Исследовательский отдел корпорации IBM разрабатывает технологию, которая позволит магазинам отслеживать буквально каждый шаг покупателей.
Прототипом послужит технология Footprints самой IBM, позволяющая получить цифровую карту движения посетителя магазина по торговому залу. В основе этой технологии лежит использование системы вмонтированных в потолок датчиков размером с детектор дыма, которые регистрируют все перемещения покупателя, реагируя на тепло его тела.
Эта информация собирается и передается беспроводным способом на компьютер, где ее можно анализировать по мере поступления, что позволяет оперативно управлять персоналом и обслуживанием покупателей.
Значение такого способа сбора данных для розничного сектора будет расти, считает Ларри Голдман, вице-президент по маркетингу компании Braun Consulting.
"Онлайновые торговцы постоянно увеличивают свою долю, и разработчики спрашивают розницу: «Что мы можем сделать, чтобы помочь вам». Действительно, надо что-то делать, чтобы свести товар и покупателя", – говорит он.
Магазины, со своей стороны, стремятся усовершенствовать раскладку товара и вести торговлю наиболее эффективным способом, говорит Говард Сакар, старший менеджер исследовательского отдела IBM. В течение полутора лет он руководил работой по созданию технологии Footprints.
"Если люди, покупающие джинсы, покупают заодно и рубашки, вполне естественно, что полки с теми и другими все более сближаются", – пояснил он свою мысль.
Конкуренция, Не проблема!
Собранные данные позволят магазинам улучшить планировку зала и повысить эффективность торговли.
Новые средства помогут успешно конкурировать с онлайновыми торговцами.
"Мы показали свою разработку ряду крупных розничных магазинов, и все они хотели знать лишь одно: «Когда?», – сообщил Сакар. – Интерес огромен. Магазины хотят лучше спланировать торговый зал, а поставщиков интересует, как покупатели реагируют на их товары на полках".
По оценке аналитиков сферы розничной торговли, около 70% всех решений о покупке принимается импульсивно тут же в магазине. На обдумывание каждой покупки люди тратят в среднем менее 5 с.
Поведение посетителей магазинов вполне предсказуемо: как указывает Пако Андерхилл в своей книге "Почему мы покупаем?", войдя в торговый зал, они чаще всего поворачивают направо. Андерхилл создал в Нью-Йорке специальную консалтинговую службу, сотрудники которой, стремясь лучше понять, что работает, а что нет, прослеживают путь покупателей и буквально идут за ними по пятам, пока те ходят по торговому залу.
Чтобы собрать такого рода данные, магазины обычно изучают видеозаписи, опрашивают посетителей на выходе или нанимают компании вроде Envirosell для прослеживания маршрута покупателей и записи их действий.
Технология Footprints уже применяется в Германии для отслеживания потоков пассажиров на одном из железнодорожных вокзалов. В первом полугодии планируется опробовать ее в магазине розничной торговли. Назвать этот магазин IBM отказалась.
В качестве примера Голдман привел оптимизацию планировки торгового зала магазина одежды с учетом типичных "маршрутов" покупателей.