Как главный управляющий производственной деятельностью фирмы Alcatel, Криш Прабху кое-что понимает в построении крупных телекоммуникационных сетей. Многие ведущие операторы связи тратят миллиарды долларов на модернизацию, стараясь не отстать от темпов "новой" экономики, но Прабху уверен, что Alcatel, известная своим первоклассным сервисом, имеет преимущество в соперничестве даже с такими гигантами, как Cisco Systems.
Однако другие поставщики сетевых услуг также верят в свои шансы. Как отмечают обозреватели, перед Cisco, которая вот уже более 10 лет правит бал на рынке корпоративных сетей передачи данных, сегодня стоит самая ответственная за весь этот период задача. Фирма должна доказать, что ее технологии можно масштабировать до уровня сетей операторов связи.
Наблюдатели считают, что компанию ждет серьезная перестройка. Менее одной трети дохода Cisco получает от операторов связи — и это наиболее быстрорастущая часть ее бизнеса.
"Cisco движется в мир гетерогенных сетей, но сегодня ситуация не та, когда "IOS (межсетевая ОС Cisco) побеждает всех", — заметил Питер Бернстайн, президент фирмы Infonautics Consulting.
"Руководители Cisco начинают понимать, что рынок операторов связи гораздо жестче, чем они ожидали", — считает Лайза Пирс, вице-президент Giga Information Group.
Cisco прорвалась в самый центр бурно растущего рынка телекоммуникаций, использовав для этого весь арсенал своего оборудования, маркетинговой мощи и агрессивной стратегии сбыта. Компания заключила соглашения почти со всеми крупными поставщиками услуг, чтобы внедрить свои средства передачи данных в их сети, и купила целый ряд фирм, стремясь залатать дыры в своей линейке технологий.
Как считает Рик Джастис, старший вице-президент компании, главная задача Cisco состоит в том, чтобы привлечь и удержать квалифицированных специалистов, а также установить партнерские отношения с поставщиками. В то же время, отмечает Ларри Лэнг, вице-президент по маркетингу, Cisco должна идти в ногу с требованиями рынка поставщиков услуг.
Однако все эти трудности нисколько не ухудшили финансовых показателей компании. Доход Cisco за 2000-й финансовый год составил 18,93 млрд. долл., что на 55% больше дохода (12,17 млрд. долл.) 1999 г. Прибыль возросла до 2,67 млрд. долл. (36 центов на акцию) что также выше прошлогодних 2,02 млрд. долл. (29 центов). Однако вопросы остаются: сможет ли Cisco сохранить свои позиции, когда переход к сетям нового поколения — в той области, где она доминирует, — только начинается?
На сетевом рынке основная часть доходов по-прежнему поступает от традиционных услуг, таких, как голосовая связь, а десь доля Cisco крайне мала. Около 60% своих доходов фирма получает за счет корпоративных технологий (в первую очередь многопротокольных маршрутизаторов), даже несмотря на то, что ее маршрутизаторы и коммутаторы используются поставщиками Интернет-услуг и другими операторами связи. В общем, Cisco сосредоточилась на формировании своего портфеля в сфере IP.
И все же компания может оказаться недостаточно подготовленой к тому, чтобы иметь дело с главной реальностью рынка: доходы любого поставщика оборудования зависят от того, в какой степени его клиенты — провайдеры услуг — способны зарабатывать деньги. И тут отрасль, по мнению Тома Нолле, президента консалтинговой фирмы CIMI, "пока еще не вполне понимает как получать деньги за IP".
Поставщики услуг зарабатывают миллиарды; но почти 90% их доходов поступает от услуг речевой связи. Сегмент передачи данных, хотя и растет достаточно быстро, в настоящее время дает не более 20% дохода, а доля услуг передачи данных через Интернет до сих пор не преодолела 1%-ный барьер, сообщил Нолле. Он считает, что, поскольку IP дает лишь незначительную часть общего дохода провайдеров услуг, а рост корпоративного рынка не превышает 10% в год, Cisco будет нелегко сохранить существующие темпы роста.
Более того, нарастает конкуренция со стороны компаний, претендующих на свою долю в бизнесе крупных операторов телефонной связи. В число этих конкурентов входят как новые игроки, такие, как молодая фирма Sycamore Networks, работающая на рынке оптоволоконных сетей, так и столпы отрасли — Nortel Networks и Lucent Technologies.
Несмотря на недавнюю "утечку мозгов" и финансовые сложности, Lucent, как отмечают аналитики, остается сильным соперником, поскольку опирается на поддержку серьезных клиентов из числа телекоммуникационных операторов; то же можно сказать и о Nortel. В начале октября Lucent подписала договор на сумму 1 млрд. долл. с компанией SBC Communications, которая планирует расширить свою национальную сеть. Согласно договору, Lucent отведена роль главного поставщика инфраструктуры передачи данных, голоса и Интернет-доступа.
Сходным путем идут и другие восходящие звезды этого рынка, в том числе изготовитель терабитных маршрутизаторов Juniper Networks и Alcatel, которая сводит клиентов—провайдеров DSL и цифровых услуг с региональными отделениями Bell.
Что касается Cisco, то она поставляет компании SBC оптоволоконные концентраторы и некоторое DSL-оборудование в рамках трехгодичного проекта стоимостью 6 млрд. долл., который позволит SBC модернизировать свою сеть доступа. Однако почти 70% оборудования для сети поставит Alcatel.
