Особенности есть у каждого, но существует и понятие "изюминка", которое характеризует нечто совершенно оригинальное. Если речь идет о компании, то такой "изюминкой" может оказаться, например, ее местоположение, начальный период деятельности и даже характер руководителя. "Изюминку" можно найти в любой компании, надо только присмотреться.

Как у всех

Геннадий Мальцев - генеральный директор мурманской NetSL, был одним из тех, кто в 1983 г. начал создавать в городе хозрасчетные подразделения компьютерщиков. Тогда он работал в системе "СоюзЭВМ Комплекс", которая обслуживала местные ВЦ. "Центр Информатики" как самостоятельная команда (14 человек) сформировался в 1986 г. в рамках государственного предприятия, а в 1991 г. отделился от него, зарегистрировав ТОО "Центр Информатики". У фирмы уже был сложившийся круг клиентов: она обслуживала многие местные ВЦ. К весне 1992 г. решено было изменить название, поскольку нужна была торговая марка, и появилась NеtSL. Начинали как многие - с разработки программных комплексов и создания локальных сетей. Первое ПО было разработано для складского учета. Но в 1993 г. направление разработок закрыли, потому что стало понятно: выполнить все необходимые требования к "настоящему" программному продукту вряд ли удастся.

Геннадий Мальцев рассказывает: "Компанию строили не по книжкам, а по наитию. Постоянно было ощущение, что все против нас, и мы боремся. То помещение не дают, то бухгалтерия осложняет работу. Все казалось лишним, отмирающим. Правда, сейчас наши взгляды изменились, и мы считаем, что многое в процессе управления предприятием можно было сохранить".

Из тех, кто начинал, в компании осталось только двое, один из них - Мальцев. На госпредприятии в компьютерном отделе работали почти одни женщины, сейчас же из 90 человек штата - большинство мужчин. Это одна из самых крупных компаний информационной отрасли на Кольском полуострове.

Вкус изюма

Сказать, что у всех все одинаково, - опасно.

Многие компьютерные компании формировались и делали первые шаги как отдельные коллективы или подразделения в стенах высших учебных заведений или государственных предприятий, а в начале 90-х годов выделились в самостоятельные структуры. Очень многие начинали с торговли "желтыми" компьютерами и позднее перешли к сборке. Нынче немалое число из них занимаются системной интеграцией, корпоративными проектами. Похожим путем шла и NetSL. Но здесь уже лучше говорить не о маленькой "изюминке", а о настоящей самобытности компании.

Кто из региональных компаний может сказать: "До 1995 г. у нас не было никаких контактов ни с Москвой, ни с Санкт-Петербургом"? Но на Кольском полуострове до границы - рукой подать, и уже с 1991 г. NetSL работала совместно с норвежскими и немецкими партнерами. Геннадий Мальцев поясняет: "Хотя Питер и недалеко, Норвегия ближе. К норвежцам доверия было больше. Компания у наших партнеров небольшая, как и наша. Они рассуждали о качестве продукции, учили нас, как не "налететь". Думаю, только европейцам я мог заявить: "Ваша партия адаптеров - 100 штук - вся дефектная, я ее возвращаю". Норвежский партнер до сих пор выпускает 15 тыс. компьютеров в год.

Немецкий партнер - предприятие численностью 15 человек (сейчас его уже нет) выпускало компьютеры под своей торговой маркой. Совместное предприятие с участием NetSL собирало компьютеры под торговыми марками западных компаний, и его сотрудники хорошо помнили требования немецких партнеров - даже недорогие компьютеры должны иметь хорошее качество, необходим хороший сервис.

С 1994 г. NetSL становилась все более самостоятельной, а СП поддерживала только ради сборки компьютеров. Но норвежцы почувствовали, что NetSL меняет сектор рынка, начали возникать конфликты, и через некоторое время отношения были прерваны.

Тем не менее тесная совместная работа с западными компаниями с самых первых дней очень много дала специалистам NetSL: персонал обучался на европейских предприятиях. Были и другие возможности: сразу начали ездить на CeBIT, работали на стенде партнеров - это была хорошая школа. Можно было, скажем, послать факс со стенда представителям Novell и встретиться с ее вице-президентом. Позднее NetSL стала одной из первых (наряду с "АйТи") российских компаний, получивших статус Novell SystemHouse.

