С 9 по 12 января в Сан-Франциско, в Moscone Center, прошла выставка Macworld Expo. Мне довелось побывать на ней в составе довольно большой группы представителей российского сообщества ("комьюнити", как принято говорить) Apple. Поездка была организована Apple и ее представителем в России - компанией DPI. Стоит отметить, такой многочисленной делегации из России на выставке еще не было за все 10 лет присутствия Apple на нашем рынке. Можно ли видеть в этом знак того, что "лед тронулся", и в "большой" Apple обратили наконец более серьезное внимание на рынок, занимающий 1/8 часть суши?
С тех пор как летом 1997 г. Стив Джобс вернулся в Apple, выработался своего рода ритуал - каждая выставка Macworld открывается его сольным выступлением (keynote), очень тщательно срежиссированным, в котором и представляется все, что приготовила компания к выставке. По существу, keynote Джобса - главное событие выставки, задающее погоду в "мире Apple" на ближайшие месяцы. Во многом именно для того, чтобы лично прочувствовать грядущие перемены, окунувшись в особенную атмосферу "эппловской" выставки вообще и keynote - в первую очередь, и съезжаются тысячи "маковских" пользователей, разработчиков, продавцов, сотни журналистов со всего мира. Пятитысячный зал Moscone Center был забит, и не все желающие в него попали - доступ в зал пришлось перекрыть, когда от стоявшей с раннего утра очереди оставался еще длинный хвост. Непопавшие, конечно, увидели синхронную трансляцию действа на больших экранах, но, как и во всяком по-настоящему хорошем театре, экран не в состоянии передать всей магии игры артиста, того поля взаимодействия, которое возникает между ним и наэлектризованным залом.
Итак, вот кратко суть сделанных на Macworld объявлений с минимальными комментариями (желающие узнать что-то более подробно или просто получить заряд эмоций, взглянув на выступление Джобса, могут посмотреть Интернет-трансляцию по адресу www.apple.com/quicktime/qtv/mwsf01/).
Mac OS XЕе разработка вышла на финишную прямую: все основные механизмы работают, наступила пора последних взаимоувязок и подстроек, вылавливания оставшихся "багов". Совершенствуется принципиально новый пользовательский интерфейс "десятки", плюсы и минусы которого на реально работающей системе проявляются куда яснее. Public Beta-версия доступна уже несколько месяцев, установлена более чем на 100 тыс. компьютеров, и сейчас разработчики аккумулируют и обрабатывают интенсивный поток обратной связи от добровольных тестировщиков (более 70 тыс. откликов), устраняя минусы и наводя глянец на плюсы. Джобс с видимым удовольствием демонстрировал (под одобрительные шум и крики аудитории) новые "вкусные" свойства "десятки", дополнения в интерфейсе, действительно очень заметно изменившемся по сравнению с Public Beta. Отметим, в частности, что компания, прислушавшись к голосу пользователей, вернула целый ряд особенностей интерфейса, изначально присущих традиционной Mac OS (вроде меню под "яблочком" в левом углу экрана).
На выставке демонстрировалось множество "родных" приложений для "десятки", в том числе и от тех фирм, которые раньше вообще не жаловали вниманием платформу Apple. В частности, в ходе keynote состоялся дебют пакета Maya, на котором сегодня производится едва ли не большинство компьютерной графики для кино. К осени выйдет Microsoft Office для новой системы. Джобс обещал настоящий фейерверк приложений для "десятки" на июльской выставке Macworld в Нью-Йорке. (Напомним на всякий случай, что все "старые" программы тоже идут под Mac OS X, хотя и не пользуются всеми преимуществами истинной многозадачности.)
Переход к Mac OS X, современной истинно многозадачной и многопотоковой системе, гибриду Mac OS и Unix (точнее, NEXTSTEP), над микроядром Mach 3.0, - действительно эпохальное событие в истории Apple (см. цикл статей Олега Фоминова "X в Кубе", PC Magazine/RE № 12/2000 и далее). И он жизненно важен для компании, чтобы полностью использовать многократно возросшие вычислительную мощь, коммуникационные и мультимедийные способности компьютеров, открыть для них в наступившем десятилетии принципиально новые потребительские возможности в создающейся вокруг нас единой цифровой широкополосной среде. Официальное начало новой эпохи назначено на 24 марта 2001 г., когда Mac OS X поступит в продажу по цене 129 долл. С лета система начнет поставляться со всеми компьютерами Apple.
