Тема денег и Интернета в России приобрела особую популярность около года назад, когда число Интернет-провайдеров достигло примерно тысячи, а объем их услуг в 1999 г., по данным Минсвязи РФ, составил 150 млн. долл. И сегодня вряд ли в России можно найти компанию, имеющую сайт в Интернете и не стремящуюся извлечь из этого финансовую выгоду.
Как показала прошедшая в октябре конференция "Инвестиции в российский сектор Интернет-технологий", организованная компаниями Sachs Associates и Bloomberg при поддержке инвестиционной группы "Ренессанс Капитал", в российском Интернете заинтересованы и сами потенциальные инвесторы, которых привлекает как нынешний бум в области высоких технологий, так и общее улучшение макроэкономической ситуации и инвестиционного климата в России. Однако пока эта привлекательность остается в основном умозрительной, а поток средств с международных рынков капитала - крайне избирательным. Реально привлечь тем или иным способом капитал пока удается очень немногим.
Что же сдерживает сегодня привлечение средств в российский Интернет? Известно, например, что фондовые инвестиции сдерживаются доминированием компаний с неясными моделями доходов и нестабильностью рынка акций в сфере высоких технологий. Да и темпы роста фондовых активов в российском телекоммуникационном секторе очень низки. Достаточно сказать, что за последние четыре года лишь три такие компании - "Вымпелком" в 1996 г., Golden Telecom в 1999 г. и МТС в 2000 г. - разместили свои акции на бирже. При этом неверно считать, что в стране мало привлекательных объектов для фондовых инвесторов. Однако сегодня активы таких компаний либо недоступны для публичного обращения, либо слишком дороги.
Как считают аналитики "Ренессанс Капитала", компании, способные привлечь фондовых инвесторов, скорее всего будут возникать как дополняющие структуры в уже существующих крупных компаниях реального сектора. Причины такой тенденции очевидны: нет необходимости в создании дорогостоящей инфраструктуры, можно обойтись относительно малым стартовым капиталом, опереться на ресурсы, в том числе управленческие, компаний-учредителей, судя по всему, этот процесс уже начался (примерами могут служить Depo.ru, Yandex, "СибИнтек" и др.).
Что касается препятствий для венчурных инвестиций, то они напрямую связаны с проблемами развития Интернет-бизнеса в России. В частности, основная часть пользователей Интернета сосредоточена в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, на эти же регионы приходится и основная доля локальных сетей. В силу этого расчеты, например, на бурное развитие сферы B2C в ближайшее время вряд ли оправданны. Такие проекты должны сопровождаться либо гораздо более затратной чем сейчас, рекламой, либо постепенно воспитывать лояльных клиентов.
По мнению экспертов, потенциально привлекательными можно считать сферу B2B (прежде всего, в части Web-интеграции и консалтинга), различные торговые системы (от Интернет-бирж до электронных магазинов, число которых особенно увеличилось за последние год-полтора).
Наконец, в отдельную группу следует выделить оффшорное программирование, область, которую многие эксперты считают для нас наиболее перспективным для России направлением, прежде всего, благодаря наличию в стране квалифицированных и дешевых программистов. Опыт других стран, например Индии, показывает, что такие виды услуг, как разработка ПО по зарубежным заказчикам, при разумной государственной политике в этой области способен составить существенную долю и в экспорте страны (подробнее см. CRN/RE № 19/2000).
Как полагают эксперты ряда консалтинговых компаний, в частности Arrava Internet Management, сегодня в России наибольшую инвестиционную привлекательность имеют Интернет-проекты, связанные с теми секторами реальной экономики, где есть достаточный оборотный капитал (например, сырьевой или телекоммуникационный), а также совместные проекты с уже работающими в Сети компаниями или изначально ориентированные на западный рынок.
И все же основным условием для развития электронной коммерции следует считать формирование четкой правовой базы в этой области. Интернет-бизнес при всех его особенностях все же есть продолжение реальной экономики, где инвесторам нужны открытость, реальная модель доходов, стабильный рост бизнеса и гарантии защиты своих прав. Насколько государство в состоянии обеспечить эти гарантии и единые правила, покажет время. Тем не менее в ближайшем будущем в этой сфере возможен прогресс. По крайней мере, по словам министра связи Леонида Реймана, в 2001-2002 гг. планируется принять ряд основополагающих документов включая закон об электронно-цифровой подписи и закон об электронной торговле.