На протяжении многих лет дистрибьюторская компания CPS сохраняет лидирующие позиции на российском рынке ПО. О приоритетных направлениях развития, некоторых тенденциях в области дистрибуции ПО и возможных угрозах новой волны кризиса рассказывает генеральный директор CPS Александр Кузнецов.
CRN/RE: Что изменилось в деятельности вашей компании за последние 12 месяцев?
Александр Кузнецов: Заметных изменений за последний год не произошло. Мы работаем по четырем направлениям: информационная безопасность, офисные приложения, системы автоматизированного проектирования, графика и мультимедиа. Соотношение между названными направлениями в первом полугодии 2012 г. осталось практически таким же, как и во втором полугодии 2011 г. Чуть более высокие темпы роста показывает сегмент офисных приложений, в основном за счет увеличения объема продаж Microsoft. В прошлом году мы усилили свою команду несколькими грамотными специалистами в этой области.
CRN/RE: Как вы оцениваете позиции CPS на рынке ПО?
А. К.: Наша компания входит в пятерку крупнейших российских дистрибьюторов ПО. Это большой успех, так как нам приходится конкурировать с такими серьезными соперниками, как «1С», MONT, «Аксофт». В некоторых сегментах мы пока слабее, но по продуктам Sony, Nero, Cyberlink, Сorel, Graphisoft мы лидируем.
Мы полностью преодолели последствия кризиса и сейчас наращиваем объем продаж. В 2009 г. оборот упал на 30% относительно 2008 г., но уже в 2010 г. мы практически вернулись на прежний уровень, а в прошлом году оборот вырос на 38%, на 10% превысив показатель 2008 г.
CRN/RE: Какое направление и какие продукты составляют основу вашего бизнеса?
А. К.: Превалирует направление безопасности — в первую очередь за счет продукции «Лаборатории Касперского». В других сегментах тоже есть свои флагманы. Продажа продукции 10 вендоров принесла нам примерно 67% прибыли. Среди них «Лаборатория Касперского», Nero, Corel, Embarcadero, Graphisoft и др.
CRN/RE: Какое влияние на рынок ПО и дистрибьюторский бизнес может оказать новая волна кризиса?
А. К.: Судить можно по опыту прошлого кризиса, тем более что, на мой взгляд, он так и не закончился, а лишь приостановился.
В 2008 г. главной проблемой были неплатежи и банкротства наших партнеров, в первую очередь это касалось розничных компаний, в том числе торговых сетей. Похожие проблемы были и на корпоративном рынке, причем недобросовестные партнеры действовали достаточно изобретательно — переводили свою деятельность в другие регионы, меняли владельцев и адреса. Потери в таких случаях достигали десятков миллионов рублей.
Если говорить о реселлерах, то там тоже не обошлось без потерь, но меньшего масштаба и большинство проблем нам удалось, так или иначе, решить.
Вызывает беспокойство также усиление пиратства и уменьшение расходов на ИТ, из-за чего у наших партнеров могут возникнуть проблемы с поставкой программного обеспечения конечным потребителям. Это мы уже наблюдаем по продлению лицензий — снизилось количество заявок относительно прошлого года. Утверждают, что это связано с сокращением штатов. Но, конечно, лучше продать 10 лицензий вместо 30, чем ничего.
Бороться с пиратством в нашей области мы можем, только занимаясь «просветительской работой» с сотрудниками правоохранительных органов. Мы уже проводили такие мероприятия — рассказывали им о том, как выявлять нелицензионное ПО, где его искать, о специфике законодательства и др. Правоохранительные органы в основном пресекают торговлю пиратским аудио- и видеоконтентом, но если объяснить, где и что искать, то некоторый эффект будет.
CRN/RE: Сколько компаний за последнее время ушло с рынка?
А. К.: Очень мало. Может быть, пять-десять из той тысячи, с которыми мы работали. Но после 2009 г. мы пересмотрели свою позицию относительно мелких компаний. Учитывая практику товарных кредитов, мы вынуждены относиться к ним очень осторожно.
CRN/RE: Как изменилось количество ваших партнеров?
А. К.: В 2009 г. стало меньше партнеров в связи с коллапсом строительного бизнеса, особенно пострадал сегмент CAD. Если говорить о постоянно работающих с нами компаниях, то сейчас мы вернулись к уровню 2008 г. — порядка тысячи постоянных, имеющих с нами дилерское соглашение. Правда, сократилось количество новых обращающихся к нам партнеров.
CRN/RE: Отмечаете ли вы в связи с кризисом и ужесточением борьбы с пиратством тенденцию к переходу на бесплатное ПО?
А. К.: Нет, мы не наблюдаем такой тенденции. Наоборот, запросы на свободное ПО сократились относительно 2007–2008 гг.
Кроме того, бесплатны преимущественно продукты минимального функционала для конечных пользователей. Те же AVG и Avast в более функциональных версиях уже коммерческий продукт.
Мне сложно судить о предпочтениях конечных пользователей, так как мы с ними не работаем. Но если говорить о сегменте СМБ, то здесь заказчики предпочитают не экономить за счет качества. Можно привести в пример продукцию Corel — очень низкий процент продаж обновлений, гораздо чаще покупаются новые версии. И это особенность нашего менталитета, российская специфика.
CRN/RE: Каковы, на ваш взгляд, перспективы облачных вычислений на российском рынке?
А. К.: Очевидно, что со временем облако полностью изменит парадигму ведения бизнеса, но мы пока не проявляем активности в этом направлении — «держим руку на пульсе» и смотрим, куда это пойдет. Говорят об облаках много, но проектов, принесших реальную прибыль, я пока не видел.
Я считаю, что облака — это в первую очередь сильный маркетинговый ход Microisoft, и они туда будут вкладывать деньги. То, что это в первую очередь маркетинг, для меня очевидно, потому что об облачных вычислениях я слышал еще в институте, в середине 80-х. Конечно, тогда не было Интернета, но принципиально нового в облаках ничего нет.
Дистрибуция, безусловно, сохранится, так же как и коробки. Вне зависимости от своего содержимого — диск, флэш-накопитель или ключ, они будут выполнять рекламную функцию. Хотя и мы, и другие компании уже активно используем онлайн-сервисы и электронную дистрибуцию. Дистрибьютор всегда будет выполнять свою основную функцию — работать с каналом продаж, являясь проводником политики вендора в области, например, маркетинга, определенной логистики, финансов и других областях бизнеса.