которое в иных условиях мало кто обратил бы внимание. Я имею в виду "чудо-варежку". Себестоимость этой штуки — несколько центов, конечная цена — десятки долларов. И тем не менее владельцы приличных автомобилей, а только они в состоянии выложить столько денег за простроченный кусок тряпки, активно ее покупают. А ведь раньше им и в кошмарном сне не могло присниться мытье любимой игрушки водой из канавы! Чертовщина какая-то! Значит, механизм работает, и работает хорошо.
Телемагазин "Виртуальный киоск" вышел в эфир в июле 1996 г. на канале ГКТ (Городское Кабельное Телевидение).Создатель "Виртуального киоска" — авиационно-коммерческое агентство "Supersonic", основанное в 1991 г.
С 1995 г. агентство начинает выпуск еженедельной 30-минутной телепередачи "Виртуальные миры".
В 1996 г. агентство "Supersonic" было расширено и преобразовано в компанию "ОНИКС Корпорэйшн".
В 1997 г. компания "ОНИКС Корпорэйшн" помимо "Виртуального киоска" и "Виртуальных миров" начала выпуск на канале 2Х2 развлекательной программы "Виртуальный стадион" и информационной программы "Виртуальный киоск крупным планом".
Партнерами компании в разное время были "Мак Центр", "Информ-Экском", "Вист", "Арсенал", "Нью-Медиа Дженерейшн".
Сегодня с "Виртуальным киоском" работают "Р.и К.", "Ситилайн", "Новый Диск", в также "Гута-банк". По объемам продаж "Виртуальный киоск" вышел на одно из ведущих мест среди партнеров компании "Р. и К.".
В настоящее время все усилия компании сосредоточены на телемагазине, который выходит на каналах ТВ-6 и М1 (бывший 31-й).
"Виртуальный киоск" построен по принципу самоокупаемости рекламы, т.е.
реклама поставщика товаров окупается каналом распространения.
По данным "ГЭЛЛАП Медиа", один выпуск "Виртуального киоска" (сейчас их 3 в день) смотрят от 40 до 120 тыс. человек.
Могу предложить и другой пример использования идеи телевизионного магазина, достаточно успешный, куда более цивилизованный и, кроме того, имеющий непосредственное отношение к рынку персональных компьютеров — "Виртуальный киоск". Известно, что этот проект приобрел свою нынешнюю коммерческую основу не сразу. Правда, и возник он не на пустом месте. Сначала это был цикл программ, преследовавших чисто просветительские цели. У авторов даже в мыслях не было таким образом привлечь потенциальных покупателей того, о чем они так занимательно рассказывали. Вообще, в то романтическое время, а шел 1994 г., специальных программ на телевидении было еще мало, а интерес у зрителей — огромный. Домашних компьютеров почти ни у кого не было, и среднестатистическому обывателю казалось, что ПК — это чудо технической мысли, предмет дорогой, но очень интересный, о котором каждому культурному человеку следует что-то знать, хотя бы для расширения кругозора. Повторяю, авторы передачи о бизнесе тогда и не думали. Правда, романтизм скоро кончился, и причиной тому стала опять же банальность. Известно, что все мы живем в стране парадоксов. Во всем мире, по крайней мере в нормальных развитых странах, принято, что телеканалы платят авторам за то, что ставят программы в сетку вещания. У нас все наоборот — авторы должны платить телеканалу за то, что он предоставляет им эфирное время. Словом, не было счастья, да несчастье помогло. Для того чтобы сохранить программу, чтобы продолжать рассказывать телезрителям о компьютерах, пришлось им эти компьютеры продавать.
Эксперимент оказался на удивление удачным. Достаточно сказать, что по объемам продаж телемагазин оставил позади некоторые крупные компьютерные розничные сети. Авторы "Виртуального киоска" развернули активную торговлю действительно сложным товаром там, где раньше предлагали изделия, не требующие от покупателей умственного напряжения. Но интереснее всего оказалось то, что компьютерному телемагазину удалось заинтересовать самую, казалось бы, тяжелую на подъем группу населения — домашних пользователей, приобретающих свой первый ПК. Житейский опыт говорит, что в магазин за компьютером должен отправляться глава семейства. Не женское это дело — покупка техники, да и детям-подросткам этого не доверишь, потому как деньги немалые. Приходится солидному мужчине тратить драгоценное время на посещение компьютерного салона (в "подвальные лавочки" ходят уже искушенные пользователи), стоять в очереди, пряча от стыда глаза, слушать пояснения менеджера, который щебечет на абсолютно невнятном для нормального человека "фидошном" диалекте. А процедура предстоит долгая: сначала машину собирают, демонстрируют ее работоспособность, потом — разбирают, рассовывают по коробкам, выписывают кипу бумаг и все это передают с рук на руки человеку, который понятия не имеет, как он будет все это собирать дома, до которого еще предстоит добраться.
"Виртуальный киоск" решил сразу несколько проблем. Во-первых, он ограничил свободу выбора, что, согласитесь, очень важно для принятия решения о покупке. Предлагается оптимальная конфигурация, вариации на тему размеров памяти, диагонали монитора, марки звуковой или видеоплаты или емкости "винчестера" — это потом, когда заинтересованный зритель позвонит по телефону. Во-вторых, "на телефонах" работают вежливые ребята и девушки, которые говорят понятные слова и, главное, стараются вникнуть в то, что пытается на пальцах объяснить клиент. В-третьих, в результате такого вполне интерактивного общения покупателю доставляют на дом полностью укомплектованную систему, устанавливают ее и инсталлируют необходимое на первое время ПО. Заметим, что все это делают не "усталые" после вчерашнего грузчики, а вполне интеллигентные парни. Кстати, стоит приобретенный таким образом ПК ровно столько же, сколько указано в "салонном" прайс-листе компании-поставщика.
Да, телемагазин не может похвастаться широтой ассортимента, такова его специфика. Но зато какая аудитория! И заметьте, что подавляющее большинство посетителей "Виртуального киоска" не имеет доступа к иным виртуальным магазинам. И вот еще что: телемагазин в отличие от Интернет-магазина занимает в отношении покупателя активную позицию, его не надо искать, он сам вас найдет. Дома, на диване, между блоком новостей и мексиканским сериалом, даже если вы этого и не очень хотите.