Power Mac G4После того как компании Motorola удалось преодолеть технологические трудности и выпустить процессоры новой модели PowerPC 7450, Apple наконец-то смогла обновить частоты в семействе Power Mac G4. Напомним, на июльской выставке Macworld, чтобы компенсировать увеличивающееся "мегагерцевое отставание" от Wintel, эти компьютеры были представлены в двухпроцессорном варианте. Новые ступени модельного ряда - 466, 533, 667 и 733 МГц. При этом рост быстродействия новых процессоров обусловлен не только повышением их рабочей частоты, но и рядом внутренних архитектурных особенностей. Заметно улучшены и прочие параметры производительности самих компьютеров - частота работы системной шины и памяти, пропускная способность PCI-гнезд (причем их теперь четыре вместо трех). И подобно тому как в июле на Macworld однопроцессорный 500-МГц Power Mac G4 уверенно обгонял 1-ГГц компьютер на Pentium III (а двухпроцессорный обошел его в два раза), так и на этот раз, ко всеобщему удовольствию зала, G4/733 на 12 с обошел Pentium IV 1,5 ГГц на тестовом примере Photoshop.
Получили подтверждение слухи о смене симпатий Apple в области графических плат. Лишь у младшей модели в пятом разъеме системной платы (AGP 4Х) установлена прежняя ATI Rage Pro 128, три старшие впервые оснащены платой от компании nVidia (до сих пор "маковский" рынок игнорировавшей) - GeForce2 MX с 32-Мбайт SDRAM. ATI Radeon так и осталась опцией при покупке через электронный магазин Apple Store...
Память у новых Power Mac - от 128 до 256 Мбайт, жесткий диск Ultra ATA/66 от 30 до 60 Гбайт, ценовые ступеньки: 1699-2199-2799-3499 долл. (здесь и далее - цены Apple Store). Опцией, доступной лишь через Apple Store, является единственная теперь двухпроцессорная модель - на процессорах 533 МГц за 2499 долл. Фирменный дизайн G4 оставлен прежним.
SuperDriveТри младшие модели Power Mac G4 оснащены накопителями CD-RW, а старшая - новым Apple SuperDrive, комбинированным CD-RW/DVD-R приводом (разработанным и выпускаемым фирмой Pioneer), причем созданные с его помощью диски DVD можно воспроизводить в любых бытовых DVD-проигрывателях. Джобс в своем выступлении отметил, что до сих пор один лишь накопитель с функциями SuperDrive стоил почти 5 тыс. долл. - теперь же он за 3,5 тыс. приходит в составе мощной универсальной вычислительной системы. А по неофициальным сообщениям представителей фирмы Pioneer, этот накопитель в принципе готов выполнять функции не только DVD-R, но и DVD-RW. Лишь разногласия в индустрии относительно стандарта на этот формат побудили фирму пока не открывать данный режим для пользователей. Однако, после того как стандарт DVD-RW будет согласован, функции DVD-RW смогут быть добавлены с помощью программного дополнения к SuperDrive.
Конечно, Apple недолго ходить в единоличных лидерах технологии, соглашение ее с Pioneer не эксклюзивное, и уже в марте Compaq собирается выпустить компьютер с тем же накопителем; кроме того, как только ситуация со стандартами на запись DVD окончательно прояснится, другие производители оптических накопителей ринутся завоевывать данный рынок. Но самое сильное в данном ходе Apple - вовсе не то, что она оказалась первой. Apple предложила решение (точнее, сразу два!) для того, чтобы этот накопитель с первого же дня можно было реально использовать.
iMovie. iTunes. iDVD. i...?Год с небольшим назад, выпустив iMac DV, оснащенный портом FireWire, Apple включила в комплект поставки программку iMovie. Тем самым она совершила домашнюю видеореволюцию, как когда-то совершила революции в издательском деле, а потом и в обработке изображений. iMovie как цементирующий элемент комплекса из "Макинтоша" и цифровой видеокамеры (DV или Digital8) открыла перед всеми, от 7-летнего ребенка и домохозяйки до видеолюбителя со стажем, возможность полноценного видеомонтажа и изготовления собственного фильма. Apple удалось достичь удивительной простоты и скорости работы программы. Мне довелось дважды тестировать iMovie в комплекте с iMac и iBook и камерами Sony Digital8 - и должен сказать, всего через пару дней у вас меняется отношение к видеокамере и компьютеру: друг без друга они уже кажутся устройствами некомплектными, а к вам приходит новое ощущение "видео на кончиках пальцев" (см. "Комплект" и "Комплект-2", PC Magazine/RE № 2/2000, 1-2/2001). Джобс сказал на Macworld, что "Макинтош" с iMovie в 10 раз повышает потребительскую ценность (value) цифровой видеокамеры - не знаю, как точно измерить коэффициент, но качественно он безусловно прав. И, на мой взгляд, верно и обратное.
