Новые экономические реалии и развитие технологий заставляют игроков канала сбыта совершенствовать методы работы, повышать свою эффективность и конкурентоспособность. Особенно остро необходимость перемен чувствуют компании, которые занимаются проектной дистрибуцией. О ситуации и тенденциях в этом сегменте ИТ-рынка рассказал в интервью первому заместителю главного редактора CRN/RE Константину Геращенко исполнительный директор компании Landata Василий Селюминов.
CRN/RE: Что изменилось в дистрибьюторском бизнесе в последние годы?
Василий Селюминов: Главная мировая тенденция — это снижение маржи и рост конкуренции. Рынок заметно сузился, ИТ-компании стали осваивать те ниши, которые раньше их не привлекали. Сегодня в узком секторе за небольшой проект конкурируют крупные фирмы. И нам, как дистрибьютору, работать стало намного сложнее. В настоящее время, если компания хочет остаться на рынке и не утратить своих позиций, ей приходится прилагать больше усилий, чтобы сохранить объемы продаж, глубже анализировать ситуацию в отрасли.
Другой чувствительный тренд — сокращение маркетинговых инвестиций вендоров. Поставщики стали экономить, снижать расходы, они хотели бы сделать бюджеты точечными, работать персонально с каждым партнером второго уровня. Но здесь их поджидает серьезная проблема: вендору трудно понять, в каком объеме он должен поддерживать маркетинговую деятельность партнера, если тот еще ничего не заработал. Поэтому нам, как дистрибьютору, приходится проявлять изобретательность, самим инициировать маркетинговую активность, пытаясь достичь цели с минимальными усилиями и материальными затратами.
CRN/RE: Как эволюционировали методы работы проектных дистрибьюторов?
В. С.: Дистрибьюторский бизнес развивается по своим законам. Есть компании, поставившие перед собой цель — стать на рынке игроком номер 1 по объемам. Это означает, что такой дистрибьютор должен быть очень крупным, мультивендорным. Можно назвать тройку ведущих игроков, стремящихся к этой цели. Об этом говорит хотя бы список вендоров, с которыми у них заключены дистрибьюторские соглашения. И ежегодно пул поставщиков пополняется.
Landata также стремится быть лидером в своем сегменте. Но мы изначально фокусировались на проектной дистрибуции и не собираемся менять наши приоритеты. Когда мы говорим о лидерстве, то имеем в виду не только оборот компании. Наш главный козырь — это тщательно подобранная продуктовая линейка и экспертиза специалистов. сотрудничестве с Landata должны быть заинтересованы как вендоры, так и интеграторы. Задача интегратора — удовлетворить потребности клиента. А мы, в свою очередь, должны удовлетворять потребности интегратора.
Сегодня от проектного дистрибьютора требуется более быстрая реакция, чем раньше. Понятно, что дистрибьютор всегда должен искать новых вендоров, чтобы предложить рынку максимально широкий ассортимент современных продуктов и решений. Но если раньше можно было довольно долго поставлять продукцию вендоров, с которыми уже заключены дистрибьюторские соглашения, то сейчас технологии меняются быстро, а вместе с ними — интересы и предпочтения клиентов и интеграторов. И проектный дистрибьютор должен практически мгновенно на это реагировать, находить такие новинки, которые будут интересны заказчику и всем участникам цепочки поставок, которые позволят им заработать и станут их конкурентным преимуществом. Чтобы к моменту появления на рынке новой задачи мы уже знали, как ее решать. Лет пять назад можно было из продуктовой линейки долго «выжимать» прибыль и уж потом искать нового поставщика оборудования. Но сегодня дистрибьюторские контракты с новыми перспективными поставщиками должны заключаться как минимум ежегодно.
Landata всегда ставит перед собой задачу расти быстрее рынка. Иначе можно быстро превратиться в нишевого игрока, и тогда наши партнеры и вендоры потеряют к нам интерес. Развитие проектной дистрибуции подразумевает постоянный поиск новых продуктовых линеек, которые отвечают возникающим технологическим задачам.
CRN/RE: На продвижении каких решений фокусируется ваша компания и почему?
В. С.: Как проектный дистрибьютор, мы делаем акцент на поставках решений для корпоративных заказчиков. Этим определяется формирование нашего продуктового портфеля. Landata поставляет телекоммуникационное оборудование, серверы и ПК, СХД, ИБП, измерительные приборы, периферийные устройства.