Alcatel завоевала прочное положение в США на рынке систем широкополосного доступа. Объем ее продаж в США в прошлом году превысил 6 млрд. долл. По сравнению с примерно 1 млрд. долл. в 1996 г. и 100 млн. долл. в 1991 г. — это внушительный рывок. Главная область интересов Alcatel — DSL и оптоволоконные сети. Прабху, который является также главным управляющим филиала Alcatel America, говорит, что фирма заняла удачную нишу для сотрудничества с существующими операторами связи и сейчас устанавливает контакты с новыми телекоммуникационными компаниями и провайдерами Интернет-услуг, которым требуется широкополосный доступ. Он считает, что выиграют те поставщики, которые смогут предоставить наилучший сервис для всей цепочки поставок.
"При масштабировании встает вопрос о качестве обслуживания, и провайдеры услуг тратят на сервис миллионы, — говорит Прабху. — Если взглянуть на перспективы рынка с этой точки зрения, то Lucent, Nortel и Alcatel имеют преимущество".
Как отмечают аналитики, хотя имя Cisco имеет большой вес на сетевом рынке, компания не охватывает всех его сегментов.
К примеру, на долю Cisco приходится лишь малая часть сегодняшнего рынка телекоммуникаций, общий оборот которого достиг 1 трлн. долл., а к 2003 г., по прогнозу исследовательской фирмы Gartner, возрастет до 1,5 трлн. долл. Невелика доля Cisco и на таких крупных рынках, как голосовая связь, мобильные коммуникации, оборудование для сетей общего пользования и сотовой связи, где оборот, по данным Gartner, достиг в прошлом году 450 млрд. долл. И еще одна оценка: по данным CIMI, доля Cisco на рынке модернизации сетей провайдеров доступа составляет менее 1 млрд. долл., в то время как общий объем этого рынка — 35 млрд. долл.
Наиболее сильны позиции Cisco на рынке сетевого коммуникационного оборудования, объем которого в прошлом году составил 39 млрд. долл., а к 2003 г. ожидается на уровне 52 млрд. долл., и на рынке средств удаленного доступа к ЛВС и Интернету - 11 млрд. долл. в 1999 г., 18 млрд. долл. к 2003 г., (прогноз Gartner).
В прошлом году на мировом рынке сетей провайдеров услуг Cisco лидировала по общему числу коммутаторов ATM и Frame Relay, главным образом, благодаря покупке фирмы Stratacom, сообщает Vertical Systems Group. Доля Cisco составляла около 22,5%, Lucent — 20,7%, а Nortel — 15,4%.
Если брать общий доход на рынке провайдеров услуг за 1999 г., то Lucent, по данным той же Vertical Systems, оказалась далеко впереди (36,5%). Cisco имела 20,6% этого рынка, а Newbridge, которую в прошлом году купила Alcatel, — 17,8%. В эту нишу включены многофункциональные коммутаторы, проданные операторам связи и Интернет-провайдерам, предоставляющим услуги в области Frame Relay.
Тем не менее, как отмечают обозреватели, поставщики услуг оказались в трудном положении, поскольку, осуществляя модернизацию своих сетей, они вынуждены иметь дело с многочисленными, только что возникшими компаниями, у которых может отсутствовать продуманная стратегия развития, а также с крупными поставщиками типа Nortel или Lucent, которые не сумели продемонстрировать ясное видение перспектив.
Многие корпоративные клиенты не уверены, что IP-услуги смогут обеспечить пропускную способность, к которой они привыкли на арендуемых линиях. Большинство соглашается с тем, что в конце концов IP поглотит все остальные услуги, но качество сервиса в IP-сетях все еще находится в младенческом состоянии, а люди по-прежнему желают платить за гарантированный уровень обслуживания, который им предоставляют традиционные операторы связи.
По мнению Лэнга из Cisco, проблемы с качеством обслуживания в IP-сетях преувеличены.
Критики Cisco утверждают, что компания всегда отличалась не столько собственными техническими новациями, сколько способностью покупать фирмы, владеющие перспективными технологиями. В результате Cisco, по мнению Эрика Хиндена, аналитика Suntrust Equitable Securities, совершенствовала свою продукцию и выпускала на рынок новые изделия недостаточно быстро, предоставляя тем самым хорошие шансы компаниям типа Juniper, Shasta Networks (куплена фирмой Nortel), SpringTide Networks (куплена Lucent) и Redback Networks, которые завоевали свою часть рынка широкополосного доступа.
"Cisco не защитила свою территорию, — пояснил Хинден. — Но до тех пор пока рыночная стоимость Cisco остается высокой, она может продолжать скупать компании".
Однако, как отмечают обозреватели, Cisco сталкивается с рядом проблем. Пока неясно, сумеет ли компания адаптировать свою линейку приобретенных технологий к реальным потребностям рынка. И хотя она знает корпоративный сектор, провайдеры услуг — это совсем другое дело. Для гигантов телекоммуникаций сеть вовсе не является центром затрат, это бизнес. Так что лучшие из IP-сетей будут выступать против самых отказоустойчивых сетей в мире, время работоспособности которых составляет 99,999%.
Быть может, лучшей проверкой для Cisco, да и всех поставщиков сетевого оборудования, была бы интеграция сетевых технологий для нужд конечного пользователя, считает Бернстайн из Infonautics. "Существуют ASP-компании, Интернет-провайдеры, традиционные операторы связи и предприятия, все со своими собственными потребностями и стратегиями, — пояснил он эту мысль. — Cisco — такой же новый игрок, как и некоторые другие, и, как и остальные, должен будет доказать свои возможности в обслуживании и поддержке".