9 января Джобс представил "сестер" iMovie - две новые i-программы, которые тоже будут бесплатно поставляться с компьютерами Apple и, в соответствии с давней мантрой Джобса, неуклонно развивать и раздвигать творческие способности и возможности пользователя "Макинтоша". Программа iTunes не только помогает собирать (отовсюду - с CD, MP3, из Интернета), сжимать, упорядочивать, хранить и прослушивать свои коллекции музыкальных произведений, но и сделала чрезвычайно простым и общедоступным процесс создания и записи собственного аудио-CD. Достаточно (если есть CD-RW) нажать одну кнопку - Burn, и вы получаете аудиодиск с собственноручно отобранным контентом (наш привет RIAA со товарищи!). iTunes можно бесплатно скачать с сайта Apple.
Второе объявление было совсем уж неожиданным: теперь почти так же просто, как записать CD, можно будет создать полноценный, со всеми меню, интерактивностью и пр., собственный диск DVD! (признайтесь честно, вряд ли кто ждал такого раньше чем через несколько лет). Причем диск будет "играться" на любом домашнем DVD-плейере. Таким образом, в частности, обеспечивается цифровая среда распространения изготовленных в iMovie фильмов; предусмотрен также режим создания фотоальбомов на DVD, что интересно для обладателей цифровых фотокамер. Все это обеспечит программа iDVD - в комплекте с процессором G4 и Apple SuperDrive (пока поставляется только с Power Mac/733).
Следующая новинка, DVD Studio Pro, рассчитана на профессионалов. Подобно тому как у "потребительской" iMovie есть "старший брат" - профессиональный пакет монтажа Final Cut Pro, так и для DVD компании Apple выпустила решение с такой же как у Final Cut ценой (995 долл.) - и с функциональностью многотысячных пакетов и программно-аппаратных комплексов DVD-авторинга. Отметим еще одно достижение разработчиков: входящий в состав iDVD и DVD Studio новый программный MPEG2-кодер. Он построен на глубоком использовании возможностей сопроцессора Velocity Engine процессора G4, благодаря чему время кодирования одной минуты видео для DVD снизилось с обычных для программных кодеков 20-25 мин до двух!
Теперь обычный "Макинтош" сразу же после распаковки готов работать в качестве не только студии видеомонтажа, но и домашней фонотеки с возможностью изготовления дисков CD, а также (если он снабжен SuperDrive) - станции подготовки и записи DVD. Давайте посмотрим также на связь этих возможностей между собой в одном компьютере, на комплексные творческие проекты, которые можно создавать с их помощью. Что же приобретает человек, покупающий сегодня "Макинтош"? Компьютер или уже что-то качественно иное?
Джобс отметил, что Apple предлагает решения, которые на годы опережают любые другие, предлагаемые на рынке, - и это похоже на правду. Теперь его "i-политика" прояснилась, и, наверное, можно начинать экстраполировать. Что будет следующим? iMusic? (между прочим, представляя iTunes, Джобс несколько раз назвал ее именно так; оговорка это? название рабочей версии? или именно ведущейся разработкой отдельной программы аудиоредактирования можно объяснить звуковые слабости iMovie?) iPhoto? iTV? iPhone? iPDA? iHome?
TitaniumПод занавес речи (когда заявленное время ее истекло и кто-то уже решил, что на этот раз - все, представление закончено) Джобс, как обычно, выступил с сюрпризом. Выдержав паузу, он произнес-таки традиционную заветную фразу: "И еще одна вещь..." - смех, свист, аплодисменты зала и... На прошлом Macworld, напомним, таким сюрпризом был G4 Cube. Теперь - Titanium.
Сверхтонкий - 1 дюйм (т. е. меньше, чем у эталона этого "твигги-направления", Sony Vaio Z505 - 1,15 дюйма!), но при этом полнофункциональный ноутбук на процессоре G4, с широкоформатным экраном 3:2 (1152 х 768) с диагональю 15,2 дюйма (у Vaio, напомним, 12,1 дюйма), массой 2,4 кг и в серебристом корпусе из "коммерчески чистого" (CP-1) титана. Он оснащен: портами FireWire, двумя USB, 10/100 Ethernet, инфракрасным IrDA, выходами VGA, S-Video, стереозвука, антенной и гнездом для платы AirPort, модемом 56 кбит/с, графической платой Rage Mobility 128 с 8 Mбайт SDRAM, гнездом для PC Card и, наконец, накопителем DVD-ROM c "тостерной" загрузкой. (Отметим, при толщине компьютера в 1 дюйм такого еще не бывало, "субноутбуки", к которым по своим габаритам с полным правом относится Titanium, до сих пор вообще не оснащались сменными накопителями. Ни у Vaio, ни у ThinkPad X, ни у Toshiba 7010CT нет оптических дисков - приходится носить с собой внешний.) Внутри - G4 со сниженным энергопотреблением (PowerPC 7410) и частотой 400 или 500 МГц, 128 или 256 Мбайт памяти, 10 или 20 Гбайт диск. Цены этих двух модификаций - 2599 и 3499 долл., что вполне сопоставимо с портативными ПК, уступающими Titanium по ряду параметров (так, у Vaio Z505 - 2549 долл., у ThinkPad T - 2749), а среди обладателей 15-дюйм экрана он вообще один из самых дешевых.
