Телефоны на базе протокола IP продолжают развиваться в качестве альтернативы традиционным офисным АТС, однако, как говорят специалисты, их возможности пока еще отстают от обещаний фирм-изготовителей.
Глава консалтинговой компании Treillage Network Strategies Деб Милке считает, что использовать IP-телефоны в бизнесе можно будет лишь после расширения их возможностей и улучшения характеристик, в частности – повышения пропускной способности.
IP-телефоны подключаются непосредственно к корпоративной локальной сети и передают пакетированные голосовые данные по IP-сетям. Однако, как сказала Милке, их возможности не удовлетворяют специалистов. Ожидается, что в ближайшие полгода эти телефоны будут усовершенствованы, а цены на них снижены. Рынок оживится: появятся и новые участники, новые возможности для интеграции аналоговых и IP-телефонов.
Менеджер компании Cisco Systems по маркетингу продукции для речевой связи Хенк Ламберт сказал, что сегодня рекламируются два преимущества этих телефонов: возможность международных переговоров и автоматическая регистрация на новом месте установки.
Как считает управляющий по техническому обслуживанию компании NTS MicroAge Эндрю Тайлер, эта технология близка к тому, чтобы вызвать интерес у заказчика. Он говорит, что для компаний с большим числом корпоративных клиентов и офисов на местах использование IP-телефонов оправдано. В то же время IP-телефоны пока довольно дороги. По его словам, их цена почти не отличается от цен на цифровые телефоны или превышает их.
Дэвид ДиЛоренцо, менеджер компании Lucent Technologies по продуктам для IP-телефонии, сказал, что сейчас многие мелкие заказчики устанавливают пробные системы, но к концу этого года или в начале следующего положение должно измениться, и в 2001 г. рынок будет быстро расти.
Однако очарованы этой технологией не все. Главный управляющий реселлерской компании Tech Management Solutions Дан Познер заявил, что он будет держаться в стороне от IP-телефонов по крайней мере еще 3–5 лет. "Этой технологии еще нужно дозреть", – пояснил он.
Директор компании Meta Group Элизабет Ушер заметила, что качество связи в IP-сетях пока оставляет желать лучшего, однако дело здесь в надежности сетей, а не в самих телефонах. Она отметила также, что еще не полностью установлены стандарты для этой технологии. К числу этих стандартов относятся Session Initiation Protocol (SIP), протокол Megaco организации Internet Engineering Task Force (бывший Media Gateway Control Protocol) и H.323. Последний стандарт, предлагаемый Международным телекоммуникационным союзом (ITU), пока еще допускает разную интерпретацию фирмами-изготовителями телефонов.
В число базовых функций большинства моделей IP-телефонов входят возможности стандартного настольного аппарата, речевой почты и средства для проведения конференций.
В качестве примеров IP-телефонов, недавно представленных крупными компаниями, можно назвать модели IP Telephone 12 SP+ и IP Phone 30 VIP компании Cisco, а также серию многоканальных телефонов NBX корпорации 3Com. Компания Lucent планирует представить IP-телефоны в III или IV кварталах.
Директор компании 3Com по разработке и маркетингу продуктов для речевых систем Эд Уодбрук сказал, что следующее поколение ее IP-телефонов позволит использовать протоколы множественного доступа SIP, Megaco и H.323. Многоканальные телефоны серии NBX совместимы со стандартом 802.3, и их можно подключать к любой ЛВС и любому телефонному коммутатору. По его словам, телефоны компаний Lucent и Cisco тоже будут совместимы со стандартом H.323.