Сначала в нашем бизнесе превалировали телекоммуникационные системы. Затем мы начали работать с IBM, и вскоре продукция этого вендора заняла существенную часть нашего бизнеса. В 2010 г. мы решили сбалансировать наш портфель и увеличить долю телекоммуникационных решений. Подыскивая новых перспективных вендоров, мы обратили внимание на компании Huawei, Juniper, Tandberg, Mitel, Verint, ClearOne. С ними были подписаны дистрибьюторские соглашения. Это поставщики высокотехнологичных решений в области ВКС, аудиоконференцсвязи, систем сетевого видеонаблюдения, решений для бизнес-коммуникаций. Выбирая поставщиков, мы ориентируемся на лидеров в своих нишах. Все новинки, которые продвигает Landata, должны отвечать последним запросам рынка.
Локомотивом развития бизнеса в последнее время стали системы ВКС. Однако, после того как Cisco приобрела Tandberg, перед нами встала задача — найти продукции этого вендора достойную замену. Довольно быстро мы определились с выбором. Нашим новым поставщиком систем ВКС стала компания LifeSize.
Надо сказать, что выбор вендоров, продуктовых линеек и подписание дистрибьюторских соглашений — это лишь первый шаг. Сразу же встает задача подготовки специалистов. Глубокое знание оборудования — это то, без чего немыслима проектная дистрибуция. Специалистов всегда мало, особенно на начальном этапе, когда новое решение появляется на рынке. И если кадры сконцентрированы у нас, мы можем работать с широкой аудиторией партнеров и заказчиков.
Помимо этого надо подготовить комплект демооборудования, организовать техническую поддержку, провести выездные мероприятия в ключевых регионах. Вообще, мы стараемся объединить взаимоисключающие вещи: хотим найти такие продукты, которые можно продавать в больших количествах, и в то же время, чтобы эти продукты были востребованы в проектах и позволяли зарабатывать на поддержке, услугах, консалтинге. Но для этого дистрибьютор должен в течение какого-то времени оставаться уникальным со своими предложениями.
Идеальный пример партнерства — контракт с компанией Huawei. Этот поставщик был хорошо известен на телекоммуникационном рынке, но торговал напрямую. Затем вендор заинтересовался корпоративным рынком. Но партнеров, которые умели бы работать с дилерами и заказчиками, беря при этом на себя финансовые риски, предоставляя определенные поддержку и услуги, у Huawei не было. К тому же почти все крупные российские дистрибьюторы были связаны контрактами с Cisco. У нас такой контракт отсутствовал, поэтому нам ничего не мешало заключить соглашение с Huawei. Мы понимали, что эта огромная компания быстро разовьется и займет свою долю рынка с нами или без нас. Так лучше с нами.
CRN/RE: В чем, по вашему мнению, заключаются особенности партнерской политики проектного дистрибьютора?
В. С.: Основное отличие проектного дистрибьютора — акцент на повышении квалификации партнеров. Наши реселлеры должны хорошо разбираться в продукции. Если они не знают оборудования, то не смогут его продать. Поэтому мы вынуждены проводить много технологических семинаров, в том числе выездных. У широкопрофильного дистрибьютора одна задача — придумать акцию, которая заинтересует розничного продавца. Им надо мотивировать массовый спрос. Наша мотивация — на получение партнерами новых знаний, поскольку мы продвигаем серьезные вещи. И если у партнера появится еще один сертификат, у него увеличиваются шансы одержать победу в тендере.
Новая линейка — это возможность выиграть тендер и получить неплохую прибыль. Но сделать первый шаг — реализовать первый проект — задача сложная. Поэтому мы всегда стараемся найти таких партнеров, которые готовы вместе с нами «вложиться» в продвижение и раскрутку нового оборудования.
В отличие от широкопрофильных дистрибьюторов мы решаем большее число задач. Как правило, мы помогаем реселлерам общаться и с заказчиками, и с вендорами. Например, если дилер хочет получить авторизацию по какой-то продукции, он может обратиться непосредственно к вендору. Но этот путь долгий и сложный, не каждая фирма сможет его пройти самостоятельно. А с нашей помощью этот процесс облегчается.
CRN/RE: Каковы ваши планы развития бизнеса?
В. С.: Как я уже отмечал, в нынешних условиях нам необходимо каждый год предлагать новые решения. Мы должны внимательно анализировать потребности рынка, следить за изменениями технологических трендов и быстро на все это реагировать.
Конечно, как любая коммерческая компания, мы нацелены на рост бизнеса, причем наши показатели должны быть выше среднерыночных значений.
Пути повышения оборота и роста компании — поиск новых сегментов, вендоров, ниш, увеличение прибыльности существующих продаж. Многие из линеек, которые мы сейчас продвигаем, имеют большой потенциал для роста. Например, продукция Juniper, Huawei, LifeSize. Эти вендоры находятся в стадии быстрого наращивания своей рыночной доли, и мы вместе с нашими партнерами должны воспользоваться ситуацией.