«Если человек хочет, чтобы его уважали, если видит свои горизонты и перспективы, — я с ним. Я строю бизнес и хочу иметь крепкую торговую марку, рассчитываю на долгосрочные программы и не намереваюсь «охмурять клиента на предмет быстрой маржи» — цели мои и моих людей совпадают всегда».

Геннадий Мальцев

С 1994 г. компания три года подряд приглашала зарубежных консультантов для помощи в организации бизнеса, менеджмента, финансового учета и мотивации персонала. Последний был из Финляндии. После первой недели знакомства с компанией он сказал: "90% малых предприятий Финляндии понимают бизнес примитивнее, чем вы". Тогда уже стало ясно, что NetSL - это не только собственный взгляд, это - собственный путь.

Почва не для гениев

"У нас в Мурманске почва для выращивания гениев, я бы сказал, прохладная, - шутит Геннадий Мальцев. - Гении здесь, конечно, родятся, но надолго не задерживаются". Он вспоминает, что бывший главный инженер фирмы, человек способный и знающий, работает в Канаде руководителем проекта в какой-то компании. Несколько "выпускников" NetSL работают сейчас в Москве и Питере. Мальцев убежден - необходимо "обеспечить своим сотрудникам социальные условия несколько более высокие, чем им могут предложить другие компании отрасли в нашем регионе".

NetSL никогда не жалела денег на обучение сотрудников, в том числе и за границей. Мальцев заявляет: "Даже если известно, что человек собирается уйти из фирмы, я не "останавливаю машину" и даю ему возможность получить сертификат: может, еще подумает - стоит ли уходить... Это важно не только с точки зрения гуманизма, но и с точки зрения бизнеса - я всегда считал, что затраты на учебу - правильные затраты".

Хотя в Мурманске мало хороших спортивных сооружений, в NetSL стараются создать условия сотрудникам для занятий спортом: арендуют спортивные залы, покупают инвентарь, собираются организовать спортивный клуб. Устраивали турниры по настольному и большому теннису, волейболу.

Компания оплачивает все виды общеобразовательного обучения, проводит регулярные групповые тренинги персонала. После осеннего тренинга провели анкетирование. 75% сотрудников оценили условия работы в компании на "хорошо" и "отлично", более 90% удовлетворены оплатой труда и 75% хотели бы работать здесь еще 5 лет.

Работа есть работа

Сейчас NetSL состоит из трех самостоятельных отделений: NetSL Project, NetSL-консалтинг и Computer Market. Дело первого - системная интеграция, его клиенты - самые крупные предприятия региона. Computer Market ведет розничную торговлю и обслуживает малый бизнес. Отделения объединяют общие финансовые вопросы. У каждого - своя политика, круг клиентов, но оказалось, что необходимо согласовывать стратегию.

Геннадий Мальцев первоначально полагал, что конкуренции между Project и Computer Market не должно быть. Но корпоративные клиенты стали иногда использовать более простые решения и обращаться к Computer Market, а это отделение предлагает совсем другой уровень сервиса. Может быть, проще всего было бы оставить одно отделение и переориентироваться на более простые решения. Но директор стоит на своем: "Мы остаемся передовой компанией и должны предлагать клиентам передовые технологии".

«Начальник я демократичный, но если уж берусь управлять проектом, то все! Сделаюсь резким, буду настаивать и добиваться, чтобы было так, как я решил. Я ведь — яростный спорщик, и, если уж взялся руководить, никому «порулить» не дам».

Геннадий Мальцев

Подразделение маркетинга, созданное еще в 1992 г., изначально работало по принципу: "Необходимо развивать спрос, а не ждать, пока клиент примет решение". NetSL ежегодно проводит десятки различных семинаров. Мальцев поясняет: "Мы доставляем клиенту образцы, доступно все объясняем. Перейти после всего этого на более низкий уровень запросов означает признать, что вся предыдущая работа - просто рекламная шумиха, и мы не формируем спрос, а просто болтаем".

В перспективности бизнеса компании NetSL-консалтинг Геннадий Мальцев пока сомневается: потребность-то есть, но пока не удалось создать спрос - в его регионе платить за советы еще не научились.

Мальцев полагает, что рынок у компании NetSL ограничен, но это его сейчас не очень смущает. Возможно, так и должно быть. В былые годы организовывали дочерние предприятия в Архангельске и в Минске, делали проекты в Петрозаводске. Пытались запустить дистрибьюторскую компанию в Санкт-Петербурге, но дело не пошло. Да и в Минске рынок не отличается активностью.