Аналитики единодушны в том, что новый PowerBook G4, со своим комплексом свойств, с изысканным, но более традиционным, чем у PowerBook G3 (не говоря уже про iBook) дизайном и конкурентной ценой, должен пользоваться успехом среди бизнесменов и может поправить позиции Apple в этом секторе рынка. Добавим сюда людей творчества, медиа-профессионалов, для которых Titanium - готовый (и ранее недоступный) мобильный вариант студии, по вычислительной мощности не уступающий стационарным студиям на базе прежних Power Mac G4, с широким экраном, идеальным для многооконных монтажных программ вроде Final Cut (и, конечно, предустановленной на нем iMovie). И с батарейкой на 5 ч работы! Думаю, у Titanium есть все шансы стать и знаковым элементом стиля для VIP. Теперь дело только за Apple - за ее способностью удовлетворить уже поднявшуюся волну спроса на эти компьютеры, за (входящим в известное противоречие с п. 1) сверхстрогим контролем качества комплектующих и сборки, чтобы с самого начала обеспечить непререкаемую надежность работы всех подсистем в этом ультратонком корпусе. И еще за точным и своевременным маркетингом, чтобы не повторить ошибки с "Кубом", не бросать дела на самотек и обеспечить плавный переход волны начального спроса в не менее высокий уровень спроса повседневного.
Накануне ТокиоОчевидно, после выхода iTunes потребительским моделям Apple, iMac и iBook, не хватает дисководов CD-RW. Apple обещает нынешним обладателям этих машин в ближайшее время обеспечить драйверы и для работы с внешними CD-RW. А уже в конце февраля состоится Apple Expo в Токио - следующее из четырех традиционных "премьерных" событий для Apple, причем имеющее именно "consumer"-ориентацию. Я думаю, теперь можно почти с полной уверенностью ожидать появления в Токио новых iMac - со встроенными CD-RW, как у Power Mac G4 (хорошо бы и новых iBook тоже, но, наверное, не все сразу). Хотя, конечно, лучшим решением были бы комбо-драйвы DVD-ROM/CD-RW, хотя бы у старших модификаций iMac. Чтобы не терять возможности просмотра дисков, приготовленных в iDVD...
Что касается iDVD и SuperDrive, то, конечно, технология пока дорога для "простого" потребителя, старший Power Mac за 3500 долл. для него - неподъемная ноша. Но Apple удалось сделать гигантский рывок, максимально приблизив технологию к широким слоям пользователей, едва ли не на порядок снизив ценовой "порог вхождения" в область изготовления DVD и уж не знаю во сколько раз упростив все процедуры, "спрятав" технологию от пользователя. И потому iDVD уже сегодня найдет применение в учебном процессе, в разного рода видеоархивах, можно ожидать и появления сети маленьких недорогих коммерческих студий на принципе "Приди и сделай DVD!". По оценке Consumer Electronic Association (CEA), в 2000 г. продано 12,5 млн. DVD-плейеров, и темп роста продаж этих устройств не имеет аналогов в истории бытовой электроники. Так что iDVD пришла вовремя.
Насчет "домашнего решения" для iDVD, вероятности появления iMac сразу и с G4, и с SuperDrive - сомневаюсь: такой компьютер зашкалит за 2 тысячи и попросту выйдет за пределы своего класса; придется ждать удешевления компонентов. А вот элитный Cube... Он буквально просится в эту нишу. Представьте этот маленький бесшумный прозрачный кубик на столике, в интерьере домашнего кинотеатра. Красиво, компактно, полный спектр "i-возможностей": снял кино, подобрал музыку, смонтировал, сделал DVD, позвал друзей... Причем процессор G4 у "Куба" уже есть - остается добавить SuperDrive, и получим истинную DreamMachine эксклюзивного стиля. Особенно если с плоским широкоэкранным Cinema-дисплеем и под "десяткой". Вот вам и позиционирование, и двигатель продаж для "Куба"! Увы, пока есть существенное "но": у SuperDrive не "слотовая" система загрузки диска, которой требуют особенности дизайна "Куба"...
Конечно, многие нынешние владельцы машин на G4 хотели бы отдельно докупить внешний SuperDrive (его цена, по имеющимся данным, в районе 1000 долл.), но это вопрос скорее к Pioneer и ее производственным мощностям, хотя и Apple, заинтересованная в продажах новых компьютеров, может сказать свое слово. В общем, вполне вероятно, что в первое время устройства будут доступны только "в комплекте".