После двухлетнего перерыва компания ABBYY обновила один из наиболее известных своих продуктов — систему оптического распознавания (OCR) FineReader. Сама новинка была представлена еще на "Комтек'2000", однако теперь закончено ее тестирование и начаты продажи.
По сравнению с предыдущей версией в FineReader 5.0 произошли значительные изменения: усовершенствован алгоритм анализа структуры документа, повышена точность распознавания (как утверждается, в 1,5—2 раза), расширен список языков, предусмотрено сохранение документов в формате PDF, добавлена функция заполнения бланков и формуляров.
Новинка поставляется в вариантах Pro и Office: первый, как и FineReader 4.0 Standard, ориентирован на рынок SOHO, а второй соответствует FineReader 4.0 Professional и адаптирован для сетевого использования. Примечательно, что пятая версия пока не будет поставляться OEM-партнерам. Как сообщил CRN/RE генеральный директор ABBYY Сергей Андреев, сотрудничество с ними компания рассматривает как один из способов популяризации торговой марки, и сейчас для них существуют версии FR Light 3.0 и 4.0 Sprint, которые в России поставляются вместе со сканерами и многофункциональными устройствами фирм Mustek, Epson, Xerox, Primax, Microtek, UMAX, Genius и других.
В маркетинговом отношении выход новой версии флагманского продукта для компании очень важен, причем даже не столько на отечественном, сколько на зарубежных рынках. Сегодня объем продаж FineReader за рубежом более чем втрое превышает аналогичный показатель для России. Один из основных конкурентов ABBYY на рынке систем распознавания американская ScanSoft находится в кризисе (в последних трех кварталах ее убытки составили 19 тыс. долл., 24 и 40 млн. долл. соответственно). Это дает шанс ABBYY укрепить свои позиции на рынках США и Европы за счет новинки (ее объявление за рубежом намечено на осенней выставке Comdex). Хотя, конечно, шанс выпал не только ей.
По оценкам ряда дистрибьюторов, на отечественном розничном рынке OCR доля FineReader составляет не менее 80%. По мнению Cognitive Technologies, другого крупнейшего поставщика систем OCR, обе компании делят розничный рынок примерно поровну. Выход новой версии вряд ли изменит эту расстановку сил. Впрочем, есть нюансы: рекомендованная цена розничной версии FineReader 5.0 на российском рынке, как и во всем мире, составляет 99 долл. (обновление стоит 69 долл.). Это, с одной стороны, способно в корне решить проблему реэкспорта программы из-за рубежа, связанную с тем, что рекомендованная цена на FineReader 4.0 Standart в России была вдвое выше, с другой — принесет ABBYY моральные дивиденды и укрепит ее имидж у конечных потребителей.
Насколько удешевление будет выгодно дилерам, пока неясно. По словам менеджера по продукции FineReader Натальи Бриль, непроданные версии FR 4.0 будут обмениваться дилерам с учетом ценовой разницы, однако одного этого вряд ли будет достаточно для компенсации двукратного снижения прибыли, а перспектива пропорционального всплеска продаж в секторе SOHO пока ничем не подтверждена. С другой стороны, немало партнеров, стремясь привлечь покупателей, и так продают "коробочные" версии FR 4.0 существенно дешевле рекомендованного уровня, так что не исключено, что удешевление — лишь официальное признание со стороны ABBYY сложившегося де-факто ценового уровня.
Рекомендованная цена на версию Office изменений не претерпела (399 долл., обновление — 259 долл.).