Как, наверное, многие, Геннадий Мальцев каждый раз ищет ответ на вопрос: "Может ли в провинции нормально работать и развиваться специализированная фирма - розничная, дистрибьюторская, занимающаяся разработками или, скажем, сервисом. Или обязательно чтобы "и швец, и жнец, и на дуде игрец"?

Шведы или норвежцы удивляются: "Что это за бизнес? Чем вы конкретно занимаетесь?"

И директор NetSL вынужден признать: "Не существует инфраструктуры, позволяющей нам выполнить проект в Смоленске. И нет у нас такой совершенной технологии, чтобы выполнить проект в Москве. Не можем мы, как в Финляндии, держать маленькую компанию, обслуживающую узкое направление. Если такое и возможно, то, наверное, только в Москве. Перед кризисом все твердили о специализации. Тогда мы и создали розничное отделение и консалтинг. Сейчас же многие, даже в центре, говорят о диверсификации... Так легче выжить и развиваться".

Есть у NetSL еще одна особенность - никакой "политики", никаких "своих" во власти. Мальцев поясняет: "Я с чиновниками строить отношения на нюансах не умею. Работа у них трудная, я в ней мало чего понимаю. Помощь в разных программах мы им оказываем, а в тендеры входим "без звонков". Аргументов рыночных вроде и так хватает. Оказалось, что можно сохранять передовые позиции и получать заказы, вовсе не имея своих людей во властных структурах. И это - замечательно".

«Альтернативы для себя не вижу. Однажды по болезни пришлось на время отойти от дел, так переживал это крайне тяжело. Я уже не могу от кого-то зависеть, работать с кем-то, кто мне будет диктовать. И вероятно, это судьба, потому что я, сколько себя помню, был неуживчив и несговорчив, мнение свое отстаивал даже во вред карьере. Мне, по сути, суждено было свою фирму создать. Я по профессии директор. И не собираюсь ничего менять».

Геннадий Мальцев

Не дам порулить!

Три сравнительно независимых отделения NetSL полностью принадлежат головной компании. Она имеет трех владельцев, которым принадлежит большой процент акций. Но есть и резервный "страховой пакет", который принадлежит предприятию, номинально - совету директоров. Если один из владельцев захочет продать свои акции, контрольный пакет останется на предприятии, и существенных перемен не произойдет.

Геннадий Мальцев говорит твердо: "Моя должность - генеральный директор. Совет директоров пока официально не оформлен. Я оставил за собой позицию генерального директора и в двух других отделениях, или компаниях, потому что хочу сохранить возможность в случае необходимости оперативно предпринять энергичные действия для защиты наших основных позиций. Я не приказываю главным менеджерам отделений, но если возникнет опасность разрушения одного из предприятий, я должен буду ее предотвратить сам, а не запускать казуистическую процедуру созыва совета директоров".

Мальцев глубоко убежден: для бизнеса полезнее быть самим собой. Он увлеченно рассказывает о спорах с сотрудниками, "брейн сторминге", который организует, чтобы выработать правильное решение. Он называет это "методом активизации" - "резкий конфликт, потом - серьезный спор, когда можно разобраться что к чему". "По Мальцеву", конфликт должен перерастать в конкретную программу действий. С его точки зрения, подобным образом тяжело решать стратегические вопросы, но это вполне приемлемая тактика.

Нужно сказать, что Мальцев заинтересован и в других сферах деятельности. Ему, например, интересна и строительная отрасль. Он задумывается о новых технологиях управления проектами, присматривается к строительным фирмам в Швеции. Пока готовилась эта статья, стало известно, что NetSL открыла представительство в Северной Швеции.

Его вообще привлекает Скандинавия. Мальцев рассказывает, что в детстве жил на Колыме, в армии служил на Севере. Окончил "Военмех" в Ленинграде и опять распределился на Север. Даже отдыхать ездит с семьей то в Швецию, то в Мурманскую область. Катается на лыжах с детьми. Их у него двое. Старшая дочь заканчивает колледж в Англии.

Взгляд в будущее

В NetSL считают - будущее компании в ее специалистах. Штат пополняется за счет студентов, которых с 1994 г. присылают сюда на практику учебные заведения Мурманска, и Геннадий Мальцев не жалеет для них средств: "Я говорю - это не зарплата, это стипендия, приносите зачетку с хорошими отметками и будете здесь вести проекты!" Например, один из ведущих менеджеров по продажам пришел в компанию еще студентом второго курса техникума. А сейчас он уже учится в аспирантуре.